Функции государственного регулирования экономики.




Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Можно выделить 2 группы регулирующих функций государства:

- функции по созданию условий эффективного существования рынка.

- функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде. Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Отмеченные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики.

К функциям, выполняемым государством в экономике, относятся, прежде всего, следующие:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

антимонопольное регулирование;

− проведение политики макроэкономической стабилизации;

воздействие на размещение ресурсов;

деятельность в сфере распределения доходов;

− деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе.

Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Антимонопольное регулирование

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний (подробно см. тему 7).

Макроэкономическая стабилизация

Политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию последствий деловых циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежно-кредитная политика. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Размещение ресурсов

Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как несовершенство конкуренции, нечеткая спецификация прав собственности и т.д., возникает проблема нерационального распределения (аллокации) ресурсов, что приводит к необходимости вмешательства государства.

В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в аграрном секторе, фундаментальной науки, образования. Государство может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.

Перераспределение доходов

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Общество принимает на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

Основные инструменты государственного регулирования экономики подразделяются на прямые (административные) и косвенные.

Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Косвенные методы предполагают создание благоприятной среды функционирования бизнеса (см. таблицу 1).

Таблица 1. Методы государственного регулирования экономики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: