Делает акцент на отличии естественных сущностей, имеющих независимую от человека




Причину своего возникновения, от искусственных, причина которых заключена в

Деятельности человека. Кроме того, Аристотель и в физической сущности отдает

Приоритет форме, а она относительно активна (хотя и зависима от активности бога-перводвигателя).

Правда, в "Физике" Аристотель колеблется в трактовке проблемы природы: ведь,

с одной стороны, "она есть первая материя, лежащая в основе каждого из тел,

имеющих в себе самом начало движения и изменения", но с другой стороны, "она

есть форма и вид согласно понятию" (II, 1, с. 24). В своих колебаниях Аристотель

занимает и промежуточную позицию дуализма, говоря, что "природа двояка: она

есть форма и материя" (II, 2, с. 26), однако и в "Физике" в Аристотеле побеждает

идеалист, который сначала с оттенком нерешительности замечает, что все же "скорее

форма является природой, чем материя" (II, 1, с. 25), а затем уже решительно

провозглашает, что "форма есть природа" (там же).

<P>Идеалистическое истолкование природы Аристотелем еще более отчетливо сказывается

В его учении о природной целесообразности.

<P>Телеология в природе. Формальная причина связана, как мы видели, с причиной

Целевой. Цель - это форма, которая еще должна стать внутренне присущей вещи,

А форма - это цель, которая уже стала внутренне присущей вещи. Аристотель рассматривает

природу органицистски: это как бы единый живой организм, где "одно возникает

ради другого" (II, 8, с.3 6). Оно оптимистически утверждает, что "трудно решить,

что препятствует природе производить не "ради чего" и не потому, что "так лучше"

(II, 8, с. 35). Для Аристотеля очевидно, что "имеется причина" ради чего "в

том, что возникает и существует по природе" (II, 8, с. 36).

<P>Итак, в природе господствует целевая причина. Правда, приводимые Аристотелем

Примеры целесообразности касаются в основном лишь живой природы (флора и фауна)

И относятся скорее к целесообразности в строении и деятельности особи (соотношение

Резцов и коренных зубов, листьев и плодов), чем и целесообразности взаимоотношения

Между особями одного и того же вида, а тем более к межвидовой целесообразности.

Но в принципе допускается целесообразность даже в отношении между живой и неживой

Природой: дождь идет для того, чтобы рос хлеб. Полемизируя с течи, кто думает,

Что связь здесь случайная, самопроизвольная, по совпадению, т. е. внешняя, Аристотель

Сами понятия случайности и самопроизвольности подчиняет целевой причине.

<P>Случайность как непреднамеренность и самопроизвольность как самодвижение. Назвав

в "Физике" четыре первоначала, Аристотель озабочен тем, не упустил ли он чего-либо,

ведь "называют также в числе причин случай (тюхэ) и самопроизвольность (аутбматон)

И говорят, что многое и существует, и возникает случайно и самопроизвольно (само

собой)" (II, 4, с. 29 - 30).

<P>Аристотелю известны философы, "которые причиной и нашего не6а, и всех миров

считают самопроизвольность", философы, у которых "сами собой возникают вихрь

и движение, разделяющие и приводящие в данный порядок Вселенную" (II, 4, с.

Т. е., по-видимому, Левкипп и Демокрит. Ему известны, с другой стороны,

и мнения, отрицающие случайность. Об этом сказано в некоем "древнем изречении",

Об этом же говорят и другие, утверждающие, что ничто не происходит случайно,

Но что для всего, возникновение чего мы приписываем самопроизвольности и случаю,

Имеется определенная причина (здесь опять-таки имеются в виду атомисты). Необходимо

Отметить, что Аристотель совершенно неправомерно отождествляет здесь самопроизвольность

И случайность (а если он их различает, то по-своему, о чем ниже), тогда как

Это не одно и то же. Ведь то, что возникает самопроизвольно, само собой, из

Себя, не обязательно бывает случайным. Возможна ведь и внутренняя необходимость.

<P>Но пока что отметим объективность случайности по Аристотелю. Он ссылается при

этом на само обыденное сознание: "Все говорят, что одно возникает случайно,

другое - не случайно" (II, 4, с. 30). В "Метафизике" Аристотель выступает против

Того, что позднее было названо фатализмом (XI, 8, с. 193). Он там определяет

случайное как то, "что существует не всегда и не в большинстве случаев" (VI,

2, с. 110), или как то, "что, правда, бывает не всегда и не необходимым образом,

а также не в большинстве случаев" (XI, 8, с. 193).

<P>Аристотель пытается различить два вида причин. Он согласен с теми, кто утверждает,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: