Оценка результатов внеурочной деятельности




 

 

Учителя начальных классов

Кузнецова Евгения Александровна

Владарчук Татьяна Александровна

2014 год

В практике реализации Федерального государственного образовательного стандарта мы сталкиваемся с различными вопросами, требующими особого внимания и специальной подготовки учителя начальных классов. Один из таких важных аспектов при введении ФГОС является оценка результатов внеурочной деятельности.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности должна происходить на трех уровнях:

• представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, курса, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.);

индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:

· комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности в рамках общего образования (метапредметных, личностных и предметных результатов);

· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

· использование персонифицированных процедур оценки достижений обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций организации системы внеурочной деятельности;

· уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария их представления;

· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации программы при интерпретации результатов педагогических измерений.

Однако, учитель в своей работе сталкивается с отсутствием чёткого инструментария для такой оценки, с отсутствием потребности различных школьных «институтов» в результатах такой оценки, с отсутствием «границ» в самой оценке достижений результатов внеурочной деятельности.

Формы представления таких результатов обычно определяются локальными актами учебного заведения. Есть такой раздел и в ООП НОО МОУ лицей.

Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр.

Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Нам представляется, что в практике работы МОУ лицей, есть необходимость и возможность проведения мониторинга эффективности внеурочной деятельности. Опыт нашей работы по этому вопросу был обобщён на школьном методическом объединении учителей начальных классов МОУ лицей и одобрен педагогами.

Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности.

Задачи мониторинга:

· получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в лицее;

· отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей;

· организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности;

· подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга;

· подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.

Основные принципы организации и проведения мониторинга:

· использование информационных данных и системы мониторинговых показателей, наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;

· осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации;

· взаимосвязь мониторинговых исследований на всех уровнях.

Критериии мониторинговых исследований:

· личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);

· сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка, объединения (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.);

· качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности.

Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы:

Ø рост личностных достижений всех субъектов деятельности;

Ø удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;

Ø востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;

Ø расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы;

Ø положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях системы дополнительного образования школьного/ городского/всероссийского уровней;

Ø положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. школьного /городского/всероссийского уровней;

Ø успешность участия школьников в проектах различного уровня (победители в % к общему количеству школьников);

Ø расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционнный характер их содержания;

Ø повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;

Ø расширение социально-педагогического партнерства;

Ø общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, благодарности и т.п.);

Ø расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения внеурочной деятельности лицея;

Ø сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.

Для оценки эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности мы предлагаем использовать карту достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Конечно, в этой карте мы использовали опыт наших коллег. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: