Их существовании. Историзм Аристотеля мнимый. Говоря о семье, предшествующей




Образованию государства, философ знает лишь семью развитого рабовладельческого

общества, о которой он неисторически мыслит, считая, что это "первая естественная

форма общежития, неизменявшаяся во все времена человеческого существования"

(I, 1, с. 4).

<P>Действительно, семья в изображешш Аристотеля непременно имеет три двойные части

и соответствующие им три формы отношений, "первые и самомалейшие части семьи

суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети" (I, 2, с. 8), а потому "в семье

имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские"

(I, 2, с. 9). В соответствии с этим Аристотель различает в семье власть господскую

И власть домохозяина, первая власть - власть над рабами, вторая - над женой

И детьми. Первая простирается на предметы, необходимые для жизни, на рабов в

Том числе, вторая имеет в виду пользу семьи, жены, детей. Власть домохозяина

- своего рода монархическая власть. Власть жены в семье протпвоестественна:

"где природные отношения не извращены, там преимущество власти принадлежит мужчине,

а не женщине" (I, 5, с. 32). Аристотель с одобрением приводит в своей "Политике"

слова Софокла: "Молчание придает женшине красоту" (Аякс, стих 29). В таком отношении

К женщине сказалось ее приниженное положение в Аттике, в Афинах, где женщины

Были совершенно выключены из культуры, образования, общественных дел и политики.

<P>Далее в своем историческом экскурсе Аристотель неправильно считает, что несколько

Семей со временем ооразувт селение. На самом деле, как известно, индивидуальные

Семьи выделяются из первобытной общины, из групповых семей. У Аристотеля же

Сение - разросшаяся семья, интересы которой уже превосходят обыденные нужды.

Из нескольких селений как их энтелехия возникает государство. Аристотель описал

Здесь внешний процесс. Афины действительно сложились из нескольких селений,

В каждом из которых поклонялись своей Афине. Отсюда и множественное число в

Названии центра Аттики. Однако это лишь внешняя сторона дела. Аристотель в силу

Своей классовой и исторической ограниченности не смог глубоко взглянуть на суть

Процесса генезиса государства. Неверно представляет он себе и природу государственной

Власти. Для него власть в государстве - это продолжение власти главы семьи.

<P>Такова патриархальная теория происхождения государства Аристотеля. А так как

Власть домохозяина по отношешпо к жене и детям, как отмечалось, монархическая,

То и первой формой политического устройства была патриархальная монархия.

<P>Формы политического устройства, их классификация. Однако патриархальная монархия

- не единственная форма политического устройства. Таких форм много. Ведь всякое

Государство - сложное целое, состоящее из неподобных частей со своими представлениями

О счастье и средствах его достижения, причем каждая из частей государства рвется

К власти, дабы установить собственную форму правления. Разнообразны и сами народы.

Одни поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской,

А для иных нужна и свободная политическая жизнь, гoворит философ, имея в виду

Под последними народами только греков. При изменешш политического устройства

Люди остаются теми же самыми. Аристотель не понимает, что человек не внеисторическое

Явление, а совокупность всех общественных отношений, продукт своей эпохи и своего

Класса.

<P>Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному,

Качественному и имущественному признакам. Государства различаются прежде всего

Тем, в чьих руках власть - у одного лица, у меньшинства или у большинства. Таков

Количественный критерий. Однако и одно лицо, и меньшинство, и большинство могут

править "правильно" и "неправильно". Таков качественный критерий, Кроме того,

Меньшинство и большинство может быть богатым и бедным. Но так как обычно бедные

В большинстве, а богатые в меньшинстве, то деление по имущественному признаку

Совпадает с количественным делением. Поэтому получается всего шесть форм политических

Устройств: три правильных - царство, аристократия и полития; три неправильных

- тирания, олигархия и демократия.

<P>Монархия - древнейшая форма политического устройства, первая и самая божественная

Форма, особенно абсолютная монархия, которая допустима при наличии в государстве

Превосходнейшего человека. Аристотель здесь, в сущности, говторяет взгляды софиста



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: