Тема 3: «Государственный бюджет. Бюджетное устройство»




Вопросы:

1) Государственный бюджет, его сущность и роль;

2) Бюджетное устройство и бюджетная система РФ;

3) Состав и структура доходов и расходов бюджета;

4) Бюджетный дефицит;

5) Бюджетный федерализм.

Вопрос 1 – См. тему «Финансы и финансовая система», вопрос 2.

Вопрос 2

Бюджетная система (Ст. 6 БК РФ) – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственное устройство определяет административно-территориальное деление страны, уровни и органы государственной власти, основы разграничения их полномочий.

Уровень бюджетной системы – совокупность определенных видов бюджетов, соответствующих определенному уровню государственной власти.


 

  Унитарное государство   Федеративное государство  
1-й ур. Бюджет центрального органа власти (Бюджет Центрального Правительства) 1-й ур Бюджет Федерального органа власти (Федеральный бюджет)  
2-й ур Местные бюджеты 2-й ур Бюджеты субъектов Федерации  
  Государство с единым органом управления (Сингапур, Монако) Государство с многоуровневым органом управления (Испания, Швеция, Турция, Египет, Китай, Франция, Италия, Япония, Португалия, Великобритания, Норвегия, Корея и т.д) 3-й ур Местные бюджеты  
  Федерация Конфедерация
(США, Мексика, Канада, Россия, Германия, Австрия). Члены Федерации имеют собственные Конституции, свои законодательные, исполнительные и судебные органы. Все уровни автономны. У всех членов властные полномочия и собственные права. Органы управления избираются. (Евросоюз, СНГ). Договор (Конституция) гарантирует государственным членам независимость от Центрального Правительства. Центральный орган имеет ограниченные полномочия.
                 

Ст. 10 БК РФ: Бюджетная система РФ – это Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальных органов, местные бюджеты, в т.ч.:



 

Уровни власти Ветви власти
Законодательная Исполнительная
1-й: Федеральный (власть государства) Федеральное Собрание (Парламент): 1) Гос. Дума; 2) Совет Федерации Правительство
2-й: Региональный, уровень субъектов (власть государства), Москва, СпБ Республика: Парламент Правительство
Область: Обл.Дума; Край: Краевая Дума; Округ: Окружная Дума Администрация
3-й: Местный (власть органов местного самоуправления) Город: Городская Дума; Район: Совет народных депутатов Администрация

 


Бюджеты 2-ого уровня:

1) Республиканские бюджеты республик;

2) Областные бюджеты областей;

3) Областные бюджеты автономных областей;

4) Окружные бюджеты автономных округов;

5) Краевые бюджеты краев;

6) Городские бюджеты городов федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Бюджеты 3-его уровня:

1) Районные бюджеты районов;

2) Городские бюджеты городских округов;

3) Районные бюджеты районов в городских округах (Москва, Санкт-Петербург);

4) Сельские бюджеты;

5) Поселковые бюджеты.

Консолидированный бюджет РФ (Ст.13 БК РФ) – это федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет субъектов РФ (Ст. 14 БК РФ) – это бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав такого субъекта без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет муниципального района (Ст.15 БК РФ) – это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Вопрос 3

Бюджетные правоотношения – это особая форма распределительных и перераспределительных отношений, связанных с созданием и расходованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей и финансирования социально-экономических программ.

Доходы бюджета (Ст.6 БК РФ) – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Согласно ст. 40 БК РФ выделяют следующие виды доходов бюджета:

1) Налоговые доходы;

2) Неналоговые доходы;

3) Безвозмездные поступления.

 


Доходы
Налоговые Неналоговые Безвозмездные поступления
- федеральные налоги и сборы; - региональные налоги и сборы; - местные налоги и сборы (НК РФ, ч. 1 и 2) - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (минус налоги и сборы); - доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от платы услуг, оказанных бюджетными учреждениями (минус налоги и сборы); - суммы принудительного изъятия (штрафы, компенсации, пени); - средства самообложения граждан и т.д. - дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; - субсидии из других бюджетов БС РФ; - субвенции из Федерального бюджета или из бюджета субъектов Федерации; - иные межбюджетные трансферты; - безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольные пожертвования.

 

Доходы Федерального бюджета (Гл. 7 БК РФ, ст. 50, 51, 53);

Доходы бюджетов субъектов (Гл.8 БК РФ, ст. 56, 57, 58);

Доходы местных бюджетов (Гл. 9 БК РФ).

Налоговые доходы
Бюджеты поселений (Ст. 61 БК РФ) Бюджеты муниципальных районов (Ст. 61.1 БК РФ) Бюджеты городских округов (Ст. 61.2 БК РФ)
- Земельный налог. 100 %. Местный. - Налог на имущество физических лиц. 100 %. Местный. - НДФЛ. 10 %. Федеральный. - ЕСХН. 30 %. Федеральный. - Госпошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами (органов местного самоуправления). 100 % и т.д. ст. 58, 63. - Земельный налог с межселенных территорий. 100 %. - Налог на имущество физических лиц с межселенных территорий. 100 %. - НДФЛ. 20 %. - НДФЛ с межселенных территорий. 30 %. - ЕНВД. 90 %. - ЕСХН. 30 %. - ЕСХН с межселенных территорий. 60 %. - Госпошлина. 100 % и т.д. - Земельный налог. 100 %. - Налог на имущество физических лиц. 100 %. - НДФЛ. 30 %. - ЕНВД. 90 %. - ЕСХН. 60 %. - Госпошлина. 100 % и т.д. ст. 58.

 


Расходы бюджета (Ст.6 БК РФ) – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязанностями, обусловленными разграничением полномочий органов власти всех уровней, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов, согласно законодательству.

Расходные обязательства (Гл. 11 БК РФ, ст. 84-86) – обязанности публично правового образования (ППО) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному ППО, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

ППО – это РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Органы государственной власти и органы МСУ обязаны вести реестр расходных обязательств.

Реестр расходных обязательств – это свод (перечень) законов нормативно-правовых актов (НПА), муниципальных правовых актов, используемый при составлении проекта бюджета; законы и НПА обуславливают публичные нормативные обязательства или правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений законов и НПА с оценкой объемов бюджетных ассигнований.

Бюджетные ассигнования (Ст. 69 БК РФ) – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Необходимо формировать обоснования бюджетных ассигнований.

Обоснования – это документ, характеризующий выделение средств (ассигнований) в очередном финансовом году и плановом периоде.

Государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству или объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных или муниципальных услуг.

В расходной части бюджета кроме внебюджетных фондов предусматривается создание резервных фондов. Ст. 81 БК РФ регулирует это положение.

Размер резервных фондов не может превышать 3-х % общего объема расходов. Обязательно формировать отчет об использовании средств резервного фонда.

Ст. 82 БК РФ предлагает формирование резервного фонда Президента РФ, размер которого не более 1-го % утвержденных расходов федерального бюджета.


Вопрос 4

Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ Местный бюджет
Не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета. Не должен превышать 15% утверждённого общего годового объёма доходов бюджета субъекта без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений. Не должен превышать 10% утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Если доля межбюджетных трансфертов в течение 2 из 3 последних финансовых лет превышает 60% объёмов собственных доходов консолидированного бюджета субъекта (10% собственных доходов местного бюджета), дефицит бюджета не должен превышать собственно по субъекту 10% утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (5% местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета (ст. 96.7) это разница между объёмом доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объёмом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Н/гДФб = ∑(Н/гД + Д от управления Р/Ф и ФБП) - ∑Р

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 47% прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП, который будет указан в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового транспорта, а также формирование Резервного фонда и Фонда будущих поколений (ст. 96.6).

К нефтегазовым доходам относят доходы от уплаты:

1) налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ, конденсат);

2) вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, на товары, выработанные из нефти (мазут, масла, бензин).

Нефтегазовый транспорт (ст. 96.8) это часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита бюджета за счёт нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда.

Резервный фонд (ст. 96.9) это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового транспорта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для осуществления указанного транспорта.

Размер Резервного фонда составляет 10% прогнозируемого ВВП.

Источники формирования: формируется за счёт нефтегазовых доходов в объёме превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового транспорта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины и доходов от управления средствами Резервного фонда.

Фонд будущих поколений (ст. 96.10) (фонд национального благосостояния) будет использоваться для совместного с гражданами финансирования государством накопительных пенсий из расчёта 1 рубль гражданина 1 рубль государства.

ФБП – это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению.

Источники формирования:

- нефтегазовые доходы в объёме превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового транспорта в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает либо превышает его нормативную величину;

- доходы от управления средствами фонда. Управление средствами фонда осуществляет Министерство финансов.

Источники финансирования дефицита бюджета (ст. 94, 95, 96).

Федеральный бюджет формируется за счёт внутренних и внешних источников.

К внутренним источникам относится разница между:

1) средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, и средствами, направленными на их погашение;

2) средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов;

3) средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов, и суммой предоставленных прочих кредитов;

4) полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами;

5) полученными и погашенными кредитами кредитных организаций, международных финансовых организаций;

6) изменение остатков средств на счетах по учёту средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года и иные источники.

К внешним источникам относится разница между:

1) средствами, поступившими от размещения государственных займов в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

2) полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государств, кредитами кредитных организаций и иные источники.

Бюджетный кредит (ст. 93.2) это денежные средства, предоставленные бюджетом другому бюджету РФ, юридическому лицу (исключение государственные и муниципальные учреждения), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

Вопрос 5

Бюджетный федерализм – это система налогово-бюджетных взаимоотношений вышестоящего и нижестоящих органов власти и управления на всех этапах бюджетного процесса.



Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: