КРУГОМ — ВРАГИ. КРОМЕ КИТАЯ




 

За время президентства Путина Россия умудрилась на ровном месте испортить отношения с большинством стран окружающего мира. У России не осталось ни друзей, ни союзников. Мы ускоренными шагами движемся если не к изоляции, то к статусу страны, исключенной из процессов принятия важнейших международных решений.

Абсолютно неоправданно ухудшились отношения России со странами Запада. Запад — наш естественный партнер, открытый для сотрудничества с Россией. Как ни пытаются превратить нас в азиатскую страну противники интеграции с Западом, Россия — органичная часть европейской цивилизации. Западная модель открытого демократического общества и рыночной экономики — единственная подходящая для нас общественная модель развития, обеспечивающая высокий уровень жизни людей (богатые нефтью арабские княжества с микроскопической численностью населения не в счет). Западные демократии представляют наименьшую потенциальную угрозу для России, — они никогда не нападали на другие демократические страны. Главным нашим противником власти очевидно считают США, хотя они вообще никогда не нападали на Россию и во всех войнах были нашими союзниками. Государствам Запада принадлежит решающая роль в установлении нового миропорядка, сложившегося в мире после Второй мировой войны. Восстановление разрушенной войной Западной Европы по плану Маршалла и превращение ее в образец процветания для остального мира — результат плодотворного трансатлантического альянса между Европой и США, присоединение к которому должно стать стратегической целью России.

В отношениях с Западом не все так просто. К западным странам можно предъявить много претензий — и по поводу того, как они в 1990–е годы заставили обескровленную Россию взять на себя советский долг в объеме более 90 млрд. долларов, и по поводу недавних событий — например, иракской агрессии или размещения элементов американской ПРО в Европе.

Однако президент Путин полностью разучился использовать инструменты цивилизованного диалога, перейдя к тотальной конфронтации и провокациям. Например, о выходе из договора по ПРО США объявили еще в 2001 году — и за все это время не было сделано ничего, чтобы провести переговоры и подписать новый договор. Даже упертые советские руководители Брежнев и Громыко смогли сделать это. Путин все пустил на самотек. Теперь руки у США развязаны, и нам придется справляться уже с последствиями размещения элементов американской ПРО в Европе — возможность договориться с американцами была упущена в 2002 — 2005 годах.

Неудачи на дипломатическом поприще Путин попытался прикрыть провокациями — энергетическим шантажом, провокационными полетами наших бомбардировщиков к границам стран НАТО (как будто нельзя полетать над океаном в нейтральных водах), антизападной пропагандистской истерикой. В мире становится нормой бояться Россию, искать способы защиты от «российской угрозы».

Зачем нам эта конфронтация? На Западе никто не ищет войны с Россией, — а нам не по силам новое противостояние. Гонка вооружений разорит Россию, доля которой в мировой экономике составляет 2%, а доля США — 27%[26](размеры американской экономики превышает российскую более чем в десять раз). Новое противостояние возможно только за счет уменьшения пенсий, зарплат учителям и врачам, введения разорительных налогов для бизнеса.

Охлаждение отношений и медленное сползание России к изоляции препятствует возможности россиян свободно ездить за границу — из всех стран европейской цивилизации нам сложнее всего получать, например, шенгенские визы, в то время как граждане развитых демократических стран ездят друг к другу без виз. Между прочим, антизападная риторика наших руководителей не мешает их семьям жить и учиться во «враждебных» государствах — например, дочка министра иностранных дел Лаврова, особенно прославившегося на ниве агрессивных антизападных заявлений и внесшего заметный вклад в ухудшение отношений с Великобританией, учится не в России, а в Лондонском институте экономики.[27]

Нынешнее противостояние с Западом — печальный результат прихода к власти в стране непрофессионального руководства с советскими инстинктами, его неумения наладить нормальный диалог, деградации нашей дипломатии. Путин ложным образом понимает природу нынешнего отношения к России. Официальная пропаганда распространяет мнение о том, что Россию в последние годы стали больше уважать. Это не так. Нас стали не уважать, а бояться, как боятся людей с неуравновешенной психикой. Нас перестают воспринимать как взвешенных, рациональных, трезвых партнеров. Кто знает, что дальше выкинет Путин — очередное энергетическое эмбарго или полеты бомбардировщиков? Это не авторитет, это страх. Такая «популярность» России не нужна.

Россия поссорилась со всеми соседями по СНГ. Путин фактически развалил Содружество. Грубое вмешательство в выборы на Украине, эмбарго Грузии и Молдовы, энергетический шантаж Украины, Беларуси и стран Балтии, блокирование доступа среднеазиатских нефти и газа на международные рынки — с каждой из постсоветских стран у нас случился какой–то конфликт. В результате российское влияние на постсоветском пространстве резко уменьшилось. Неудивительно, что в ответ на наши колониальные замашки многие бывшие соседи по соцлагерю потянулись к Западу, там ища помощи и поддержки.

Из путинских «интеграционных проектов» — Единого экономического пространства, Таможенного союза — ничего не получилось. Постсоветские страны одна за другой, опережая нас, вступают во ВТО. «Лучший друг России» президент Казахстана Назарбаев путешествует по Вашингтону, Брюсселю, Пекину, раздавая обещания сотрудничества. Азербайджан отказался от закупок российского газа и использования наших нефтепроводов для транзита своей нефти и готовится ко вступлению в НАТО. Отношения охладели даже с Арменией, для которой подняли цену на газ и которая не может не пострадать от объявленной Путиным транспортной блокады Грузии.

Между тем, у России есть альтернативная стратегия. Мы должны были стать гарантом распространения свободы и демократии на постсоветском пространстве, задать постсоветским странам стандарты демократии, отказаться от колониальной политики, строить отношения с партнерами на принципах равноправия, а не пытаться распространить монополию «Газпрома» на всю территорию бывшего СССР. Только так Россия смогла бы стать не только крупнейшим авторитетом в СНГ, но и эффективным защитником прав русскоязычных меньшинств в этих странах.

Но пока что наши соседи возводят против нас барьеры.

Еще в 2000 году у России были нормальные отношения практически со всеми странами. Сейчас мы оказались в кольце врагов. Единственное исключение — Китай.

Путинскую политику по отношению к Китаю правильнее всего назвать «капитулянтской». Российский ВПК в годы правления Путина вооружал прежде всего китайскую армию. Россия стала крупнейшим поставщиком оружия для стремительно наращивающей боевую мощь армии Китая — эсминцев, самолетов, подлодок, ракетных систем «воздух — воздух» и «земля — воздух». Путин допустил китайские воинские соединения для проведения учений на российской территории — в 2007 году на учения в Челябинской области прибыли 1600 китайских военнослужащих. При попустительстве Путина Китай стремительно наращивал свое влияние в Центральной Азии, вытесняя оттуда Россию. Среднеазиатские страны строят новые нефте– и газопроводы в Китай, развивают транспортные связи, получают крупную финансовую помощь от китайских властей. Ради неких «высоких» геополитических целей Россия заключает кабальные соглашения по продаже нефти и газа Китаю по ценам, кратно ниже международных.

В пользу Китая Путин совершил крупные территориальные уступки — впервые со времен Никиты Хрущева, раздававшего российские земли другим странам. Согласно подписанному в 2004 году договору, Китаю отданы два крупных пограничных российских острова, Большой Уссурийский и Тарабарова. Общая площадь уступленной Китаю территории составила почти 340 квадратных километров. Сегодня на Большом Уссурийском острове, с которого открывается вид на Хабаровск, разворачивается массированное строительство города с населением 2,5 млн. человек — площадки для продолжения китайской экономической и культурной экспансии на Дальний Восток.

Китай — реальная угроза для нашей страны. В отличие от стран Запада Китай своих претензий на российскую территорию не скрывает. В то время как бывшему госсекретарю США Мадлен Олбрайт приписывают не сказанную ею фразу о том, что Россия «несправедливо владеет Сибирью» (как признался в 2006 году в интервью «Российской газете» один наш генерал, эта фраза была попросту выдумана), китайские деятели открыто высказываются о том, что территория Восточной Сибири и Дальнего Востока была «несправедливо захвачена» царской Россией. Этой же мысли учат школьников китайские учебники истории и географии. В Китае свободно ходят карты, где наши восточные земли закрашены одним цветом с территорией Китая.

Путин и другие представители прокитайского лобби в России убаюкивают нас разговорами о том, что «Китай не представляет опасности для России». Эти утверждения безосновательны. Напротив, анализ реального положения дел свидетельствует: пока в Китае у власти коммунисты, эта страна представляет непосредственную угрозу нашей безопасности. В нашей истории прямой вооруженный конфликт уже имел место — в 1969 году, из–за китайских претензий на остров Даманский. Китай уже превосходит Россию и по численности вооруженных сил, и по оснащенности всеми видами вооружений, кроме стратегических. Сегодня Китай располагает примерно 700 оперативно–тактическими ракетами дальностью 300 — 600 км, которые легко могут быть переброшены к нашим границам и поразить Хабаровск, Комсомольск–на–Амуре, Владивосток, Читу. Конкурировать с Китаем по возможности мобилизации живой силы в случае военного конфликта мы не сможем.

В 2006 году китайская армия проводила масштабные учения в Пекинском и Шеньянском военных округах, где отрабатывалась стратегическая операция наступательного характера с переброской войсковых соединений большой численности по суше на расстояние более тысячи километров. Против кого готовится проводить такие операции Китай? Явно не против Тайваня, Японии, США, в отношении которых уместнее отрабатывать высадку десанта. Военные специалисты открыто трактовали эти учения как отработку сухопутной войсковой операции на российской территории.

Заключенное Путиным соглашение о создании 200–километровой зоны вдоль границ, свободной от войск, выгодно только Китаю: в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока вся инфраструктура и коммуникации находятся как раз у китайской границы, оставаясь незащищенными. Наши Вооруженные силы не готовы к потенциальному конфликту с Китаем: по сценариям Минобороны основным вариантом развития событий на Дальневосточном театре военных действий, к которому готовят нашу армию, является отражение морских десантов (видимо, со стороны тех же США или Японии). К крупномасштабной сухопутной операции китайских войск с использованием авиационной и ракетной поддержки мы не готовы.

Российская армия не готова к отражению возможной агрессии с юго–востока, как в 1941 году оказалось не готова к агрессии с Запада.

Хочется надеяться на то, что в будущем конфронтации между Россией и Китаем не возникнет. Но кто знает, что на уме у китайских коммунистов. «Прячьте ваши истинные намерения», учил в свое время Дэн Сяопин. Мы должны быть надежно защищены от потенциальной китайской угрозы. Однако за время президентства Путина мы лишь шли на односторонние и весьма болезненные уступки Китаю.

Недавно в интервью американским журналистам Путин обвинил российскую оппозицию в пособничестве иностранным силам. Но его собственные действия скорее признак того, что он сам — агент китайского влияния в России, допустивший беспрецедентную в истории последних десятилетий сдачу национальных интересов чужой стране.

Мы ничего не добились односторонними уступками Китаю. Агрессивное и неконструктивное поведение наших властей способствует исключению России из процесса принятия важнейших решений широким кругом стран мира. Мы поссорились с Западом, но и на Востоке нас не ждут.

Это — последствия глупой, непрофессиональной внешней политики. Отстаивая свои интересы, Россия тем не менее не должна забывать о необходимости сотрудничества, поддержания добрососедских отношений с другими народами, коллективного решения глобальных проблем. Навязанная нам конфронтация с Западом, неоколониализм, внешнеполитические капризы должны уступить место мудрому и взвешенному подходу к международным делам, трезвой оценке стоящих перед Россией реальных угроз, пересмотру действующей капитулянтской политики по отношению к Китаю. Только в этом случае Россию действительно станут уважать.

 

УГЛУБЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА

 

Россия — страна тотального неравенства. Оно проявляется в самых разных формах, и в последние годы лишь усиливалось. Прежде всего речь — о межрегиональной и социальной дифференциации.

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в Москве составляет около 20 тыс. рублей, в таких богатых природными ресурсами регионах, как Ханты–Мансийский, Ямало–Ненецкий, Чукотский, Ненецкий автономный округа, — 25 — 30 тыс. рублей. При этом, безусловно, реальные доходы тех же москвичей существенно выше. В то же время в Дагестане среднемесячная зарплата составляет всего 4,5 тыс. рублей, в областях Центрально–Черноземного района — 6–8 тыс. рублей. Менее чем в трети российских регионов средняя зарплата выше среднероссийского уровня (11 тысяч рублей в месяц) или равна ему, в остальной России — ниже.

В то время как в 4 — 5 регионах России люди живут уже не хуже, чем в развитых странах Запада, то в остальной стране — как в Мексике. Одна из причин такой дифференциации — в проводимой Путиным политике бюджетного колониализма: если в 2000 г. распределение бюджетных доходов между центром и регионами составляло 50/50, то сегодня — 65/35. Другая причина — в сложившейся в России экономической модели государственно–монополистического капитализма, построенного на эксплуатации природных ресурсов страны. Некрупный и несырьевой бизнес в бедных природными ресурсами регионах не имеет возможности адекватно развиваться — из–за высоких барьеров входа на рынок, поддерживаемых чиновниками и связанными с ними монополиями, налогового террора властей, риска потери собственности, плохо развитой инфраструктуры.

Для преодоления дифференциации очень важно поддерживать экономическую активность населения, развивать малый бизнес, вовлекать как можно более широкий круг людей в предпринимательство — только так можно сделать значительное число россиян если не богатыми, то хотя бы состоятельными.

Но за годы президентства Путина число малых предприятий в России практически не выросло и сегодня составляет около миллиона, или менее 7 предприятий на 1000 человек населения. Для сравнения, в странах ЕС численность малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии — 50, в США — 75! Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50%, в Японии — почти 80%. В России в малом предпринимательстве занято всего лишь около 9 миллионов человек, или всего 12% от общего числа занятых. Примерно такая же доля малого бизнеса в нашем ВВП. Для сравнения, в США доля малых предприятий в ВВП — свыше 50%, в еврозоне — свыше 60%. Неудивительно, что люди в этих странах богаче живут, имеется широкий средний класс, а в России — нет.

В результате богатеют в основном те, кто близок к доходам от сырьевых ресурсов. Кое–что перепадает и гражданам. Но хотя доходы людей росли, их увеличение было непропорциональным увеличению богатства российских олигархов. Среднемесячная зарплата в России выросла с 80 долларов в 2000 году до более 400 долларов сегодня. Однако в это же время в путинской России были побиты все рекорды по росту числа миллиардеров. Если в 1999–2000 годах в мировом списке миллиардеров, составляемом журналом Forbes, вообще не было ни одного россиянина, то в 2007 году — уже 53 человека с суммарным состоянием 282 млрд. долларов.

Первое место заслуженно занял Роман Абрамович с 18,7 миллиардов. По показателю числа миллиардеров мы — третья страна в мире после США и Германии.

Вот вам и «борьба с олигархами»! При Путине олигархи стали лишь богаче. Богаче всех — безусловно те, кто сумел выстроить самые тесные отношения с Путиным, удачно продать ему «Сибнефть». При этом состояние высших чиновников и близких к ним людей — скрытых владельцев собственности, швейцарских нефтегазовых трейдеров, бенефициаров различных оффшорных фондов, близких к Путину и К°, вообще неизвестно и остается недоступным для списка Forbes…

Мы вовсе не призываем к борьбе с миллиардерами. Миллиардеры России необходимы, это — признак того, что у нас сформировалась зрелая рыночная экономика, сложились крупные национальные компании. Однако такой взрывной рост числа и состояния миллиардеров на фоне гораздо более скромного роста благосостояния остальной страны — скорее свидетельство того, что в путинской России далеко не все в порядке, пресловутая «борьба с олигархами» — не более чем пропагандистский лозунг, прикрывающий покровительство властей отдельным олигархам.

Мы также считаем, что совершенно другая экономическая политика могла бы создать гораздо большие возможности разбогатеть для широкого круга россиян. Благоприятный предпринимательский климат, открытая конкурентная среда и нормальные условия для развития бизнеса, прежде всего — малого и среднего, независимые суды, гарантии прав собственности, борьба с коррупцией — все это может способствовать более масштабному развитию предпринимательства и — главное! — среднего класса в стране. В России слишком высока концентрация активов в руках крупного бизнеса, а возможности для вовлечения более широких слоев населения в предпринимательство сдерживаются высокими барьерами входа на рынок — плодами альянса монополий и коррумпированных чиновников.

Рецепты решения этих проблем есть. Однако для того чтобы добиться успеха в их решении, криминально–монопольная экономическая система, сложившаяся при Путине, должна быть демонтирована.

 

ЭКОНОМИКА–ПУЗЫРЬ

 

Сегодня принято восторгаться достигнутыми при Путине экономическими успехами. Однако в реальности все совсем не так благополучно. На фоне нынешних мировых цен на нефть достигнутый рост ВВП смотрится удивительно скромно. При таком «нефтяном дожде» наша экономика должна была расти темпами 10 — 15% в год, как у наших соседей — экспортеров нефти, Казахстана или Азербайджана. Даже Китай и Индия, страны — импортеры нефти, покупающие ее на мировом рынке по нынешним сверхдорогим ценам, в последние годы росли темпами 8 — 10% в год, против скромных на этом фоне 6 — 7% в России. Темпы экономического роста в богатой нефтью России — одни из самых низких в СНГ: если в 2000 году мы были на втором месте в Содружестве по приросту ВВП, то в 2007 году откатились на 8–е.

Рост ВВП — не заслуга Путина. Экономический рост в России начался еще в 1997 году, после кризисного 1998 года он продолжился — в 1999 году ВВП страны вырос на 6,4%, т.е. был нисколько не меньшим, чем средний рост ВВП при Путине. Было бы странным, если бы нам не удалось достичь таких темпов экономического роста при столь высоких ценах на нефть. Кроме того, рос в эти годы в основном частный сектор, а госкомпании показывали весьма скромные результаты.

Но для того чтобы экономика развивалась быстрее, необходимы были структурные реформы и создание благоприятного климата для инвестиций в новые проекты, модернизацию экономики. Даже достигнутое не удалось конвертировать в реальную экономическую модернизацию страны, обновление производственных мощностей. Вместо модернизации страны путинский режим сосредоточил свое внимание на переделе собственности, упустив благоприятный момент для реформ. Такого шанса может больше не представиться — теперь болезненные социальные преобразования (например, ту же пенсионную реформу) придется, видимо, делать, когда цены на нефть опять упадут.

Жесткие действия в отношении частного бизнеса замедлили инвестиции в производство. Темпы роста инвестиций в нефинансовые активы были скромными — в 2000 — 2007 годах они составили в среднем всего 12,7% в год, тогда как в Китае, например, среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в 2002 — 2005 гг. превысили 26%. Китайский рост в полной мере можно назвать инвестиционным. Российская же экономика во многом росла за счет потребления, разросшегося на притоке нефтедолларов и иностранного капитала.

Зато в это время раздулись мощные пузыри на рынке акций и недвижимости, — вместо создания новых активов компании предпочитали инвестировать деньги в покупку акций других компаний и в недвижимое имущество. Двухкомнатная квартира в панельном доме советской постройки на окраине Москвы стоит 200 тыс. долл. — что это, как не следствие разгона цен инвесторами, скупающими недвижимость для помещения капитала? Капитализация «Газпрома» выросла с менее 10 млрд. долл. в 2001 году до 350 млрд., при том что добыча газа не росла, издержки и долг увеличились втрое, а вместо инвестиций в новые месторождения компания предпочитала скупать активы, — что это, как не пузырь, способный вскоре оглушительно лопнуть?

Накопленный корпорациями долг, потраченный на скупку активов вместо производственных инвестиций, превысил 400 млрд. долл. и почти равен объему государственных финансовых резервов. Основные заемщики — госкомпании: «Газпром», «Роснефть», госбанки. Если эти корпорации постигнет дефолт, расплачиваться за него придется нам с вами, а финансовые резервы государства окажутся быстро растрачены на поддержание на плаву неэффективных госкомпаний.

Зато быстрее ВВП росли государственные расходы, причем основная их часть ушла на содержание растущего госаппарата и спецслужб. Расходы бюджета на госуправление, национальную безопасность и правоохранительную деятельность на 2008 год запланированы в сумме 39 млрд. долларов (против 4 млрд. в 2000 году) — втрое больше, чем на «нацпроекты». Суммарная численность чиновников выросла на 600 тыс. человек, но эффективность госуправления не растет, преступность в стране по–прежнему высока и в среднем даже выше, чем в 1990–е.

Взятый курс на массовое создание госкорпораций лишь увеличивает аппетиты получателей бюджетных денег — эти корпорации не конкурентоспособны на рынке без государственного финансирования. Выброс бюджетных денег в экономику уже привел к всплеску инфляции, которая оказалась вовсе не абстрактной экономической категорией, а вполне болезненным явлением для простых людей. Рост потребительской инфляции до 15% и более означает рост цен на продукты питания в десятки процентов в год. Масла в огонь подлила и расцветшая при Путине монополизация экономики — неизбежный результат крышевания коррумпированными чиновниками «своих» компаний, не допускающих конкуренции на рынках. Оценки концентрации собственности в российской экономике, проведенные экспертами Всемирного банка, показали, что государственные компании и 22 крупнейшие частные финансово–индустриальные группы контролируют почти две трети объемов продаж промышленной продукции. Более половины активов банковской системы контролируют банки, аффилированные с государством или властными чиновниками, из которых примерно 45% — только 4 банка: Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ и Банк Москвы.

И все это называют путинским «экономическим чудом»? Нам нужна другая экономика — конкурентная, с низкими барьерами для инвестиций, низкой степенью участия государства в управлении предприятиями и перераспределении средств — и, напротив, сильной и эффективной системой государственного регулирования, прежде всего антимонопольного, направленной не на покровительство дружественным бизнесам и передел собственности, а на контроль за соблюдением всеми участниками рынка цивилизованных правил поведения, добросовестностью конкуренции.

Крайне важно, чтобы в стране развивался малый бизнес (подробнее мы уже говорили об этом в главе «Углубление неравенства»). Однако развиваться малому бизнесу в России мешают все те же высокие административные барьеры, коррупция, монополизм коммерческих структур, близких к чиновникам. Барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса, должны быть демонтированы. Среди многих возможных мер поддержки малого бизнеса важнейшие — борьба с коррупцией на всех уровня власти и демонополизация экономики.

Бюджетные средства должны направляться не на помощь госкорпорациям и наращивание расходов на госаппарат и спецслужбы, а на здравоохранение, образование, армию. Расходование бюджетных денег должно жестко контролироваться. Необходимо резкое сокращение участия государства в экономике, возврат к честной приватизации, практика которой начала нарабатываться в 1997 — 2002 годах. Бизнесу нужны гарантии прав собственности, работающие законы, независимые суды.

Построить такую экономику мы можем. Но от услуг Путина и его группировки в этом вопросе придется отказаться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: