Переходит непрерывно от тел неодушевленных к животным, через посредство тех,




которые живут, но не являются животными" (IV, 5, с. 13). В "Истории животных"

Сказано, что природа постепенно переходит от растений к животным, ведь относительно

некоторых существ, живущих в море, можно усомниться, растения они или животные;

Природа так же постепенно переходит от неодушевленных предметов к животным,

Потому что растения по сравнению с животными почти неодушевлены, а по сравнению

С неживым одушевлены. Более одушевлены те, в ком больше жизни и движения, при

Этом одни отличаются в этом отношении от других на малую величину.

<P>В XVIII в. швейцарский натуралист Бонне назовет такое восхождение видов "лестницей

существ". Она была понята эволюционистски: более высокие ступени появились позже

Во времени, чем более низкие, жизнь восходила со временем по этим ступеням.

Ничего подобного в биологических воззрениях Аристотеля еще не было. У него все

Ступени сосуществуют от века, все формы живой природы вечны и неизменны. Аристотель

Далек от эволюционизма. Все же Ч. Дарвин утверждал, что Линней и Кювье были

его богами, но эти "боги" только дети по сравнению со "стариной Аристотелем".

Дарвин высоко ценил Аристотеля как родоначальника биологии и как такого неэволюциониста,

Который подготовил эволюционизм своей идеей градации, иерархизацией форм жизни.

<P>Биологические открытия. С именем Аристотеля связаны также конкретные биологические

научные открытия. Жевательный аппарат морских ежей называется "Аристотелев фонарь".

Философ различил орган и функцию, связав первый с материальной причиной, а вторую

- с формальной и целевой. Аристотель открыл принцип корреляции в формуле: "Что

природа отнимает в одном месте, то она отдает другим частям". Например, отняв

Зубы в верхней челюсти, природа награждает рогами. У Аристотеля имелись и другие

Открытия.

<P>ТЕМА 69. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ

<P>Предмет психологии. Учение о душе, по существу, занимает центральное место

В мировоззрении Аристотеля, поскольку душа, по представлению Стагирита, связана,

С одной стороны, с материей, а с другой - богом. Поэтому психология - и часть

Физики, и часть теологии (первой философии, метафизики). К физике относится,

Однако, не вся душа, а та ее часть, которая не может существовать, как и физические

сущности вообще, отдельно от материи. Но "физическая" часть души и физические

Сущности не тождественны, поэтому не все в природе одушевлено - Аристотель не

Анимист, так же как он и не гилозоист. Одушевлено лишь живое, между одушевленностью

И жизнью ставится знак равенства.

<P>Поэтому психология в своей низшей, физической части совпадает по своему предмету

С биологией. Обе науки изучают живое, но по-разному: психология изучает живое

В аспекте целевой и движущей причин, а это и есть душа, биология же - в аспекте

Причины формальной и материальной. Аристотель отдает предпочтение психологии

перед биологией, говоря, что "занимающемуся теоретическим рассмотрением природы

Следует говорить о душе больше, чем о материи, поскольку материя скорее является

природой через душу, чем наоборот" (О частях животных I, 1, с. 39).

<P>Определение души. В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе

Понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехни.

Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души

Не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление

(энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа

Необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности

жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела"

(II, 1, с. 394) 1 /Аристотель. О душе, кн. II, гл. 1./, или: "Душа есть первая

энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью" (там же, с.

395), или: "Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор,

а такого стественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя"

(там же). Эти, на первый взгляд, трудные формулировки не должны нас пугать.

Аристотель желает сказать, что душа включается лишь при завершенности способного

К жизни естественного тела. Душа - спутница жизни. Ее наличие - свидетельство

Завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Но это значит, что Аристотель



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: