маттах сарвам правартате




Ити матва бхаджанте мам

Будха бхава-саманвитах

Я – источник всех духовных и материальных миров. Все исходит от Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне с любовью и преданностью. (Б.-г., 10.8)

Как Вишванатх Чакраварти Тхакур по-моему говорит, комментируя этот стих из «Бхагавад-гиты», по-моему этот стих. Он говорит, что Кришна говорит: «Ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате. Из Меня все исходит». Он при этом показывает Себе в грудь. Поэтому это очень глубокая программа, и что нужно сделать? Над ней нужно смеяться. Все. Над этими штуками нужно смеяться, нужно говорить: «Да, да, ясное дело, конечно. Ну, кто же еще? Ну, понятно, ты же самый лучший. Ну, мы же это знаем. Это же аксиома, зачем ты пытаешься доказать? Не надо доказывать, это и так ясно. Зачем это все? Вот. И так все знают, какие проблемы?» Ну, то есть, иначе говоря, над такими вещами, если принимать их слишком близко к сердцу, ничего хорошего не будет. Надо последовательно другую программу в себе разрабатывать и пытаться наладить отношения с людьми на другой волне, на волне служения им, не на волне соперничества, не на то, что я лучше. И эта программа, она будет постепенно заменяться, потому что, когда мы начинаем служить, заботиться о ком-то, то мы получаем гораздо больше удовлетворения, чем когда мы гордимся, опуская других. Вот. А когда мы эти вещи, когда эти мысли проскальзывают, нужно просто посмеяться, показать им нос вдогонку и сказать: «Иди». Это ум, это просто грязный ум. Нет, в Кали-югу мысли не считаются. Потому что, если бы в Кали-югу еще мысли считались, ну, тогда мы бы уже все бы…. Другое дело, что когда ум становится совсем чистым, то тогда мысли такие там не появляются даже в принципе. Просто не появляются, потому что ум счастлив, счастлив духовной энергией, которая его насыщает, и там нет места для них. Это значит, что просто в уме еще остается какая-то грязь, вот, и когда человек действительно соприкасается с этой духовной энергией, даже когда мы чуть-чуть на время соприкасаемся, у нас этот опыт появляется, мысли уходят эти. Потом мы опять вылазим от туда, как лягушка или как карась какой-то. Может быть видели в этих самых, в учебниках по эволюции Дарвина эту рыбу, которая выползла первая на берег героически, плавниками работая, чтобы потом в человека превратиться. (смех) Вот. И так же мы там вылезли из духовной энергии, смотрим и говорим: «У, какие все противные».

Я рассказываю иногда эту историю, которая меня поразила. У нас лаборантка была, она сидела, когда мы дипломную делали. И мы все бегали что-то там, дипломники такие, а она такая была женщина, философски настроенная, она чай в колбе варила все время, себе приходила и чай варила. (смех) Вот она пришла, чай попила, смотрит: все бегают там что-то, вытяжные шкафы, реторты, тух-тух-тух, что-то такое. Сидит и говорит: «Какие же все противные». (смех) И она с таким чувством это сказала, что я до сих пор слышу, как она это говорит. И вот наш ум, он похож на эту лаборантку нашу, сидит и говорит: «Какие все противные! Бегают куда-то». Вот, но чего это лаборантка заслуживает? Заслуживает только, чтобы…. Серьезного отношения она никак не заслуживает. Она безобидная в общем женщина была.

Да? Слышали да, все? Я в своей последней лекции немножко сказал о том, что чтобы избавиться от вожделения, гнева и других внутренних врагов, человек должен исповедоваться или рассказывать об этом, звать кого-то, кто выше нас. И вопрос о том, кого, собственно, звать-то? Там в других параллельных религиозных организациях, там все понятно, кого звать. А у нас кого звать? Звать надо человека, который выше нас, и к которому у нас есть доверие, и который может, ну, действительно, выслушать просто и помочь либо советом, либо просто выслушав, помочь. Это может быть духовный учитель, которому можно об этом написать, не стесняясь и не боясь. Это может быть другие люди, старшие преданные, наставники. Шрила Нираджана Махарадж на Украине очень последовательно создает эту систему наставничества. И, в принципе, у нас она тоже где-то как-то существует. Это ответственная роль, но, в конце концов, мы не сможем обойтись без людей, которые такую функцию выполняют, которые, в сущности, могут помогать духовному учителю в том, чтобы вести учеников его дальше, и я думаю, что со временем эти ниши будут заполняться. Большая ответственность высокая, там есть этика своя. Человек должен быть беспристрастным очень.

Шрила Прабхупада очень интересно говорил об этом. Если определять роли или уровень такого человека, наставника, которому можно исповедаться и, рассказав ему о каких-то своих проблемах, можно расчитывать на то, что помощь придет через Кришну, через то, что мы признались ему. Шрила Прабхупада говорил, что есть четыре уровня, он даже очень хотел, и я надеюсь, что когда-нибудь мы исполним это его желание, чтобы на каждом уровне человеку эту степень присваивали. Что есть уровень того, что человек становится бхактой и начинает повторять пранама-мантру, есть уровень, даже пять, если этот учитывать, есть уровень первого посвящения, условно говоря. Первое посвящение – это то, что называется в нашей традиции пурашчарья-видхи. Пурашчарья-видхи – значит предварительное очищение. Шрила Прабхупада говорил, что в наших храмах люди шесть месяцев соблюдают четыре регулирующих принципа, повторяют на четках «Харе Кришна» мантру, и после этого они получают посвящение. И это то, что называется пурашчарья-видхи, то есть предварительное разгребание каких-то завалов в нашем уме и расчистка каких-то проблем.

Второй этап, это, собственно, и человек получает первое посвящение. Это значит, что он квалифицирован для того, чтобы общаться с преданными, преданные его признали. Он нашел человека, за которым он будет следовать, он может уже минимальным образом общаться с другими. Потом второе посвящение, второе посвящение – это бхакти-шастры. Бхакти-шастры – значит, что я получаю квалификацию видеть мир сквозь призму бхакти-шастр. Иначе говоря, у меня по-настоящему уже ценности другие становятся. Это второе посвящение, уровень второго посвящения. Шрила Прабхупада говорил: «Третье посвящение – бхактивайбхава. И четвертое посвящение – бхактиведанта ». И он говорил, что гуру человек может стать, когда он достиг уровня бхактиведанты, на этом уровне он учит. Это все привязано к пониманию шастр или к знанию шастр, но, в общем-то, к этому прилагается целый образ жизни, целый образ человека, понимание человека.

Так вот, если говорить о наставниках, тех людях, которым можно исповедоваться, это третий уровень бхактивайбхавы. И бхактивайбхав, Шрила Прабхупада говорил: «Бхактивайбхав – это та ступень, на которой человек принимает саньясу ». При этом, если мы немножечко расширим понимание саньясы, не обязательно человеку формально принять саньясу, облачиться в определенные одежды, тем более, что лучшая часть планеты не сможет это сделать никогда. Но саньяса – значит определенное отношение к этому миру, значит, в сущности, беспристрастное отношение, отношение без привязанностей. Когда человек не, ну, у него нету вот этой вот привязанности. И, на мой взгляд, это уровень настоящего наставника, если говорить о наставниках, кому можно исповедоваться? Исповедоваться можно человеку беспристрастному, человеку, который не будет свои пристрастия, который не воспользуется этим ради того, чтобы в своих каких-то интересах или еще в чем-то. Вот. То есть, если мы хотим кому-то довериться, то надо по этому критерию определять человека. И любой лидер, он должен как минимум стремиться к тому, чтобы этой квалификации соответствовать, квалификации бхактивайбхавы или уровня беспристрастности, нерапекши. Нерапекши – значит некая внутренняя отрешенность, когда я не пытаюсь воспользоваться другими людьми в своих собственных интересах, когда я принимаю человека таким, как он есть. Эта эмоция принятия человека, того, что я не осуждаю человека. Нерапекша или саньяса, или как ее не назови, бхактивайбхава – это уровень, когда я не осуждаю человека. Человек приходит ко мне и говорит: «Вот я такой». И не чувствует, что его осуждают, у него нет этого желания опустить другого человека, воспользоваться тем, что он раскрылся ему, и его опускают. Вот таким людям надо исповедоваться. Такому образу или таким качествам должны соответствовать, в общем-то, все лидеры. И только тогда, когда у нас будут такие лидеры, общество наше будет развиваться. Вот. И к таким лидерам будет доверие очень большое. Потому что, что разрушает наше общество? Это противоположное отношение, когда человеку мы раскрываемся, а он пользуется этим в каких-то своих интересах, пусть даже очень тонких, но все равно интересах. Я ответил на вопрос про исповедь? Да, Вань. Ты получаешь комментарий в толкованиях. Сейчас я скажу про оригинал. Сначала повторю для всех. Ваня говорит, что мы знаем, как звучат четыре регулирующих принципа, но когда начинаешь общаться с разными преданными бывалыми, тертыми, битыми, ну, в общем, старшими преданными (смех), то начинаешь получать от них комментарии на четыре регулирующих принципа. Я даже знаю на какой именно. (смех) И вопрос в том, где же оригинал, которому мы все следуем и должны следовать и, собственно, ну да, чему же следовать-то, в конце концов, надо?

Все просто, речь идет о злополучном, так называемом четвертом регулирующем приниципе. Один преданный получал посвящение у Шрилы Прабхупады. И Шрила Прабхупада сказал: «Назови четыре принципа, которым ты будешь следовать». Он назвал, отторобанил, Шрила Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Тебе какой больше нравится?» (смех) Человек на всю жизнь брахмачари остался. Этот самый злополучный четвертый регулирующий принцип является причиной всевозможных или поводом для всевозможных интерпретаций и домыслов. И звучит он очень просто, все мы знаем, как он звучит. Не вступать в незаконные половые отношения – это значит в отношения вне брака, а в браке только для зачатия сознающих Кришну детей. А если ребенок не сознает Кришну, то это уже нарушение принципа. (смех) Это изначальная формулировка и, в общем-то, принцип остается принципом, и никто этот принцип не отменял. Что происходит в реальности? В реальности происходит то, что большинство людей, особенно женатых, не могут этому принципу следовать и прибегают к смягченной формулировке: не вступать в незаконные половые отношения, то есть в половые отношения вне брака, а в браке – только для удовольствия не своего, а своего партнера. (смех) Для сохранения семейного мира. И реальность, она действительно такова, что большая часть людей, особенно, ну, находящихся в грихастха-ашраме, не могут этому принципу строго следовать. Хотя я знаю, не так уж мало людей, которые ему следуют, причем следуют очень строго. Вот. И не имеют никаких особенных проблем, это тоже есть. Что в этом случае нужно делать? В этом случае нужно понимать, что есть идеал, и ни в коем случае идеал нельзя стаскивать вниз в угоду своим слабостям. Нужно понимать, что я слаб, что я дал какой-то обет, я не в состоянии строго этот обет выдержать, но, тем не менее, я стараюсь ограничить себя в этой сфере. Потому что, на самом деле, секс – это очень страшная вещь, мы не отдаем себе отчета в том, насколько это страшная вещь, потому что, ну, как бы, потому что мы живем в мире, пронизанном энергией секса. Эта энергия секса повсюду, это, в сущности, единственный стимул для людей действовать в этом мире. Люди чувствуют энтузиазм только от одного, отгадайте от чего. Люди, вся система, фундамент, основание этого мира сейчас, этой культуры, в которой мы живем, шудрянской культуры, в сущности, это очень хитрая шудрянская культура, которую создали вайшьи для того, чтобы на низших инстинктах шудр наживаться, и все. И эта культура, она целиком основана на этом принципе, и мы, к сожалению, живем в этом обществе, пронизанном вибрациями всеми этими. И поэтому иногда бывает сложно, как бы защитить себя. И хотя, на самом деле, «Харе Кришна» мантра, общество преданных защищают очень сильно человека. Человек может следовать этому, если хочет, особенно, если он очень серьезен в своей духовной практике. В этом тоже нет никаких сомнений. Но если человек имеет какую-то слабость в этом отношении, то он, ну, скажем так, выбирает чуть-чуть более низкий уровень. Однако, правильное отношение к этому такое, что я стремлюсь к тому, чтобы достичь высокого уровня, и в принципе, этого идеала. И в принципе, каждый может этого достичь, если он поймет, до какой степени сексуальная энергия разрушает наше сознание. Если мы посмотрим, что есть грех, настоящий грех. Грех – это то, что оставляет очень сильный след в нашем сознании, не просто след, а след, который требует повторения, да, который требует воспроизведения, опыт, который требует воспроизведения. Почему наркотики такая страшная вещь? Потому что наркотики привязывают человека, делают человека рабом. И почему, чем сильнее наркотик, чем сильнее этот опыт, который будет требовать повторения, и почему какие-то другие вещи, другие удовольствия не считаются грехом? По одной только причине, потому что одни вещи требуют воспроизведения и превращают нас в рабов, в машины по тому, чтобы снова и снова этим заниматься, а другие вещи – нет. Можно получать удовольствие от фиников. Кто-то из вас является финиковым наркоманом? Значит, переели фиников, но, в сущности, это не грех, или если грех, то не такой большой. Если вас лишить фиников, то абстиненции не будет, не будет слишком больших мук каких-то от этого.

Секс относится именно к этой категории материальных наслаждений. Она заковывает нас в кандалы, не делая по-настоящему счастливым. Человек, никто не стал счастливым. Прахлад Махарадж говорит, что секс – это ощущение зуда. Человек на какое-то время избавляется от зуда и думает: «Ну, надо же, здорово как! Счастливый стал». А потом опять зудеть начинает. Вот. И люди расчесывают, расчесывают, как зуд. Они расчесывают это, пока эта вещь не начинает кровоточить, реально начинает кровоточить.

Иначе говоря, если человек до конца, трезво поймет, что это не такая безобидная вещь, что это очень проблематичная вещь, то ему не трудно будет избавиться от этого всего. Как люди, которые курят. Им бывает очень трудно избавиться от этого ровно до тех пор, пока врач не говорит им, что у них рак легкий в первой степени. И что этот рак легких вызван чем? Курением. И говорит, что если будешь продолжать, никаких проблем нет, пожалуйста, продолжай. Ты свободный человек. Эти люди бросают курить очень легко в большинстве своем. Просто потому, что они осознали до конца последствия этого, что в нашем сознании бывает, мы думаем: «Да это все ерунда. Ничего. Все хорошо, нормально». Так? Не осознавая себе, до какой степени эта вещь пагубно сказывается на целиком на сознании человека. Если мы поняли это, то избавиться будет не трудно. По-тихонечку, постепенно от зависимости от этой избавиться будет не трудно. Поэтому есть идеал, и этот идеал, он не случайно существует.

Я знаю, что есть гуру не в ИСККОН, а вне ИСККОН, которые очень, ну, скажем так, очень лояльно относятся к этому. Но реально человек не сможет по-настоящему духовно развиваться, если он остается рабом этого инстинкта. И нужно очень хорошо это понимать, если я хочу идти в направлении постижения своей духовной природы, я должен отказываться от материальных привязанностей, самой сильной из которых, является привязанность к сексуальным отношениям, если, конечно, я не употребляю героин. Люди, употребляющие героин, у них никаких проблем с сексом нет. Они очень легко соблюдают четвертый регулирующий принцип. Но им от этого не легче.

Все, да. Спасибо вам большое еще раз. Спасибо за то, что приехали на этот фестиваль, спасибо за то, что учавствуете в этом, спасибо за то, что вы занимаетесь нашей самой главной миссией, пытаетесь поменять природу свою и множество вещей делаете для этого. И главное, за что я хотел поблагодарить, это за то, что многие из вас, я знаю, принимают ответственность за других, реально заботятся о других, помогают другим рости, помогают другим получить энтузиазм, помогают другим возвыситься над гунами материальной природы. Вот. Это самое ценное, что можно делать. Наша единственная задача – это воодушевлять других преданных. И если я воодушевил хотя бы одного преданного в день – это уже великое достижение. Если я даже себя воодушевил – это уже достижение. (смех) Встал перед зеркалом и воодушевил: «Давай! Все хорошо». Но если мне удалось помочь другому воодушевить другого – это великое благо.

Я хотел сказать еще, что там перед входом есть календари, если у вас еще нет, или у ваших друзей нет, или у ваших врагов нет, как я уже сказал, или еще у кого-то нет вдруг, то можете воодушевить их, подарив им календарь. И одновременно воодушевить этим меня и всех остальных людей. Огромное спасибо за то, что помогаете, действительно, храму в Москве. Это сложная задача, задача, расчитанная на вырост. Мы очень сильно продвинулись, но опять в связи с изменениями в Московском правительстве опять возникли какие-то знаки вопроса. Кришна, ну, просто не дает нам спокойно уснуть, но я уверен, что мы как-то все это преодолеем. Спасибо всем и каждому из вас, кто болеет за это, переживает, заботится от этом. Я ваш вечный должник. Спасибо большое. Шрила Прабхупада ки джай!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: