Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды




Специальные и гигиенические требования к созданию предметно-развивающей среды

Гигиенические требования к созданию предметно-развивающей среды (СанПиН)

Специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в разных

Педагогических системах

Педагогическая система Ф. Фребеля (1782–1852) основывалась на идеалистической философии. Автор предлагал создать среду, в которой дети могли бы свободно действовать, которая сама бы предоставляла возможности для выбора действий, для моделирования ее элементов, однако наполнение этой среды являлось изначально жестко заданным, поэтому данные возможности были несколько ограничены.

Ф. Фребель внес значительные изменения в существующие детские игры и разработал свои авторские игры. Он предлагал использовать в играх простые предметы, например мячики, кубики, куски дерева, бумагу, глину, лучинки, спички и др. Важной характеристикой игрового материала является его максимальная упрощенность, благодаря которой открываются возможности для проявления творческого потенциала ребенка, для различных нестереотипных действий с ним.

Для наполнения развивающей среды Ф. Фребель разработал специальный дидактический материал – 6 «даров» (мяч; деревянные шар, кубик и цилиндр; куб, разделенный на восемь кубиков; кубик, разделенный на восемь плиток; кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, девять из которых разделены на более мелкие части; кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: по диагонали, на плитки и пр.). Наличие этого материала в пространстве группы предполагает обучение детей с четко поставленными целями и задачами. Ф. Фребель значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом.

Ф. Фребель ввел обязательное участие взрослого в детских играх, которое должно проявляться в показе примера, демонстрации действий с игрушками, в отборе предметов для наполнения окружающей среды ребенка развивающим содержанием, что предполагает активность сторон.

Таким образом, в педагогической концепции Ф. Фребеля предусматриваются возможности для взаимодействия педагогов и детей в предметно-игровой среде: педагог выступает в роли помощника в организации игровой деятельности, что предполагает постоянное его присутствие и контакт. В концепции предполагается активность педагога и детей, однако активность педагога может быть ситуативна в силу того, что в основу концепции заложена идея саморазвития ребенка. Предполагается удовлетворение интересов и потребностей детей, однако может ограничиваться заданностью материалов, уже готовым окружением, не выходящим за пределы пространства.

Система педагогического воздействия по Марии Монтессори базируется на идее саморазвития и результатах многолетней практики. Ее подход к обучению состоит из трех частей: ребенок – окружающая среда – учитель. В центре находится ребенок, самостоятельно изучающий окружающую его среду. Представляется возможным выделить следующие отличительные особенности построения среды в рамках данной концепции: наличие четко заданных, упорядоченных, жестко закрепленных зон активности детей с конкретным наполнением, так называемая профессионально организованная, «специальная среда».

Таким образом, ведущая роль в создании среды отводится педагогу, однако предполагает проявление активности обеих сторон:

- выполнение детьми своего рода «упражнений» с игровыми материалами, многократное повторение их. Эти упражнения способны вызвать у детей интерес и привести к освоению практической деятельности, изучению навыков, умений или углублению знаний на основании взаимодействия с конкретным материалом, а также «помогают ему приобрести уверенность в себе». Это предполагает активную деятельность детей, которая, однако, также ограничивается жестко заданным материалом и зонами активности.

- предоставление педагогом свободы выбора занятий и времени для завершения работы, что «ведет к внутренней дисциплине, работа приводит к «нормализации» ребенка». Данное положение, с одной стороны, предполагает наличие активной деятельности детей, а с другой стороны, она ограничивается четкой определенностью пространства;

 

- наличие определенной воспитательной позиции родителя и педагога, которую можно было бы назвать «активным наблюдением», то есть не обучать, а руководить деятельностью детей в организованной дидактической среде. Сама подготовленная среда, по убеждению автора, дает ребенку возможность постепенно становиться независимым от взрослого, что предполагает активную деятельность ребенка и несколько отстраненную позицию взрослого.

В групповых помещениях в Монтессори-среде предполагается наличие специальных полок, открытых для всех детей группы, на которых в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Материал расположен в логической последовательности и разделен на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область, область математического материала и область развития речи, иногда – естественнонаучная область, каждая из которых имеет свое предназначение.

Условно Монтессори-группа разделена на части, в каждой из которой представлен однородный «материал». Эти области (зоны) соответствуют направлениям развития, которые выделила Монтессори, и содержат упражнения «навыков практической жизни», сенсорной группы, развития родного языка, математические, упражнения для «космического воспитания».

Предметно-игровая среда, предложенная в концепции Монтессори, также содержит возможности для осуществления взаимодействия педагога и детей. Педагог направляет детей, ориентирует их в деятельности. Содержание среды предполагает учет разнообразных интересов и потребностей детей, однако жесткая закрепленность зон, наличие определенных, четко заданных игрушек, может ограничивать максимальное удовлетворение интересов и потребностей детей. Заложенная в концепции идея саморазвития ребенка предполагает скорее объект – субъектный характер деятельности, однако постоянное присутствие педагога, готового оказать помощь, поддержку в деятельности детей, предполагает партнерские отношения.

В 1919 году в Штутгарте открылась первая Вальдорфская школа, основанная на педагогической системе Р. Штайнера (1861–1925), а через несколько лет – Вальдорфский детский сад. Основополагающим для дошкольной Вальдорфской педагогики является положение о детстве как уникальном периоде жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи.

Автор концепции выступает против активного воздействия на ребенка, целенаправленного обучения, а основывается на положении о том, что интеллектуальное развитие, например, должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Особенностью педагогического процесса в Вальдорфской педагогике является создание возможностей для активной деятельности ребенка в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями в среде, создания условий для свободной игры детей. Содержание игровой деятельности в основном определяется и поддерживается самими детьми и не ограничивается программным содержанием, дидактическими задачами и пр. Однако педагог постоянно выступает образцом для подражания. Таким образом, предполагается активность сторон в данном процессе, а также устанавливаются партнерские отношения.

Наполнение среды не является жестко заданным, однако имеет свои особенности: предполагается использовать не фабричные игрушки, а самодельные, изготовленные из природного материала, что стимулирует творческую активность детей. Положение о простоте и естественности материалов приближено к положениям концепции Ф. Фребеля.

Согласно концепции, предполагается самостоятельное изготовление детьми игрушек при поддержке и помощи взрослого, который выступает образцом для подражания. Таким образом, предполагается владение педагогом определенными специальными знаниями и умениями, большим творческим потенциалом, наличие активной позиции для оказания помощи детям в создании игрушек и стимулировании их творческих проявлений.

Однако следует отметить, что наличие в среде только природных, самодельных материалов не может в полной мере активизировать интересы ребенка, учесть все его игровые потребности, а также не отражает тенденций современности.

Большое внимание в Вальдорфской педагогике отводится созданию особой творческой атмосферы в групповом пространстве. Для детей предоставляются возможности для разнообразной как самостоятельной, так и с участием педагогов деятельности.

Таким образом, согласно положениям Вальдорфской педагогики, предполагается активная позиция педагога и детей, субъект-субъектный характер деятельности, которая может ограничиваться необходимостью постоянно изготавливать материалы для игр, игрушки, что снижает время для игровой активности. Однако постоянное участие педагога и детей в творческой деятельности по изготовлению и использованию игрушек создает возможности для установления и поддержания партнерских отношений.

 

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

1. Конституция Российской̆ Федерации.

2. Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

8. Постановление Главного государственного санитарного врачаРФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271.

10. Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).

11. Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».

12. Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03–51–46 ин /14-03 «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста.

13. Приложение к письму Минобразования России от 15 марта 2004 г. N 03–51–46 ин/14-03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.

14. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» / О.А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

 

В ФГОС ДО п. 3.3.) п.3.3.1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и территории (участка), обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Обеспечивать реализацию различных образовательных программ, учёт возрастных особенностей детей, создание условий для инклюзивного образования.

Среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Минобрнауки России направляет комментарии по отдельным вопросам ведения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155.

Комментарии к разделу III пункта 3.1

В данном пункте употребляются два сходных термина, которые, тем не менее, относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда».

Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой программы, организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы).

Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте.

В Письме Минобразования РФ от 17.05.95 n 61 https://docs.cntd.ru/document/901852366

Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

1. Региональным органам образования:

- совместно со структурными подразделениями Санэпидемнадзора и Госстандарта проанализировать состояние производства и насыщения рынка отечественными и зарубежными играми и игрушками в регионах;

- ознакомить специалистов дошкольного образования, руководителей предприятий и организаций по выпуску и реализации игр и игрушек с проектами документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек;

- активизировать работу региональных комиссий по игрушке;

- ввести практику консультирования с Художественно-техническим советом по игрушке Министерства образования РФ для ознакомления с экспозициями современных образцов игр и игрушек и получения консультаций специалистов.

2. Региональным органам управления образованием совместно с комиссиями по игрушке:

- развернуть работу педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению родителей с требованиями, предъявляемыми к играм и игрушкам; проведению консультаций для родителей по отбору и использованию игр и игрушек в семье на основе Методических указаний (приложение 3);

- предусмотреть с этой целью в планах курсов повышения квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений тематику по психолого-педагогической ценности игр и игрушек;

- знакомить через средства массовой информации население региона с работой территориальных комиссий по игрушке, рекомендовать обращаться в комиссию за консультацией по отбору и использованию игр и игрушек;

- направить предложения и замечания по доработке проектов документов в Министерство образования Российской Федерации до 1 сентября 1995 года.

Приложение 1. Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек.

Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

1.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

1.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

1.3. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).

1.4. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

1.5. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Требования II уровня состоят в следующем:

1. Полифункциональность игрушки.

2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности.

3. Дидактические свойства игрушки.

4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов.

Приложение 3. О психолого-педагогической ценности игр и игрушек (Методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений).

Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.

В настоящее время в РФ установилась стихийная практика односторонней оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия, его защиты от негативных воздействий.

Приложение к письму Минобразования России от 15 марта 2004 г. N 03–51–46 ин/14-03

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к содержанию развивающей среды детей

дошкольного возраста, воспитывающихся в семье

1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее - игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольных образовательных учреждений для организации работы с семьей.

2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.

2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии:

- сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России;

- санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России.

Покупатель должен потребовать эти документы у продавцов игрушек.

2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках.

2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.

2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до 1 года они не рекомендуются).

3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:

3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.

3.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.

3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.

3.4. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:

- полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);

- дидактическая ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);

- эстетическая направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);

- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.

5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.

5.1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.

5.2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.

5.3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.

5.4. Игрушки и материалы, размешенные на открытых местах (полках, витринах и т. д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, "кричащих" тонов.

5.5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:

а) сюжетные игры и игрушки:

- игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);

- игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);

- различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);

б) игры с правилами:

- мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т. п.- на физическую компетенцию;

- детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т. п.- на умственную компетенцию;

- настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).

5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.

К ним относятся:

- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;

- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов);

- материалы для простейшего экспериментирования (металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т. д.).

Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.

Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:

- мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс – для развития быстроты двигательных реакций;

мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. - для развития координации и ловкости;

- различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) - для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;

- эспандеры, гимнастическая палка и др. - для формирования правильной осанки ребенка.

При наличии "стационарного" оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.

6. При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми (например, шнур можно использовать для "заправки" автотранспорта, шишки и камешки - для игры в "Магазин" и т. д.).

7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.

8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.

9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и, по возможности, принимать в них участие.

В настоящее время ДОО могут использовать Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста « Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» / О.А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включая разработку учебно-методического обеспечения его введения».

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка. В данные методические рекомендации включено выборочное аннотированное описание информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера, предназначенных для детей дошкольного возраста.

Одобрено ФГАУ «ФИРО» в качестве учебно-методического пособия для руководителей и педагогов системы дошкольного образования РФ, студентов учреждений СПО и ВПО педагогического профиля, слушателей курсов повышения квалификации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: