Тормозная динамичность автомобиля. Измерители и показатели тормозной динамичности.




Тормозная динамичность -это специальная система, создающая большое дополнительное сопротивление движению и быстро снижающей скорость (как для остановки, так и для удержания на месте стоящего автомобиля, нежелательного разгона).

Современные автомобили снабжаются четырьмя тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной.

Рабочая (основная) тормозная система предназначена для регулирования скорости автомобиля в любых условиях движения. Запасная система используется в случае отказа рабочей системы, а стояночная удерживает неподвижный автомобиль на месте. Вспомогательная тормозная система нужна для поддержания скорости автомобиля постоянной в течение длительного времени.

На практике обычно используют пять способов торможения: - плавный (основной) способ создает наименьшие нагрузки на детали автомобиля, исключает сложные ситуации в дорожном движении, применяется водителем в достаточно проверенных условиях. На сухом покрытии при торможении этим способом водитель плавно и постоянно увеличивает усилие тормоза; - служебный способ используется на скользкой дороге с учетом возможного юза; - резкий способ - для экстренного замедления движения транспортных средств; - ступенчатый способ: педаль тормоза после резкого и сильного нажатия отпускается не полностью, настолько, чтобы убрать юз, после чего усилие на педаль снова повысится.

Может быть и вариативный способ, когда водитель применяет разные варианты изменения усилия на педаль.

Оценка осуществляется по длине тормозного пути и установившегося замедлению (рабочей и тормозной систем); по суммарной тормозной силе, развиваемой этими системами (стояночной и вспомогательной).

За начало торможения принимают момент, в который водитель устанавливает ногу на тормозную педаль. Поскольку при оценке тормозных

систем торможение осуществляется с максимальной интенсивностью, на основном участке тормозного пути замедление примерно одинаково (установившееся). Эффективность определяется во время проведения дорожных испытаний. Перед этим необходима обкатка ТС в соответствии с инструкцией завода изготовителя, нагрузка и ее распределение по мостам должны соответствовать техническим условиям.

Существует три типа испытаний испытания: 0, I и II.

При испытаниях 0 оценивается эффективность рабочей тормозной системы при холодных тормозных механизмах, когда температура тормозного барабана или диска не превышает 100º С.

При испытаниях I оценивается эффективность при нагретых тормозных механизмах, проходит два этапа: предварительный (нагрев) и основной (через 45 мин после предварительного).

Испытания II проводят для определения эффективности рабочей тормозной системы при движении автомобиля по затяжному спуску. Также состоят из двух этапов: предварительного и основного.

Результаты контрольных испытаний должны соответствовать нормативам эффективности тормозной системы.

Эффективность стояночной тормозной системы проверяют при движении автомобиля по участку дороги с продольным уклоном, соответствующим указанному в технической характеристике данного автомобиля, но не менее 0,25. Работу системы проверяют как на подъеме, так и на спуске.

Запасную тормозную систему испытывают по методике, аналогичной методике, применяемой при испытаниях 0 рабочей тормозной системы.

Эффективность вспомогательной тормозной системы должна обеспечивать движение полностью нагруженного автомобиля по спуску с уклоном 0,07 и длиной 6км с постоянной скоростью.

Методы оценки тормозных свойств АТС, находящихся в эксплуатации, обычно определяются правилами дорожного движения, которые оговаривают условия испытания, начальная скорость, принимаемая одинаковой для всех ТС.

Оценочными критериями являются установившиеся замедление и тормозной путь. Минимальные установившиеся замедления автомобилей, находящихся в эксплуатации, обычно допускают несколько меньшими (на 10-12%), чем у новых.

Измерителями тормозной динамичности является замедление, время, путь торможения, суммарная тормозная сила.

При торможении элементарные силы трения, распределение по поверхности фрикционных накладок, создают результирующий момент времени, направленный в сторону, противоположную вращению колеса, а между колесом и дорогой возникает тормозная сила. Максимальная тормозная сила равна силе сцепления шины с дорогой. Замедление находится по формуле:

а = φx* g.

Время торможения складывается из:

- времени реакции водителя, в течение которого он применит решение о торможении и переносит ногу с педали управления подачей топлива на педаль тормоза (0,4…1,5)сек;

- времени срабатывания тормозного привода от начала нажатия на педаль тормоза до начала замедления (0,2…1)сек;

- времени, в течение которого замедление увеличивается от нуля до максимального значения. Это время зависит от интенсивности торможения, нагрузки на автомобиль, типа и состояния дорожного покрытия.

Тормозной путь автомобиля – расстояние, проходимое автомобилем в течение времени полного торможения. Сумму тормозного пути и пути, проходимого за время реакции водителя, называют остановочным путем. Тормозной путь автомобиля определяется:

Sт = Sс+Sн+Sуст,

где Sс –перемещение автомобиля за время запаздывания тормозной системы,

Sн –перемещение автомобиля за время нарастания замедления,

Sуст –перемещение автомобиля за время, при котором замедление постоянно Тормозной путь прямо пропорционален квадрату скорости автомобиля в момент начала торможения. Поэтому при увеличении скорости тормозной путь больше. Для проверки эффективности действия тормозной системы в качестве показателей используют наибольший допустимый тормозной путь и наименьшее допустимое замедление для автомобилей без нагрузки и с номинальной нагрузкой. Данные показатели регламентированы правилами дорожного движения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: