Почти все многообразие совершаемых финансовых трансакций фирмы есть результат взаимоотношений фирмы с субъектами внешней среды. Особую значимость в финансовой, жизни фирмы имеют взаимоотношения с налоговыми органами и другими органами аналогичного назначения по поводу налогов и сборов в кассу государства, и местных органов. Во всех странах эти отношения появляются вместе с рождением фирмы и сопровождают ее на всем протяжении жизни.
С давних времен политологи, экономисты, юристы задумывались над проблемой налогов. Размышляя о природе государства и механизме его функционирования, ученые постоянно наталкивались на мысль: на какие же средства существует государство, откуда они поступают? Совершенно очевидно, чтобы содержать аппарат принуждения и управления, как имманентные атрибуты любого государства, нужны определенные средства. Безусловно, эти средства должны носить централизованный характер, иначе не может быть реализована ни внешняя, ни внутренняя политика государства.
На протяжении человеческой истории формирование централизованных средств государства осуществлялось разными путями — от самых варварских (путем физического изъятия этих средств со своих подданных) до современных, цивилизованных — путем принудительных сборов налогов. Следовательно, залоги представляют собой принудительные сборы с налогоплательщиков в денежной форме с целью формирования централизованных фондов государства Другими словами, налоги носят фискальный характер, т. е. характер принудительного изъятия.
Пока существует государство, существуют и налоговые отношения, и в этом смысле они носят объективный характер. Специфика этих отношений состоит в том, что между налоговыми органами, с одной стороны, и фирмами и гражданами как налогоплательщиками, с другой, часто возникают противоречия, иногда переходящие в антагонизмы и конфронтацию по поводу размеров налогов. Более 200 лет назад А. Смит в своем знаменитом трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественный ход вещей». Это известное предположение с тех давних пор никто не отважился опровергнуть, хотя очень редко государства и правительства следовали ему.
Двойственный характер налоговых отношений сформировал у налогоплательщиков определенный стиль поведения по отношению к налогам, базирующийся на следующих принципах:
· налоги надо платить, поскольку это своего рода финансовая повинность, т. е. финансовая государственная обязанность фирмы;
· платить только минимальную сумму положенных налогов;
· платить налоги следует в последний день установленного для этого срока.
По существу на этих принципах строятся взаимоотношения между фирмой и налоговыми органами. Такое стремление мы наблюдаем во всех странах с развитой рыночной экономикой. В современной России картина обратная. Поданным налоговых органов в 1996 г. из 2, 7 млн. зарегистрированных налогоплательщиков — юридических лиц:
· 16% следовали в своей деятельности вышеизложенным принципам;
· 20% платили налоги неравномерно, с нарушением сроков;
· 30% хронические должники по налогам;
· 43% не платили налоги вообще, т. е. это «мертвые» предприятия или представляются таковыми.
При всем многообразии форм и видов налогов они делятся на две большие группы:
· прямые налоги;
· косвенные налоги.
Прямые налоги — это те, которые налогоплательщики уплачивают непосредственно из своих доходов, со своего капитала, земли, недвижимости и т. д. Под косвенными принято понимать налоги, которые, производители товара перекладывают на конечных потребителей своей продукции, работ, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи). В большинстве случаев в качестве конечного потребителя выступает население.
Основным прямым налогом является налог на прибыль. В доходах бюджета нашей страны до последнего времени он занимал доминирующее положение. Налог на прибыль используется практически во всех странах с рыночной экономикой. Главное его достоинство — наличие общепринятой, хорошо изученной и отработанной в учете, отчетности и статистике налоговой базы — прибыли.
Другой вид прямого налога — подоходный налог с населения, который не является новым в хозяйственной практике. В области его применения накоплен большой опыт. Вместе с тем радикальные изменения, происходящие в производственных отношениях, наложили соответствующий отпечаток и на подоходное налогообложение населения. Расширена сфера действия этого налога, поскольку кроме основного традиционного источника доходов населения — заработной платы — появился ряд новых, привнесенных рынком источников доходов граждан, например проценты, дивиденды и др. Большие изменения вносятся в подоходное налогообложение с целью обеспечения мер по социальной защите населения. Достигается это путем увеличения размера необлагаемой части заработков, а также понижением налоговых ставок в начале шкал налогообложения, полным или частичным освобождением отдельных категорий граждан от подоходного налога.
К прямым налогам относятся также налог на недвижимость, на землю и другие, которые не нашли пока существенного распространения в нашей стране.
Мировой практикой доказано, что прямые налоги значительно эффективнее косвенных. При прочих равных условиях чем выше доля косвенных налогов в общей массе налоговых поступлений, тем слабее связь эффективности и результативности хозяйствования с бюджетом. Тем не менее, доля косвенных налогов в нашей стране в последние годы существенно увеличилась.
Основным представителем косвенных налогов во многих странах, в том числе и в России, является налог на добавленную стоимость (НДС). По своему содержанию НДС следовало бы назвать налогом на конечное потребление, поскольку в действующих методиках его исчисления не удалось выдержать методологический подход, обеспечивающий единство налогооблагаемой базы на всех стадиях производства продукта, зато четко прослеживается стремление сделать основным налогоплательщиком конечного потребителя товара.
Параллельно с налогом на добавленную стоимость взимается другой косвенный налог — акцизы, т. е. фиксированная сумма налога на определенные товары. Ставки акцизов, установленные в процентах к стоимости продукции в отпускных ценах, применяются к ограниченному кругу товаров не первой необходимости и к предметам роскоши. Акциз включается и облагаемую базу налогом на добавленную стоимость.
В специальной литературе встречается и другая классификация налогов — в зависимости от характера объекта налогообложения:
· налоги с доходов (выручки, прибыли, зарплаты);
· налоги с имущества (предприятий и граждан);
· налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (операции с ценными бумагами, с доходов казино и др.);
· налоги за выполнение некоторых действий (таможенные и государственные пошлины).
При всей очевидной правомерности обеих классификации вопрос этот не столь прост, поскольку проистекает из самой сущности налогов, а потому является предметом исследования фундаментальной теории финансов.
(Современная налоговая система — это сложный механизм, который в современной России имеет характерные особенности:
· высокий удельный вес косвенных налогов;
· явный акцент в распределении тяжести налогового бремени между гражданами и фирмами в сторону последних;
· наличие разветвленной государственной налоговой службы РФ с жесткой вертикальной иерархией органов (инспекций) с параллельным выполнением налоговых функций двумя другими федеральными ведомствами: органами налоговой полиции и органами Государственного таможенного комитета РФ;
· обязательность постановки всех налогоплательщиков на учете в налоговых органах. На практике это означает, что расчетные и другие счета в банках могут отрываться фирме только после постановки ее на учет в налоговой инспекции и сообщения последней информации об открываемых счетах;
· наличие жестких карательных мер за нарушение налогового законодательства — от принудительного взыскания с фирмы-виновника недоимок в бюджет до тюремного заключения ее служащих;
· действие режима приоритетной очередности налоговых платежей;
· громоздкость и крайняя изменчивость налогового законодательства. При этом следует иметь в виду, что изменчивость и гибкость налоговой системы совершенно не одно и то же. В международной финансовой практике под гибкостью налоговой системы принято понимать наличие прав у налогоплательщиков пересчитывать суммы налогов за определенный прошлый и будущий периоды. К примеру, если фирма США сегодня терпит убытки от основной деятельности, то эти убытки она имеет право вычесть из налогооблагаемой прибыли за 3 прошлых года и 15 будущих лет. Подобных прав у отечественных фирм сегодня нет.
Современная налоговая система России не соответствует общепринятым требованиям теории налогообложения, что особенно наглядно проявляется в косвенных налогах.
Теоретически базой обложения налогом на добавленную стоимость является вновь созданная стоимость фирмы. В современной России базой для начисления налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата как реальные элементы вновь созданной стоимости, но и амортизационные отчисления.
Изъятие части амортизации через НДС вместо стимулирования подавляет инвестиционную активность фирм в условиях общего спада в экономике. Кроме того, в состав налогоблагаемой базы для исчисления НДС включаются акцизы, сумма таможенных пошлин, которые элементами вновь созданной стоимости также не являются. Вследствие этого НДС теряет свое теоретическое содержание, превращаясь на практике в налог с продаж, увеличивающий цену товара.
Возможно, с выходом Налогового кодекса РФ специфические черты отечественной налоговой системы станут не столь актуальны; ожидается ослабление налогового бремени для фирм, сокращение количества налогов.
Несмотря на очевидную агрессивность государственной налоговой политики в России, фирмы при умелом использовании рассмотренных выше принципов построения взаимоотношений с налоговыми органами могут вполне успешно функционировать в современных условиях. Важно всегда помнить: налоги для тех, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.
Деньги, их функции, виды денег. Теории денег. Денежное обращение. Законы денежного обращения. Понятие и типы денежных систем. Денежная система РФ. Международная денежная система.
Деньги – это особый, общественно-признанный товар, всеобщий эквивалент.
Функции денег:
1. средство обращения (деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг)
2. средство сохранения богатства (деньги дают возможность сохранить часть полученной прибыли на будущее, как бы законсервировать их до тех пор, пока они не потребуются)
3. мера стоимости (т.е. их способность измерять стоимости всех товаров, служит посредником при определении цены)
4. мировые деньги (деньги используются для международных расчетов. В роли мировых денег выступает золото)
5. средство платежа
Виды денег (металлические монеты или бумажные банкноты ). Первым видом денег были товарные деньги. Кредитные деньги – бумажные знаки стоимости, возникшие на основе кредита. Различают 3 вида кредитных денег: вексель, банкнота,чек. Вексель- долговое обязательство, выдаваемое отдельными лицами. Банкнота - долговые обязательства банков. Чек – денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодержателя кредит.учреждению о выплате держателю чека указанной в нем суммы. Чек служит средством получения наличных денег с текущего счета в банке. Кредитные карточки – именной документ, выпущенный банком или торговой фирмой, удостоверяющий личность владельца счета в банке и дающий право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными. «Почти деньги» - ликвидные активы, имеющие фиксированную номинальную стоимость и легко обращаются в наличные деньги или чековые вклады.
Теории денег.
1. Металлическая теория денег Представитель - У.Стэффорд (1554-1612) Господствующее учение - меркантилизм. Богатство отождествлялось с деньгами. А деньги - с драгоценными металлами и прежде всего с золотом.
2. Номиналистическая теория денег Представитель - Дж.Беркли(1685-1753)
Дж.Стюарт(1712-1780) Деньги создаются государством, ценность денег определяется не металлическим содержанием, а тем, что на них написано, их номиналом.
3. Количественная теория денег Представитель - Дэвид Юм(1711-1776) Увеличение количества денег в обращении способствует не росту богатства страны, а лишь росту цен на товары.
Денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Денежное обращение имеет две основные формы: наличную и безналичную. Наличное денежное обращение – движение наличных денег в виде банкнот, монет, бумажных денег. Безналичное денежное обращение - это движение электронных денег, т.е. записей на счетах. Безналичное денежное обращение доминирует (т.к. ускоряет денежный оборот, удобство и др.). Между наличным и безналичным денежными оборотами существует взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной в другую сферу денежного обращения.
Законы денежного обращения. Скорость обращения денег – скорость оборота денежных запасов, т.к. она равняется скорости, с которой расходуются деньги на товары и услуги в период времени.
Основной закон денежного обращения, формула которого была представлена К. Марксом, связывает цены, скорость обращения и количество денег: Количество денег = Сумма цен / число оборотов денежных единиц.
Денежная система – это исторически сложившаяся и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране.
Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги. В связи с этим выделяют два типа денежных систем:
1. система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменены на металл.
2. система обращения кредитных и бумажных денег, при которых золото вытеснено из обращения.
Элементы денежной системы и их взаимодействие
Элементами денежной системы являются те ее составляющие части, на которых основывается организация кругооборота денежных ресурсов: денежная единица, масштаб цен, виды денег, эмиссионная система, государственный или кредитный аппарат.
Масштаб цен - установление содержания цены денежной единицы через весовое содержание золота.
Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается
Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.
Эмиссионная система в развитых странах означает выпуск банковских билетов центральным банком, а казначейских билетов и монет – казначейством в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом.
Взаимодействие элементов денежной системы осуществляет Центральный Банк Российской Федерации.
Характерными чертами современных денежных систем являются:
- отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото
- переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги
- выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (в основном выпуск государственных ценных бумаг)
- преобладание в денежном обращении безналичного оборота
- усиление государственного регулирования денежного обращения.
Правовой основой функционирования денежной системы России является Закон от 25 сентября 1992 года «О денежной системе Российской Федерации». Этим законом определено, что официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, а выпуск других денежных единиц запрещен. Официально между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается, а исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Центральному банку России.
Деньгами, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлические монеты, образцы которых утверждаются ЦБ России. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для переводов.