Может иметь свое место. И так далее. Но не до бесконечности. Применяя наши образы,




Можно сказать, что ряд матрешек конечен, самую большую матрешку уже ничто не

Объемлет, а потому у нее нет места. И парадокса места не получается,

<P>Время. С этой категорией Аристотель связывает множество загадок. В каком смысле

Существует время? Да и существует ли оно. Ведь одна часть его в прошлом, другая

- в будущем, всякое настоящее можно бесконечно сужать, так что от него непрерывн

Отходят прошлое и будущее, и если время существует, как же оно может состоять

Из несуществующих частей? (IV, 10, с. 76).

<P>Парадоксально также взаимоотношение времени и движения. Время не существует

Без движения, но оно не есть движение. Время не есть движение, потому что время

Равномерно, движения же неравномерны, а если и равномерны, то одна равномерность

более медленная, другая - более быстрая. Поэтому "время - мера движения" (IV,

С. 82). Но парадокс в том, что само время измеряется движением, оторое

Есть мера времени. Итак, время - мера движения, а движение - мера времени. Выход

Из этого парадокса в том, что мерой времени является не всякое движение, а движение

небесной сферы. Это равномерное круговое движение есть "круг времени" (IV, 14,

С. 87).

<P>Если время - мера движения, то это предполагает число, ибо там, где есть мера,

Есть и число, число же должно кем-то считаться, поэтому время без души существовать

Не может, а если и может, то лишь потенциально, поскольку в объективных движениях

есть "прежде" и "после". Остается, однако, неясным, что это за душа. Ведь у

Аристотеля нет космической души Платона, которая как раз и считает движение

Небесной сферы, порождая время. Данное место из Аристотеля - явный пережиток

Платонизма, до конца не изжитый великим аналитиком. Вместе с тем Аристотель

Правильно замечает, что время - причина возникновения и гибели лишь по совпадению,

Само время ничего не производит и не губит, но все возникает и погибает во времени.

<P>Проблема настоящего. Более интересна диалектика настоящего, проблема "теперь".

Аристотель становится здесь почти Гераклитом и изменяет своей формальной логике,

К чему его толкает сам предмет, ибо время можно считать наиболее загадочным

Из всего, что есть в мире. Аристотель ставит ряд вопросов, связанных с проблемой

времени. Является ли "теперь" частью времени." Всегда ли "теперь" одинаково?

Или оно всякий раз разное? Связывает ли "теперь" прошлое и будущее или же оно

их разделяет?. Делимо ли "теперь"? Есть ли в "теперь" движение? Или покой."

Куда девается "теперь"? И вообще что это такое?

<P>На все эти вопросы Аристотель дает свои ответы. "Теперь" - не часть времени,

ибо частью измеряется целое, слагающееся из частей, "теперь" же не измеряет

времени и время не слагается из "теперь". "Теперь" - это "крайний предел прошедшего,

за которым нет еще будущего, и предел будущего, за которым нет уже прошлого"

(VI, 3, с. 10). "Теперь" - это граница, которая как связывает, так и разделяет

Прошлое и будущее (правда, разделяет оно потенциально, лишь в том случае, когда

в этом "теперь" процесс прекращается,- актуально). Поэтому время и непрерывно,

и прерывно. Поскольку "теперь" связывает, оно всегда само себе тождественно,

а поскольку разделяет, оно не одинаковое, а разное. "Теперь" неделимо. Если

Бы оно было делимо, то при подвижности границы будущее заходило бы в прошлое,

прошлое в будущее. В "теперь" нет ни движения, ни покоя, ибо в нем нет частей.

Ведь мы говорим о покое, когда тело оказывается в одном и том же состоянии два

момента, по одному моменту мы судить не можем, движется тело или нет. "Теперь"

Же одномоментно.

<P>Поскольку у Аристотеля "теперь" не часть времени, а лишь граница между будущим

И прошлым, то у него должно было бы получиться, что время не существует в той

Мере, в какой уже не существует прошлое и еще не существует будущее. Однако

Он такого вывода не делает.

<P>Критика Аристотелем апорий Зенона против движения. С позиций своей диалектики

Времени Аристотель обращается к зепоновским рассужденпям против движения, которые,

как уже было сказано, дошли до нас именно благодаря "Физике" Аристотеля. Опровергая

Зенона, Аристотель также использует свое учение о потенциальной бесконечности.

Деля интервал пополам, потом еще пополам, и так да бесконечности, Зенон говорит,

что тело не может пройти бесконечное число точек за конечное время ("Дихотомия").



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: