Детей дошкольного возраста с ОВЗ




Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ.

1. Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи.

Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

2. Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения.

Если в ДОО приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями

Специальная наглядность:

- демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;

- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;

- особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;

- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):

- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;

- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;

-посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.

3. Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР:

- различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации);

- схемы и алгоритмы действий;

- модели последовательности рассказывания, описания;

- модели сказок.

4. Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта:

- предметы для развития перцептивных действий;

- предметы для развития сенсорной сферы;

- реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины;

- подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

5. Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.

- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий.

- Схемы составления описательных рассказов, предложений.

- Схемы последовательности действий.

6. Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Если в ДОО поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия.

- Свободное малоизрезанное пространство.

- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам.

- Разнообразные шнуровки по темам.

- Рамки Монтессори.

- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки.

- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:

1. Соответствие среды возрасту и клинико-психологическим особенностям детей с ОВЗ.

2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.

3. Отражение тематики и содержания ОД и коррекционной работы.

4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).

5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).

6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.

7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.

8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.

9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).

10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.

11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.

12. Целесообразное соседство уголков.

13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.

Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: