Компоненты процесса самовоспитания




Куликова Л.Н. выявила следующие структурные компоненты самовоспитания на примере формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы.

Первый структурный элемент процесса самовоспитания, его исток–адекватная самооценка. Но самооценка складывается по-разному. Одни удовлетворяются поверхностной самооценкой, образующейся стихийно. Другие стремятся сознательно углубить ее,спрашивают мнение о своих действиях и характере у сокурсников, иногда у взрослых, аналитически его принимают; некоторые самокритичны к собственному поведению, личностным, свойствам, отношениям,сопоставляют себя с другими реальными людьми и художественными образами и пр. В этом случае самооценка точнее. Кроме того, она более значима для личности, так как ктивизирует самопознание, служит возрастанию духовных, нравственных потребностей, усиливает необходимость в новых способностях, свойствах характера, способах самореализации. Сформированная адекватная самооценка личности, как и сам опыт ее формирования и постоянного уточнения –это первый шаг вверх по лестнице саморазвития и самовоспитания личности. Поэтому самооценка является исходным структурным элементом процесса формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитиюу него внутренней свободы. Второй структурный элемент процесса – потребность в самовоспитании личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Потребность в самовоспитании возникает на основе адекватной самооценки. Самое главное значение самооценки для самовоспитания заключается в том, что она выводит личность на осознание противоречия между уровнями развития ее качеств – между имеющимся и желаемым. Это несоответствие переживается человеком как дискомфорт, побуждая ликвидироватьего собственными усилиями, подняться до нужного уровня развития. Иначе говоря, адекватная самооценка служит основой для появления потребности – самовоспитания. Поэтому если у человека сформирована потребность в самовоспитании, то можно говорить о том, что он поднялся на новую ступеньку формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Третьим структурным элементом процесса самовоспитания является развитие мотивации работы над собой. При этом вперед выдвигаются мотивы личностные, дело в том, что самовоспитанием надо заниматься, чтобы добиться поставленной цели, стать хорошим профессионалом в выбранном виде деятельности (что не возможно при наличии внутренней свободы). В сознании каждого из студентов все эти мотивы составляют сложную конструкцию, где одно подчиняется другому, причем их зависимость в разных ситуациях может меняться. И если будет сформирована вся совокупность этих мотивов и превалирующими станут мотивы личностные, то есть человек осознает «личностный смысл» самовоспитания, то можно говорить о том, что человек поднялся еще на одну ступеньку выше формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы, хотя работа над собой практически еще не началась и идет лишь во «внутреннем плане» личности, в мыследеятельности. [3]

Следующий структурный элемент процесса самовоспитания человека –определение цели. Известно,что цели первоначально ставятся простые, осознаваемые студентом как первостепенные, постепенно они углубляются помере развития самосознанияи последующих, успехов самовоспитания. Наметить цель работы над собой – значит выделить главные направления совершенствования себя. Это свидетельствует о новой,более высокой ступеньке развития личности,ее готовности к самовоспитанию, направленному на формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Но для того, что бы все представленные компоненты работали,необходима педагогическая система действий ведущих к самовоспитанию личности – программа самовоспитания, направленная на формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Прежде всего,это содержательная сторона работы над собой, на что нужно студенту обратить внимание, чтобы сформировать личностные качества будущего специалиста, способствующие развитию у него внутренней свободы. Но это длительный процесс, который со временем корректируется, уточняется. Чем шире поставлены задачи самовоспитания, тем многограннее будет программа.Следующий структурный элемент процесса самовоспитания человека – принятие решения. Это практически всегда есть волевой акт, потому чтоназад хода нет, это начало ежедневного самосозидания, так как в нем и самооценка, и сознание собственных потребностей, и мотивы, и цель самовоспитания, соотнесенные с программой, планом и правилами их осуществления. С этого момента включается еще один структурный элементсамовоспитания –применение методов самовоздействия. Все зависит от того, как студенты станут применять методы самовоспитания, то есть способы воздействия на себя с целью самосовершенствования. Участие личности в собственном развитии включает в себя, по мнению Куликовой Л.Н., три основных компонента, и три слагаемых: осмысление себя и окружающего мира, способность к волевым действиям саморегуляции, потребность в развитии [5].

С этого момента включается еще один структурный элемент самовоспитания – применение методов самовоздействия. Все зависит от того, как студенты станут применять методы самовоспитания, то есть способы воздействия на себя с целью самосовершенствования. Участие личности в собственном развитии включает в себя, помнению Куликовой Л.Н.,три основных компонента, и три слагаемых: осмысление себя и окружающего мира, способность к волевым действиям саморегуляции, потребность в развитии [4].

Таким образом, все названные структурные элементы процесса самовоспитания, в совокупности составляют единыйнепрерывныйпроцесс. Студенту, решившему всерьез начать самосовершенствование, необходимо знать и о том, что же именно может и должен он развивать у себя, каковы направления формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Основная задача преподавателяпри этомпоказать значимость каждого личностного качества, и создать условия для их успешного самовоспитанияу студентов в образовательной системесовременного вуза

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: