Вопросы:
1) Государственный бюджет, его сущность и роль;
2) Бюджетное устройство и бюджетная система РФ;
3) Состав и структура доходов и расходов бюджета;
4) Бюджетный дефицит;
5) Бюджетный федерализм.
Вопрос 1 – См. тему «Финансы и финансовая система», вопрос 2.
Вопрос 2
Бюджетная система (Ст. 6 БК РФ) – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Государственное устройство определяет административно-территориальное деление страны, уровни и органы государственной власти, основы разграничения их полномочий.
Уровень бюджетной системы – совокупность определенных видов бюджетов, соответствующих определенному уровню государственной власти.
Унитарное государство | Федеративное государство | |||||||
1-й ур. | Бюджет центрального органа власти (Бюджет Центрального Правительства) | 1-й ур | Бюджет Федерального органа власти (Федеральный бюджет) | |||||
2-й ур | Местные бюджеты | 2-й ур | Бюджеты субъектов Федерации | |||||
Государство с единым органом управления (Сингапур, Монако) | Государство с многоуровневым органом управления (Испания, Швеция, Турция, Египет, Китай, Франция, Италия, Япония, Португалия, Великобритания, Норвегия, Корея и т.д) | 3-й ур | Местные бюджеты | |||||
Федерация | Конфедерация | |||||||
(США, Мексика, Канада, Россия, Германия, Австрия). Члены Федерации имеют собственные Конституции, свои законодательные, исполнительные и судебные органы. Все уровни автономны. У всех членов властные полномочия и собственные права. Органы управления избираются. | (Евросоюз, СНГ). Договор (Конституция) гарантирует государственным членам независимость от Центрального Правительства. Центральный орган имеет ограниченные полномочия. | |||||||
Ст. 10 БК РФ: Бюджетная система РФ – это Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальных органов, местные бюджеты, в т.ч.:
|
Уровни власти | Ветви власти | |
Законодательная | Исполнительная | |
1-й: Федеральный (власть государства) | Федеральное Собрание (Парламент): 1) Гос. Дума; 2) Совет Федерации | Правительство |
2-й: Региональный, уровень субъектов (власть государства), Москва, СпБ | Республика: Парламент | Правительство |
Область: Обл.Дума; Край: Краевая Дума; Округ: Окружная Дума | Администрация | |
3-й: Местный (власть органов местного самоуправления) | Город: Городская Дума; Район: Совет народных депутатов | Администрация |
Бюджеты 2-ого уровня:
1) Республиканские бюджеты республик;
2) Областные бюджеты областей;
3) Областные бюджеты автономных областей;
4) Окружные бюджеты автономных округов;
5) Краевые бюджеты краев;
6) Городские бюджеты городов федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.
Бюджеты 3-его уровня:
1) Районные бюджеты районов;
2) Городские бюджеты городских округов;
3) Районные бюджеты районов в городских округах (Москва, Санкт-Петербург);
4) Сельские бюджеты;
5) Поселковые бюджеты.
Консолидированный бюджет РФ (Ст.13 БК РФ) – это федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
|
Консолидированный бюджет субъектов РФ (Ст. 14 БК РФ) – это бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав такого субъекта без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет муниципального района (Ст.15 БК РФ) – это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Вопрос 3
Бюджетные правоотношения – это особая форма распределительных и перераспределительных отношений, связанных с созданием и расходованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей и финансирования социально-экономических программ.
Доходы бюджета (Ст.6 БК РФ) – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Согласно ст. 40 БК РФ выделяют следующие виды доходов бюджета:
1) Налоговые доходы;
2) Неналоговые доходы;
3) Безвозмездные поступления.
Доходы | ||
Налоговые | Неналоговые | Безвозмездные поступления |
- федеральные налоги и сборы; - региональные налоги и сборы; - местные налоги и сборы (НК РФ, ч. 1 и 2) | - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (минус налоги и сборы); - доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от платы услуг, оказанных бюджетными учреждениями (минус налоги и сборы); - суммы принудительного изъятия (штрафы, компенсации, пени); - средства самообложения граждан и т.д. | - дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; - субсидии из других бюджетов БС РФ; - субвенции из Федерального бюджета или из бюджета субъектов Федерации; - иные межбюджетные трансферты; - безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольные пожертвования. |
|
Доходы Федерального бюджета (Гл. 7 БК РФ, ст. 50, 51, 53);
Доходы бюджетов субъектов (Гл.8 БК РФ, ст. 56, 57, 58);
Доходы местных бюджетов (Гл. 9 БК РФ).
Налоговые доходы | ||
Бюджеты поселений (Ст. 61 БК РФ) | Бюджеты муниципальных районов (Ст. 61.1 БК РФ) | Бюджеты городских округов (Ст. 61.2 БК РФ) |
- Земельный налог. 100 %. Местный. - Налог на имущество физических лиц. 100 %. Местный. - НДФЛ. 10 %. Федеральный. - ЕСХН. 30 %. Федеральный. - Госпошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами (органов местного самоуправления). 100 % и т.д. ст. 58, 63. | - Земельный налог с межселенных территорий. 100 %. - Налог на имущество физических лиц с межселенных территорий. 100 %. - НДФЛ. 20 %. - НДФЛ с межселенных территорий. 30 %. - ЕНВД. 90 %. - ЕСХН. 30 %. - ЕСХН с межселенных территорий. 60 %. - Госпошлина. 100 % и т.д. | - Земельный налог. 100 %. - Налог на имущество физических лиц. 100 %. - НДФЛ. 30 %. - ЕНВД. 90 %. - ЕСХН. 60 %. - Госпошлина. 100 % и т.д. ст. 58. |
Расходы бюджета (Ст.6 БК РФ) – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Формирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязанностями, обусловленными разграничением полномочий органов власти всех уровней, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов, согласно законодательству.
Расходные обязательства (Гл. 11 БК РФ, ст. 84-86) – обязанности публично правового образования (ППО) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному ППО, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
ППО – это РФ, субъект РФ или муниципальное образование.
Органы государственной власти и органы МСУ обязаны вести реестр расходных обязательств.
Реестр расходных обязательств – это свод (перечень) законов нормативно-правовых актов (НПА), муниципальных правовых актов, используемый при составлении проекта бюджета; законы и НПА обуславливают публичные нормативные обязательства или правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений законов и НПА с оценкой объемов бюджетных ассигнований.
Бюджетные ассигнования (Ст. 69 БК РФ) – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Необходимо формировать обоснования бюджетных ассигнований.
Обоснования – это документ, характеризующий выделение средств (ассигнований) в очередном финансовом году и плановом периоде.
Государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству или объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных или муниципальных услуг.
В расходной части бюджета кроме внебюджетных фондов предусматривается создание резервных фондов. Ст. 81 БК РФ регулирует это положение.
Размер резервных фондов не может превышать 3-х % общего объема расходов. Обязательно формировать отчет об использовании средств резервного фонда.
Ст. 82 БК РФ предлагает формирование резервного фонда Президента РФ, размер которого не более 1-го % утвержденных расходов федерального бюджета.
Вопрос 4
Федеральный бюджет | Бюджет субъектов РФ | Местный бюджет |
Не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета. | Не должен превышать 15% утверждённого общего годового объёма доходов бюджета субъекта без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений. | Не должен превышать 10% утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. |
Если доля межбюджетных трансфертов в течение 2 из 3 последних финансовых лет превышает 60% объёмов собственных доходов консолидированного бюджета субъекта (10% собственных доходов местного бюджета), дефицит бюджета не должен превышать собственно по субъекту 10% утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (5% местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).
Нефтегазовый дефицит федерального бюджета (ст. 96.7) – это разница между объёмом доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объёмом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
Н/гДФб = ∑(Н/гД + Д от управления Р/Ф и ФБП) - ∑Р
Нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 47% прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП, который будет указан в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового транспорта, а также формирование Резервного фонда и Фонда будущих поколений (ст. 96.6).
К нефтегазовым доходам относят доходы от уплаты:
1) налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ, конденсат);
2) вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, на товары, выработанные из нефти (мазут, масла, бензин).
Нефтегазовый транспорт (ст. 96.8) – это часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита бюджета за счёт нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда.
Резервный фонд (ст. 96.9) – это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового транспорта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для осуществления указанного транспорта.
Размер Резервного фонда составляет 10% прогнозируемого ВВП.
Источники формирования: формируется за счёт нефтегазовых доходов в объёме превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового транспорта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины и доходов от управления средствами Резервного фонда.
Фонд будущих поколений (ст. 96.10) (фонд национального благосостояния) будет использоваться для совместного с гражданами финансирования государством накопительных пенсий из расчёта 1 рубль гражданина 1 рубль государства.
ФБП – это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению.
Источники формирования:
- нефтегазовые доходы в объёме превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового транспорта в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает либо превышает его нормативную величину;
- доходы от управления средствами фонда. Управление средствами фонда осуществляет Министерство финансов.
Источники финансирования дефицита бюджета (ст. 94, 95, 96).
Федеральный бюджет формируется за счёт внутренних и внешних источников.
К внутренним источникам относится разница между:
1) средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, и средствами, направленными на их погашение;
2) средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов;
3) средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов, и суммой предоставленных прочих кредитов;
4) полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами;
5) полученными и погашенными кредитами кредитных организаций, международных финансовых организаций;
6) изменение остатков средств на счетах по учёту средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года и иные источники.
К внешним источникам относится разница между:
1) средствами, поступившими от размещения государственных займов в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
2) полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государств, кредитами кредитных организаций и иные источники.
Бюджетный кредит (ст. 93.2) – это денежные средства, предоставленные бюджетом другому бюджету РФ, юридическому лицу (исключение государственные и муниципальные учреждения), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.
Вопрос 5
Бюджетный федерализм – это система налогово-бюджетных взаимоотношений вышестоящего и нижестоящих органов власти и управления на всех этапах бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.