Понятийный аппарат проблемы




Имени М.В. Ломоносова»

 

 

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры

(наименование высшей школы)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине Теоретические основы воспитания современной молодежи
На тему Теория и практика самовоспитания современной молодежи
 

 

  Выполнил (-а) обучающийся (-аяся): Аксёнова Анна Сергеевна
  (Ф.И.О.)
  Направление подготовки / специальность: 44.04.01 Педагогическое образование / Воспитательная деятельность с молодежью
  (код и наименование)
  Курс: 1
  Группа: 341806
    Руководитель: Аверкиева Галина Валентиновна
  (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)
Отметка о зачете        
    (отметка прописью) (дата)
Руководитель   Г.В. Аверкиева
    (подпись руководителя) (инициалы, фамилия)

 

 

Архангельск 2019

 

ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Понятийный аппарат проблемы.. 4

2 Компоненты процесса самовоспитания........................................................................7

3 Цели и задачи самовоспитания. 10

4 Содержание самовоспитания. 12

5Условия самовоспитания личности. 14

6 Методы и приемы самоспитания. 18

7 Критерии самовоспитания. 21

8 Педагогический опыт педагогов, направленный на самовоспитание личности....23

Список использованных источников. 38

 


 

Понятийный аппарат проблемы

Воспитание и самовоспитание – процессы, действующие взаимно, однако, на практике это не всегда учитывается. Прежде всего необходимо пересмотреть наше устоявшееся представление о воспитании как воздействии одних, пусть даже наилучшим образом подготовленных, на других.

Воспитание – это взаимодействие человека с совокупностью материальных и духовных элементов окружающей его действительности, условий общественной жизни, среды, являющихся средством накопления и поддержания его жизненных сил, необходимых для личностного и профессионального самоопределения, самореализации, становления.

Педагогическая сущность воспитания состоит в сознательном, организованном взаимодействии педагога и студентов, основанном на стимулировании активной деятельности студентов по овладению профессиональным и социальным опытом, ценностями, отношениями.

Психологическая сущность – это перевод внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм и правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение, т.е. в переводе студента из одного состояния в другое (с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации).

Самовоспитание – это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, в том числе и профессионального, совершенствование себя в различных направлениях развития в соответствии со своими интересами и интересами общества. Оно предусматривает:

¾ анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, самооценки, сравнения себя с другими, с идеалом, в качестве которого может быть модель конкурентоспособного специалиста; видение качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать; решение о работе над собой;

¾ постановку цели и разработку программы деятельности

¾ определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы сформировать или совершенствовать одни (желательные) и устранять другие (нежелательные) качества, достичь намеченных целей и поставленных перед собой задач;

¾ собственно деятельность – учебную, познавательную, трудовую, профессиональную, эстетическую, физическую – по решению поставленных задач; совершаемую с помощью волевого усилия над собой;

¾ саморегуляцию этой деятельности, предусматривающую самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование – уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.

Совершенствование себя – процесс далеко не простой. Необходимо, чтобы студент ясно понимал цель, представлял процесс в целом и отдельные его этапы, знал методы (приемы) самосовершенствования, самовоспитания и умел всю свою волю, чувства, мысли сконцентрировать на достижении цели и выполнении поставленных задач. Самовоспитание – это работа особая, потому что объектом усилий является сам человек. И результат работы – тоже сам человек, только в новом качественном состоянии. Но итог такой работы рассчитан не только на себя, а еще в большей мере на окружающих людей, общество в целом. Педагогическая энциклопедия дает следующее толкование: «самовоспитание –систематическая и осознанная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование своих положительных качеств,и преодоление отрицательных»[6].

Самовоспитание представляет собой осознанную, систематическую деятельность человека над собой с целью формирования необходимых личностных и профессиональных характеристик, воспитания высоких духовных качеств, достижения физического совершенства, закрепления профессиональных умений и навыков, овладения методикой руководства процессом собственного самосовершенствования на своем опыте.

По мнению В.А. Сухомлинского, «самовоспитание - это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает»

Психолог А. М. Ковальов утверждал, что «самовоспитание – это сознательная и планомерная работа над собой, которая направлена на формирование таких свойств и качеств, которые соответствуют требованиям общества и личной программе развития». Такого же мнения придерживается и А. И. Кочетов: «Самовоспитание – это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запрограммированные им силы и способности». [2]

В силу сказанного, самовоспитание – это самостоятельная, целеустремленная, систематическая работа человека по формированию и развитию своих лучших, социально ценных свойств и освобождению отнедостатков, осуществляемая с целью максимальной самореализации (самосовершенствованию) и служения обществу. На данном этапе можно сделать утверждение, что формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы - результат самовоспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: