Бюджетный процесс – это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системы.
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за их исполнением.
Бюджетный процесс включает:
1.Бюджетное прогнозирование;
Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.
2.Составление бюджета;
Составление проекта бюджета – прерогатива Правительства РФ, исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Мин. Финансов РФ и территориальными финансовыми органами.
3.Рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят поправки и дополнения.
4.Исполнение бюджета в течении бюджетного года;
Исполнение бюджета – это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
5.Анализ и контроль исполнения бюджета.
Важный этап бюджетного процесса – контроль за исполнением бюджета, осуществляемый представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами. В РФ контроль за исполнением бюджета осуществляется в форме парламентского и административного контроля.
В ходе бюджетного года по окончанию его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Активные операции коммерческих банков.
Активные операции коммерческого банка означают использование от своего имени привлеченных и собственных средств для получения соответствующего дохода.
Основными видами активных операций банка являются: предоставление кредитов разных видов юридическим и физическим лицам на определенный срок, для разнообразных целей и на различных условиях; инвестиции в ценные бумаги (облигации, акции и пр.), выпущенные государством или иными юридическими лицами, т. е. операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет;осуществление инвестиционных проектов;операции типа «репо»;валютные дилинговые операции; лизинговые операции.
Активные операции банков осуществляются банками в целях получения прибыли при одновременном соблюдении законодательных норм, поддержании необходимого уровня ликвидности и рациональном распределении рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения указанных требований вынуждает банки размещать часть средств во вложения, не приносящие дохода либо приносящие его в крайне ограниченном размере (наличность в кассе, средства на счетах в Центральном банке и другие виды ликвидных активов).
В то же время потребности всестороннего обеспечения деятельности банка и ее дальнейшее развитие обусловливают наличие в его активах таких статей, как банковские здания и оборудование, инвестиции в филиалы, ассоциированные компании, занимающиеся специализированными банковскими операциями. Хотя, строго говоря, эти позиции нельзя отнести собственно к активным операциям банков, однако и они фактически представляют собой не что иное, как размещение имеющихся в их распоряжении ресурсов.
По своим задачам активные операции можно подразделить на операции, имеющие целью поддержание на том или ином уровне ликвидности банка, и операции, направленные на получение прибыли. Само собой разумеется, что между этими видами операций существует определенное соотношение, необходимое для поддержания ликвидности банка.
Управление гос.долгом.
Государственный или муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов, принятых на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием, гарантии по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а так же принятие на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствам, международными организациями и иными субъектами международного права.
Классификация долга: 1. В зависимости от валюты: внутренний долг(это госуд. заимствование в национальной валюте); внешний долг (в иностранной валюте). 2. В зависимости от срока погашения: краткосрочный (до года); среднесрочный (1-5 лет); долгосрочный (5-30 лет). 3. В зависимости от уровня звена: государственный долго РФ; госуд. долг субъектов РФ; муниципальный долг (долг местных бюджетов) (10 лет).
Формы государственного долга:
1.Кредитное соглашение, договора, заключен. от имени РФ.
2.Госуд. займы в виде ценных бумаг, выпущенные от имени РФ.
3. Договора и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от других уровней бюджетной системы РФ.
4. Договора о предоставлении госуд. гарантий РФ.
5.Соглашения и договора о пролонгации и реструктуризации РФ за прошлые годы.
Под реструктуризацией понимается преращен. долговых обязательств с заменой их другими долговыми обязательствами (частичное или полное списание суммы долга. Цели управления госуд. долгом: 1.Это поддержание объема гос. долга на экономическом безопасном уровне. 2. Обеспечение исполнения обязательств в полном объеме. 3. Оптимизация стоимости обслуживания гос. долга.
Методы регулирования гос. долга:
1. Сбалансированность налоговых и неналоговых доходов бюджета. 2. Уменьшение внутреннего долга. 3. Возможности рефинансирования задолженностей РФ. 4. Меры по реструктуризации гос. долга. 5. Сокращение гос. расходов. 6. Контроль за заимствованиями на региональном уровне.
Управление гос. долгом осуществл.: президент РФ; федеральн. собрание (Совет федераций, Гос. Дума); Правительство РФ (выполнение реальных программ); ЦБ РФ(регулирование денежно-кредитной политики); Мин. Фин. РФ (планирование обслуживания долга); Министерство экономич. развития (выполнение реальных программ по обслуживанию гос. долга)