ВРАГИ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ 17 глава




Поэтому я и пише о Свердлове, как эмиссаре “сил неведомых”. И таким был не он один. Скажем, во время подготовки цареубийства на Волге полыхала война, восстания, телеграфные линии нарушались, и часть телеграмм уральские исполнители направляли Якову Михайловичу через Петроград, через Зиновьева и Урицкого. Следовательно, и они были причастны к “силам неведомым”, имели определенную степень допуска к тайне. Косвенным подтверждением этого служит очень уважительное отношение к Зиновьеву британских масонов. В.Г. Орлов в своей книге “Двойной агент” приводит любопытный пример: “В 12-м издании Британской энциклопедии читаем следующее: “Зиновьев Григорий (Овсей Гершон Аронор)…”… В 13-м издании (в советское время, прим. авт) читаем: “Зиновьев Григорий Евсеевич (1883 —), русский политический деятель… Он стал одним из руководителей Союза Советских Социалистических Республик… Плодовитый писатель, издал многотомное собрание избранных очерков и речей, которые могут служить богатым справочным материалом по вопросам революции и возрождения Советской России”.

Но вернемся к Свердлову. Был ли он масоном? Такие данные, в отличие от Троцкого, отсутствуют. Думается, что формально — вряд ли. В масонские ложи обычно принимали людей другого сорта и круга: образованных, внешне окультуренных, “просвещенных”. Недоучившийся гимназист, главарь уральских бандитов как-то не очень вписался бы в ряды “вольных каменщиков”.

И все-таки общие точки соприкосновения Якова Михайловича с “силами неведомыми” существовали! Оказывается, что этот деятель коммунистической партии, пламенный трибун, борец за идеи революции, “вождь номер два” являлся… оккультистом. И оккультистом убежденным, заядлым. Увлеченным последователем темных сакральных учений. “Неполноценность” его домашнего иудейского воспитания, отход от классического иудаизма из-за бродячей и бурной жизни революционера толкнули Свердлова к самостоятельному поиску неких “глубинных” истин. И он пришел к каббализму.

Доказательства? Они есть. Разумеется, если накопать доказательства из “желтой” прессы или с соответствующих интернетовских сайтов, они будут недорого стоить. Не более того, что стоит в наших газетных киосках богато представленная “оккультятина”, высосанная из пальца и прочих частей тела авторов. Для тех, кто не в курсе, поясню, что подобной тематикой чаще всего занимаются журналисты самого низкого пошиба, не сумевшие найти более солидное поле деятельности.

Нет, доказательства имеются даже и в советских источниках! Вполне открыто публиковавшихся во времена оны, политизированных, подглаженных и отретушированных. Но Свердлов был настолько махровым оккультистом, что свидетельства о его увлечениях просочились на страницы даже и таких работ! Приведу два примера из воспоминаний его жены К.Т. Новгородцевой.

В 1911 году, когда его супруга собиралась рожать, Яков Михайлович подбадривает ее и пишет ей из тюрьмы: “…Хотелось бы перелить весь свой “дух жив”, в надежде на укрепление твоего…” Как видим, словосочетание “дух жив” употребляется в смысле некой жизненной энергии. И это сочетание характерно для Свердлова, в его разговорах и письмах оно звучит еще не раз. И именно в таком виде, не “живой дух”, не “дух живой”, а “дух жив”. То есть это термин. В туруханской ссылке, где многие революционеры опускались, спивались, даже кончали жизнь самоубийством, Яков Михайлович убеждает, что главное — не терять “дух жив”, сохранять “дух жив”. Это действительно каббалистический термин, означающий “энергию”. Точнее, по оккультным представлениям, одну из нескольких “энергий”, присущих человеку.

Второй пример. В Туруханском крае, еще в Курейке, Свердлов приобрел собаку, которую назвал Пес. И очень полюбил это животное. Новгородцева пишет: “Размером он был с небольшого волка, на редкость силен и сообразителен. Был он весь черный, с проседью, с красивыми белыми метинами на лбу, груди и передних лапах, уши у него стояли торчком, как у волка…” То ли Свердлов его выдрессировал, то ли по какой-то природной специфике он ненавидел стражников. “Стоило какому-нибудь из стражников подойти к нашему забору, Пес кидался на них с такой свирепостью, что стражникам нередко приходилось спасаться бегством. Благодаря Псу стражникам никак не удавалось нанести нам внезапный визит. Они вынуждены были подходить с той стороны дома, которая выходила на улицу, и стучать в окошко…”

“Пес был бесконечно привязан к своему хозяину и никогда с ним не расставался. Куда бы ни отправился Свердлов, Пес следовал за ним по пятам. В Монастырском всегда можно было определить, где находится Яков Михайлович, так как у дверей того дома, куда он вошел, обязательно сидел неподвижный, как изваяние, Пес. В свою очередь, и Яков Михайлович очень любил своего четвероногого друга”. В конце 1916 г. Пес погиб. Как — не уточняется. И “Яков Михайлович страшно горевал”. Но что же делает горюющий хозяин? “Он попросил местного охотника выделать шкуру Пса”. И в дальнейшем всюду возил ее с собой. “Потом, в Кремле, эта шкура всегда лежала у кровати Якова Михайловича”.

 

“Пес был бесконечно привязан к своему хозяину и никогда с ним не расставался. Куда бы ни отправился Свердлов, Пес следовал за ним по пятам. В Монастырском всегда можно было определить, где находится Яков Михайлович, так как у дверей того дома, куда он вошел, обязательно сидел неподвижный, как изваяние, Пес. В свою очередь, и Яков Михайлович очень любил своего четвероногого друга”. В конце 1916 г. Пес погиб. Как — не уточняется. И “Яков Михайлович страшно горевал”. Но что же делает горюющий хозяин? “Он попросил местного охотника выделать шкуру Пса”. И в дальнейшем всюду возил ее с собой. “Потом, в Кремле, эта шкура всегда лежала у кровати Якова Михайловича”.

Тех, кто имеет домашних животных и действительно привязан к ним, от подобного проявления “любви”, наверное, передернет. Как же это — поступить подобным образом с трупом умершего четвероногого друга? Любоваться на его шкуру “на память”? Да еще и использовать в качестве коврика?

Но дело в том, что здесь описан известный магический ритуал. И не просто магический, а черной магии, некромантии. Сохраняя часть трупа, некроманты определенными обрядами стараются “притянуть” дух умершего существа к земле, к материальному плану. Не позволить ему уйти в мир иной. И использовать в своих целях. Если Пес был верным стражем при жизни, то и после смерти должен служить хозяину, стать его теневым, потусторонним стражем. Вспомним, что и после смерти Ленина оккультисты-масоны из руководства 1920-х годов примут решение мумифицировать и сохранить его труп, чтобы использовать в своих целях его дух. Даже гробницу выстроят по подобию древних пирамид.

Вот два примера. Всего два? Но если два доказательства попали в причесанную и цензурированную советскую литературу, то это не всего два. Это целых два! Это два достоверных доказательства. А двух достоверных, определенных точек, как известно, уже достаточно, чтобы провести по ним четкую и однозначную прямую. И в таком случае мы можем под иным углом посмотреть на некоторые другие факты из жизни Свердлова. Которые, в принципе, могли бы иметь и обыденное, безобидное объяснение. Но в свете его доказанного пристрастия к оккультизму позволяют предположить и совсем не “безобидное” толкование.

Например, из списков книг, которые заказывал Яков Михайлович из тюрем и ссылок, названия трудов по магическим дисциплинам, если они там присутствовали, конечно, были изъяты в советское время. Но обращает на себя внимание расширенный интерес к вполне обычным естественным наукам. Медицина, анатомия, математика и т. п. Из тюрьмы он сообщает Г.И. Окуловой (Теодорович) в 1911 г.: “Жду не дождусь учебников по математике…” К чему это профессиональному революционеру? Можно предположить — просто для самообразования, для “ликбеза”. Но может быть и иначе, что это требуется для совершенствования в других науках, оккультных. Между прочим, среди художественных книг, заказываемых Свердловым из мест заключения, был и томик стихов Гейне. На немецком, в подлиннике. Тот самый томик, откуда взяты ритуальные строчки “Валтасара”, помещенные на стене дома Ипатьева. Видимо, это стихотворение было популярно у иудейских оккультистов, воспринималось как пророчество или заклинание.

Выше уже отмечалось, что в ссылках Яков Михайлович горячо берется лечить товарищей, местных крестьян и особенно остяков с тунгусами. Не имея никакого медицинского образования, никаких лекарств. Откуда такая увлеченность? И как он их лечит? Очевидно, пытаясь использовать изученные им магические приемы.

Или возьмем случай, произошедший в 1911 г. в Максимоярском. Стражники при обыске изъяли у Свердлова бумаги с какими-то чертежами и схемами. И по совету священника о. Павла (Покровского) отправили “наверх”, начальству. Яков Михайлович объяснял, что это были всего лишь уроки геометрии, иллюстрация к доказательству теоремы Пифагора и т. п. Может, и впрямь стражники и священник были такими темными людьми? Сомнительно. Священнослужители в России получали довольно высокую общеобразовательную подготовку. Они же сами в церковно-приходских школах преподавали! А выпускники духовных училищ и семинарий, не пожелавшие принять священство, шли обычно работать учителями. Некоторым ученикам духовных заведений полученного образования потом хватало и для правительственных, военных постов — возьмите Сталина, Микояна, Подвойского, Василевского. Поэтому крайне маловероятно, чтобы о. Павел не знал школьной геометрии. Видимо, у Якова Михайловича были изъяты все же не геометрические чертежи, а магические.

Может быть, и неприязнь Сталина в Курейке объяснялась тем, что Свердлов навязывал ему свои оккультные представления? Попробуйте пообщайтесь с современными любителями астрологии, магии и т. д И убедитесь, насколько они “достают” собеседников. А вот причина горячей дружба, столь неожиданно и столь прочно связавшей вдруг Якова Михайловича с хасидом Шаей Голощекиным, становится совершенно очевидной. Ведь Шая по самому своему воспитанию понимал толк в каббалистике, мог что-то подсказать, подучить. У них были общие темы для разговоров, они вместе имели возможность предаваться оккультным занятиям.

Обратимся и к воспоминаниям, как Яков Михайлович в Туруханском крае ездил по стойбищам хантов и эвенков, выписывал в книжечку слова, учил языки и достиг возможности свободно общаться с ними. Зачем? Чтобы узнать о их тяжелой жизни под гнетом царской власти, как утверждает официальная версия? Не смешите! Во-первых, их жизнь не была тяжелой, никакого “гнета” не существовало. А во-вторых, ни в одном письме, ни в одной речи или статье Свердлова никаких данных о хантах и эвенках не прозвучало ни разу. Зачем же было такие усилия тратить, языки учить? Но вот секреты сибирских шаманов обязательно должны были интересовать Якова Михайловича. Тут для него, конечно, “овчина стоила выделки”.

Еще один момент о котором уже говорилось выше — его непонятная “научная” работа, которую он вел в Туруханском крае. Никаких следов этой “науки” ни в каких работах Свердлова тоже нет. И здесь также ответ напрашивается однозначный. Особенно если учесть версию, что “наука” касалась истории с Тунгусским метеоритом.

Подчеркнем, что оккультисты обратили на данный феномен повышенное внимание. В некоторых их теориях утверждалось, что это свалился на землю сам “падший агнел”. То есть сатана. (И до сих пор такие теории существуют, и доказательства приводятся — что вот, мол, упал метеорит на территорию России, и сразу все кувырком пошло: Мировая война, революция…) Отсюда понятны чрезвычайный интерес Свердлова к научным экспедициям, проезжавшим через Монастырское, завязывание знакомств, присылка ему из Красноярска литературы для “научной” работы. А его личное путешествие за полтысячи километров, на Подкаменную Тунгуску, вероятно, было предпринято для осуществления каких-то оккультных обрядов — Адольф Тайми писал, что к ссыльным в селение Подкаменная Тунгуска Свердлов заглянул уже позже, возвращаясь откуда-то со стороны верховий реки.

Приведем факт и сугубо личный. Своих родных детей Яков Михайлович почему-то называл не иначе как “звереныши”. А в единственном числе — “зверинька”, “зверюшка”, “зверек”. Опять можно было бы счесть случайностью, у родителей фантазия работает порой в непредсказуемом направлении. Скажем, Людовик XIV ласково звал своих отпрысков “козявками”, “какашками”, “вонючками”. Но… каббалисты очень внимательно относятся к словам. Слово — это мысль высказанная. По их представлениям оно само по себе вещественно, имеет собственную силу, несет определенный энергетический заряд. И лепить детям прозвище с потолка оккультист не станет. Если Яков Михайлович назвал пса — Пес, то он и желал видеть в нем “обобщенного” пса со всеми положенными качествами: верностью, преданностью, свирепостью к недругам хозяина. А если настойчиво, раз за разом, называл детей “звериньками” и “зверенышами”, значит и хотел добиться чего-то, выраженного этими словами. Получается, и себя подразумевал в качестве “зверя”?

С магическими соображениями, по-видимому, был связан и выбор Свердловым Кремля для размещения Совнаркома и ВЦИК. Согласно оккультным теориям, Кремль — “сердце” России. Кто владеет им, тот владеет и всей страной. Да и с точки зрения безопасности — оккультисты считают кремлевские стены не только физическим препятствием, а и мощным кольцом магической защиты. Со времени их строительства ни один враг не смог силой ворваться в них извне (поляков в XVII в. бояре впустили добровольно, а Наполеону Москву сдали без боя).

Наверняка не случайно для спецотряда Свикке (который, как представляется, был все же не ленинским, а свердловским) в качестве ключа для шифровок была дана книга “Демон”. Каббалисты всегда были внимательны к символике и словам. А какая символика подразумевалась при выборе книги, к каким силам шло обращение, выглядит очевидным.

 

Наверняка не случайно для спецотряда Свикке (который, как представляется, был все же не ленинским, а свердловским) в качестве ключа для шифровок была дана книга “Демон”. Каббалисты всегда были внимательны к символике и словам. А какая символика подразумевалась при выборе книги, к каким силам шло обращение, выглядит очевидным.

Наконец, вспомним и отрезанные головы Николая Александровича, Алексея и Анастасии. Зачем они понадобились Свердлову? Почему — три? Почему именно эти головы? Даже в “сенсационных” сплетнях о доказательстве, предъявленном Совнаркому, фигурирует только одна, царская голова. Следовательно, Яков Михайлович и в этом случае замышлял какие-то опыты из области черной магии.

Ну а суммируя сказанное, можно понять, почему именно на Свердлова обратили внимание “силы неведомые”. Почему именно он становится их доверенным лицом. Почему именно ему поручают тайну с организацией ритуального уничтожения царя и его семьи.

* * *

Эту часть главы я преднамеренно отделил звездочками. Поскольку то, что будет здесь изложено, в отличие от предшествующего, бездоказательно. И не может быть доказано. Таким образом, это не версия, не гипотеза, а считайте — просто авторские размышления. Их можно принять во внимание, а можно и пропустить. Но раз уж в ходе работы над книгой пришла в голову любопытная мысль, я и решил ее записать.

Возник вопрос — а только ли эмиссаром “сил неведомых” являлся Свердлов? Ведь он был весьма эгоистичной, весьма самостоятельной личностью. Предпочитал всегда действовать по собственному разумению, независимо. А подчинялся другим только тогда, когда это было выгодно ему самому (как подчинился Ленину).

Вот и подумалось — а не возносился ли он в мечтах гораздо выше чьего-то “эмиссара”? Не вознесся ли он в своих сокровенных помыслах аж до роли “машиаха”? Т. е. “мессии” еврейского народа? Напомню, что иудеи не признали Мессией Иисуса Христа и ждут своего “мессию” до сих пор. Причем, согласно иудейской традиции, он должен явиться, когда страдания “народа избранного” достигнут высшей точки. Поэтому уже были лжемессии. Например, в 1648 г., во время побоища евреев на Украине повстанцами Богдана Хмельницкого, объявил себя “мессией” некий Саббатай Цви. Позже у него был последователь Якоб Франк, утверждавший, что все религиозные запреты сняты, все позволено и грешить похвально, ибо таким образом сила зла преодолевается изнутри.

А в 1905 — 1907 гг, когда по югу России прокатывались иногда антиеврейские погромы (людей, возмущенных беспределом терроризма, в коем основную роль играла еврейская молодежь), тоже распространялись и раздувались идеи, что иудейская “чаша страданий переполнена”. Но это значило и ожидание “спасителя”. А Свердлов со своими бандитами выступал как бы “мстителем”, покровителем обиженных соплеменников. То же самое, о переполненной “чаше страданий”, вопила пресса в годы Первой Мировой, когда русское командование решило выселить евреев из прифронтовых губерний (из-за заметного из участия в шпионаже).

Однако отметим еще одну сторону этого вопроса. Ряд радикальных иудейских сект и оккультных масонских течений отождествляет ожидающегося “мессию” с… антихристом. Еще раз обращусь к документу масонских руководителей, который цитировался в главе “Британское” и прочее золото”. Там говорится, что каждый человек является “богом, первосвященником и монархом” для самого себя, масонство — “богом, первосвященником и монархом” человечества, а его “великие начальники” — это “священный батальон величественного патриарха, который, в свою очередь, является богом, первосвященником и монархом масонства”. Нетрудно понять, какой “патриарх” имеется в виду. Впрочем, и по некоторым другим учениям “мессия” в первую очередь должен сокрушить “гонителей” иудеев, христиан. И дать своим последователям власть над всем миром. То бишь должен соответствовать антихристу. Знал ли о таких теориях Свердлов? Безусловно знал.

Должен был он знать и о других теориях. По мистической традиции, как христианской, так и антихристианской, Святой Троице: Богу-Отцу, Богу-Сыну и Святому Духу, противостоит другая триада, черная — сатана, антихрист и лжепророк. При этом сатана остается вне земного мира, действуя через двух остальных членов триады и всевозможных духов. И небезынтересно, что некоторые магические школы сочли лжепророком… Ленина. Такие трактовки порой встречаются по сей день, например, в некоторых версиях расшифровок Нострадамуса. Так не логично ли было бы для Свердлова замахнуться на роль второго лица триады?

Имя — вполне подходящее. Не изначально данное отцом, а то, которое он носил. Яков. Согласно Ветхому Завету, Иаков — богоборец, боролся с самим Господом. Правда, не знал этого, и Господь его простил. Но французские богоборцы-масоны отнюдь не случайно стали “якобинцами”. А Яков Михайлович знал за собой и чрезвычайные личные таланты: феноменальная память, необыкновенные работоспособность, контактность, изощреннейший ум, умеющий мгновенно находить выигрышное решение в самых сложных ситуациях. Сверхчеловек, да и только! Как тут не разыграться гордыне?

Кроме того, мистическая традиция утверждает, что антихрист во многих внешних проявлениях должен походить на Христа, но быть его противоположностью. Не мог ли Свердлов сопоставить? Возраст соответствующий — 33 года. Долгое время — пребывание в “сокрытом” состоянии, и лишь потом внезапно он призывается к “служению”. И откуда призывается! Из тех самых мест, куда рухнул “падщий ангел”-метеорит! Кстати, и привязавшийся, неотступно сопровождающий черный пес, это у сатанистов знак “избранности” — вспомните Фауста.

А дальше он уже сам начинает творить “чудеса” — невероятные, фантастические, ему необыкновенно везет, ему все удается… Он обеспечивает своим соратникам победы, за считанные месяцы взлетает к самой вершине государственной пирамиды. И не только государственной! В перспективе — “мировая революция”. А с ней и дальнейший взлет его, Свердолова! Выходит — та самая власть над миром… Которая предсказана антихристу…

Яков Михайлович ожесточенно борется с христианством. Уже весной 1918 г. разворачивает подготовку к этой самой “мировой революции”, явно претендуя на лидирующую роль. Прозвище, данное Спиридоновой, “черный железный дьявол”, он воспринимает с гордостью, щеголяет им перед товарищами. Между прочим и “зверь” — это тоже обозначение антихриста. Он не ортодоксальный иудей? Да, не ортодоксальный. Он женится на русской, организует субботники и сам трудится по субботам. Но кандидат в “антихристы” может себе это позволить. Он не связывает себя формальностями, он должен установить в мире совсем иную, новую редигию.

Но… есть одно но. По всем теориям антихрист должен быть царем. И Свердлов, как видим, кое-чего достиг в данном направлении. Он живет в царском Большом дворце, пользуется царской мебелью, посудой, скатертями, постельным бельем. Он стал цареубийцей. И не для того ли ему понадобились головы Николая Александровича, наследника Алексея и царевны Анастасии, чтобы какими-то обрядами попытаться перенести с них магическую силу на себя, своего сына и дочь?

Однако если говорить о власти над Российским Царством, то есть о символическом замещении места царя, то на пути Свердлова стоял не только Николай II. На его пути стоял еще и Ленин…

Глава 26

КТО СТРЕЛЯЛ В ВОЖДЯ?

Царя убили, но положение Советской власти становилось все более напряженным. На Верхней Волге вспыхнули восстания под руководством Савинкова. Их удалось раздавить, как и мятеж командарма Муравьева, но в других местах не клеилось. Казаки Краснова очищали от большевиков Дон. Деникин перешел в наступление на Кубань, раскатал плохо организованные красные полчища и взял Екатеринодар. Самарские учредиловцы двигались вдоль Волги, войска других “областных правительств” вместе с чехами продолжали отбивать у коммунистов города Урала, “зачищать” Транссибирскую железную дорогу. Возникали и новые очаги восстаний. По приглашению самозваного “рабочего правительства” паровозного машиниста Фунтикова англичане вошли в Закаспийскую область, по приглашению Бакинского Совета направили отряд в Баку.

Произошла и высадка частей Антанты в Архангельске. При приближении иностранной эскадры в городе подняли восстание белогвардейские подпольные организации. Большевистское руководство во главе со “свердловцем” Кедровым в панике бежало, не оказав сопротивления. Десант был небольшим — всего 9 батальонов англичан, французов и американцев. Но поднялись и местные крестьяне, создавая ополчение. Было сформировано Временное правительство Северной области во главе с Н.В. Чайковским. Свергать большевиков страны Антанты отнюдь не собирались. Командующий группировкой генерал Пуль откровенно заявил: “Союзники явились для защиты своих интересов, нарушенных появлением в Финляндии германцев”. Плюс к этому все еще действовал прежний план создания “Восточного фронта” вместе с чехами. Плюс — прихватить под шумок что “плохо лежит”. Скажем, в Закаспийской области и Баку англичан интересовали вовсе не большевики, а нефть. А на Севере части Антанты и поддержавшие их белогвардейцы продвигались только до тех пор, пока не встретили организованную оборону, после чего остановились.

 

Но коммунистическое руководство очень встревожилось. Чичерин вел переговоры с германским послом Гельферихом, предлагая немцам оккупировать Петроград, чтобы оттуда красные части можно было перебросить под Вологду. На такой шаг Германия не пошла. Ей не до того было — на Западном фронте кипели напряженнейшие сражения “Второй Марны”. Но тайные переговоры продолжились в Берлине и завершились подписанием 27 августа дополнения к Брестскому договору. Немцы обещали свою поддержку, обещали даже очистить и отдать большевикам часть Псковщину и Белоруссии до Березины, а за это советское правительство под разными “благовидными” предлогами обязалось уплатить огромное количество золота, 245 тонн 564 килограмма. Впрочем, сделать это оно не могло. Каппелевцы и чехи с налета захватили Казань, и находившийся там золотой запас России тоже попал в их руки.

Неспокойно было и в тылу. Утром 30 августа в Петрограде был убит начальник здешней ЧК Моисей Соломонович Урицкий. Мрачный и страшный человек, вовсю производивший бессудные расстрелы и казнивший сотни мирных граждан. Рассчитался с ним Леонид Канегиссер. Еврей по национальности, бывший юнкер Михайловского артиллерийского училища, поэт-романтик, отомстивший за смерть своих русских друзей-юнкеров и их близких. Действовал отчаянно, подкараулил Урицкого возле здания ЧК, и, когда он приехал на службу, уложил его прямо в вестибюле. После чего попытался скрыться на велосипеде. За ним сразу ринулись в погоню, Канегиссер отстреливался, но его догнали, сбили с ног и скрутили. Из Москвы в Питер сразу же отправилась следственная бригада ВЧК во главе с Дзержинским.

А вечером прозвучали выстрелы и в столице, на заводе Михельсона… История с покушением на Ленина до сих пор остается очень темной и загадочной. И однозначного ответа, кто организовал теракт, даже кто был непосредственным исполнителем, еще не найдено. Так, уже многие исследователи обратили внимание на то, что весомых доказательств, уличающих Каплан, в материалах следствия… нет. А на вопрос о причастности к покушению партии эсеров нужно ответить вообще отрицательно.

Начнем с того, что Фанни Каплан (Фейга Ройдман) была тяжело больной женщиной. И к тому же… полуслепой. И к эсерам она никогда не принадлежала. Она родилась на Волыни, в семье “учителя еврейской общины” (видимо, раввина) — впоследствии отец с семерыми другими детьми эмигрировал в США. А Фанни, как и многие другие представители еврейской молодежи, в годы первой революции ударилась в терроризм. Вступила в организацию анархистов. Когда готовилось покушение на киевского генерал-губернатора Клейгельса, в комнате Каплан по неосторожности взорвалась бомба. Несколько соратников было убито, а сама она получила тяжелую контузию, была арестована и приговорена к пожизненной каторге.

Из-за контузии начались проблемы со зрением. Как сообщала ее подруга, “…Каплан ослепла 9 января, в четвертую годовщину Кровавого воскресенья… Она и прежде теряла зрение, но ненадолго, на два-три дня. На этот раз ее прозрение длилось почти три года. Тюремные врачи потерю зрения Фаней Каплан связывали с резкими головными болями, которыми она жестоко страдала на каторге”. Была освобождена Февральской революцией, получила путевку в Евпаторию, в санаторий для пострадавших “политических”. Потом устроилась работать в Симферополе на женских курсах. В материалах следствия указано и то, что зимой 1918 г. она якобы ездила в Харьков, где ей делали глазную операцию. Что было невозможно проверить, Харьков находился под немцами. И что вызывает сомнения. Вряд ли в революционном Харькове функционировали учреждения, вроде клиники Федорова, способные быстро и полноценно вернуть зрение. Да и слепота Каплан определялась вовсе не офтальмологическим диагнозом, а была связана с контузией и головными болями, то есть была вызвана мозговой травмой или перенесенным стрессом.

В Москву она прибыла за несколько месяцев до рокового дня (когда именно, почему-то нигде не упоминается, но, скорее всего, уехала с Украины в связи с немецкой оккупацией). Жила у подруг-каторжанок Анны Пигит и Веры Тарасовой-Бобровой. Из-за болезни нигде не работала. Очень стеснялась своего положения нахлебницы. И изображала, будто у нее есть какие-то дела. Брала портфель и уходила. Хотя подруги подметили, что портфель у нее пустой или с какими-нибудь ненужными бумагами, и что она без дела слоняется по Москве и сидит в скверах на лавках. А 30 августа она, вроде бы, собиралась ехать в больницу, ей опять стало хуже. Револьвера или другого оружия у нее никогда не замечали. И она, кажется, никогда в жизни не училась стрелять.

Вот и посудите, неужели опытные боевики-эсеры могли столь легкомысленно поручить такую важную акцию больной женщине, которая вполне может подвести? Да и где вообще гарантия, что полуслепая попадет? И в того, кого нужно? Каждый, кто хоть раз стрелял из боевого пистолета, думаю, согласится со мной, что из этого оружия и вполне здоровый человек поражает цель не всегда. Нужен и навык, и обязательно — твердая рука.

Перейдем к самому покушению. Все показания состоят из сплошных неувязок и противоречий. А иногда существуют и в нескольких вариантах. Ленин, закончив выступление, вышел с гранатного цеха завода. Стала вытекать и толпа присутствующих, создав пробку в единственных дверях. Рядом с Ильичом шла кастелянша соседней больницы Попова и пыталась выспросить наболевшее, почему опубликовано распоряжение не отбирать продукты, везущиеся из деревни, а заградотряды все равно отбирают. Он отвечал, что да, мол, еще есть злоупотребления, но с этим будет навелен порядок. И вот возникают два варианта показаний шофера Гиля. По одному из них: “Я увидел сбоку, с левой стороны от него (Ленина), в расстоянии не более трех шагов, протянувшуюся из-за нескольких человек женскую руку с браунингом, и были произведены три выстрела, после которых я бросился в ту сторону, откуда стреляли. Стрелявшая женщина бросила мне под ноги револьвер и скрылась в толпе… Поправлюсь, после первого выстрела я заметил женскую руку с браунингом”. То есть, стреляли из толпы. По второму варианту, “она стояла с левой стороны машины, у переднего крыла, и целилась в грудь Владимира Ильича”.

Показания явно подправлялись. Поскольку сперва следствие не располагало данными ни о количестве выстрелов, ни о марке револьвера. Пыталось выяснить, но в течение нескольких дней таких сведений добыть не получалось. А разглядеть, что это браунинг в сумерках, при накрапывающем дождике вряд ли было возможно. К тому же по показаниям других свидетелей, Гиль ждал Ленина, сидя в машине! И только после выстрелов стал вылазить. О чем он и сам проговорился — увидев Ильича, стал заводить мотор. А когда заводят мотор, по сторонам обычно не смотрят. Смотрят перед собой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: