Мир дан нам в непосредственном ощущении в гораздо большей степени, чем небесные




тела, так что изучение его - благодарное дело, ведь о животных и растениях "мы

имеем большую возможность знать, потому что мы вырастаем с ними" (там же) и

Находимся с ними же в природном родстве.

<P>Хотя Аристотель и сам ощущал брезгливость и отвращение к внутренностям животных,

ибо в противном случае он не сказал бы, что "нельзя без большого отвращения

Смотреть на то, из чего составлен человек, как-то: на кровь, жилы и подобные

части" (I, 5, с. 51), он тем не менее противопоставлял этому свойственному многим

Людям и отпугивающему их от занятий биологией чувству наслаждение познанием,

Независимо от того, приятен или нет предмет познания непосредственному чувству

Человека, если, конечно, этот человек истинный ученый и тем более философ. Ведь

"наблюдением даже над теми из них, которые неприятны для чувства,- говорит Аристотель,-

Создавшая их природа доставляет... невыразимые наслаждения людям, способным

к познанию причин и философам по природе" (I, 5, с. 50). В познании же причин,

Как мы видели, Аристотель полагал суть научного познания и высшее проявление

Человеческого разума.

<P>При этом Аристотель отмечает, что не может понять, почему созерцание искусственных

Изображений произведений природы людям более по вкусу, чем наблюдение живых

Оригиналов, которое способно открыть причинную подоплеку наблюдаемого (что в

Случае мертвых изображений невозможно). Это соображение имеет также отношение

И к эстетической позиции Аристотеля. Отметим здесь, что Аристотель отдает предпочтение

Наблюдению жизни, эстетическому наслаждению от созерцания ее мертвого отображения

в искусстве. Распространенное же "извращение" Аристотель называет "странным

и противоречащим рассудку".

<P>Следовательно, перед нами апология реального наблюдения живой природы. Она

Противоречит вышеотмеченному умозрительному методу физики Аристотеля и тем более

Всей его метафизики. Это заставляет задуматься, а не прав ли немецкий исследователь

Иегер, который, пытаясь решить аристотелев вопрос, исходил из предположения,

Что развитие взглядов Аристотеля шло по магистральной линии изживания им платонизма,

А потому биологические работы Аристотеля с их эмпирическим методом завершают

Творчество философа. Это соображение подтверждается и тем, что после Аристотеля

В его школе возобладали конкретные и даже эмпирические исследования - прежде

Всего ботаника Теофраста и др. Но возражение, что у Аристотеля описаны и упомянуты

По преимуществу те животные, которые обитали в Восточном Средиземноморье, где

Философ находился во второй период, а потому собственно Аристотель начинается

С биологических работ, оказавших большое влияние на его учение о сути бытия

(сформулированное на основе модели живого вида), а тем более на телеологичность

Его мировоззрения, также, однако, существенно.

<P>Своего апофеоза эмпиризм Аристотеля-биолога достигает в его совете ничем не

пренебрегать при изучении природы: "Не следует ребячески пренебрегать изучением

Незначительных животных, ибо в каждом произведении природы найдется нечто, достойное

удивления" (I, 5, с. 50). Аристотель вспоминает при этом слова Гераклита, обращенные

Им к прибывшим для встречи с ним чужеземцам, которые замешкались на пороге его

Хижины, увидев его греющимся у слабого очага, смутились от такой жалкой обстановки

У столь великого философа. Заметив их смущение, Гераклит спокойно сказал им,

чтобы они смело входили, "ибо и здесь обитают боги". Эти легендарные слова великого

Мыслителя Аристотель применяет ко всем явлениям природы, пускай, на первый взгляд,

Самым незначительным вследствие своей малости. Червяк не менее божествен, чем

Сириус.

<P>Здесь Аристотель глубоко прав. Дело не в божественности червяка, а в том, что

Самые мельчайшие организмы наиболее могущественны и тот урон, который все еще

Наносит людям какая-нибудь ничтожная по своей величине палочка Коха, несоизмерим

по величине с уроном, причиненным людям "царями природы".

<P>Итак, Аристотель убеждает своих слушателей отказаться от предубеждения перед

Изучением живой природы, как низким и недостойным делом (и это ведь тот же автор,

который в "Политике" доказывает, что виртуозность в искусстве - дело рабов,

Благородному же достаточно просто хорошо играть, так как всякая виртуозность

порабощает человека). Аристотель говорил в своих лекциях по биологии: "Надо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: