Чтение сцены дуэли (или пересказ, близкий к тексту)




· Что послужило причиной ссоры?

· Хотел ли Печорин дуэли и смерти Грушницкого? Приведите цитаты, которые помогают понять душевное состояние главного героя.

· Мог ли он поступить иначе? Прочитайте эпизод «ночь перед дуэлью». Какие стороны души Печорина открываются читателям?

· Чем объясняется ненависть Грушницкого к Печорину?

· Запишем в тетрадь: Грушницкий – прямой антипод Печорина, даже пародия на него. Если Печорин привлекает к себе внимание, нисколько не заботясь об этом, то Грушницкий изо всех сил старается «производить эффект». Если Печорин по-настоящему разочарован в жизни, то Грушницкий играет в разочарование. «Его цель – сделаться героем романа». И Грушницкий старается вести себя, как герой романа: бросается пышными фразами, «драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Но быть романтическим героем ему не удаётся, поскольку все чувства и переживания его фальшивы.

· Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли?

· Вспоминается ли вам какое-то другое произведение русской литературы, в котором также была изображена сцена дуэли?

· Можно ли провести параллель между Грушницким и Ленским?

· Запишем в тетрадь: по словам Белинского, Грушницкий представляет собой эталон «идеальных фразеров», встречавшихся «на каждом шагу». Во всем контрастируя с Печориным, он в своих ведущих особенностях олицетворяет модную в 30-е годы XIX века разочарованность, ложный романтизм.

Портрет Грушницкого не дается в статике, а постоянно меняется в зависимости от душевного состояния героя. Недалекий по уму, завистливый и тщеславный, весь «сотканный» из фальши, Грушницкий предпочитает естественным движениям ложную позу. Для него главное – производить эффект, казаться трагическим и загадочным.

Б) Печорин и княжна Мери. Анализ эпизода «Прощание Печорина с Мери»

· Для чего Печорину понадобилось затевать интригу с Мери? Найдите нужные строки в тексте.

· Какие поступки и действия Печорина вызывают презрение княжны Мери?

· За что все-таки Мери полюбила Печорина?

· Что нового из этой сцены мы узнали о героях?

в) отношение Печорина к Вере

· Способен ли Печорин вообще любить?

· Могли ли герои – Вера и Печорин – остаться вместе и быть счастливыми?

II. «Фаталист»

· В чём же причина такого отношения к людям главного героя? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в последней повести «Фаталист». Если в двух предыдущих повестях Лермонтов тяготел к авантюре и психологическому роману, то в «Фаталисте» он склоняется к философской прозе.

· Что означает слово «фаталист»?

· Кого в повести можно назвать фаталистом?

· Какой эпизод повести подтверждает невероятное пристрастие Вулича к карточной игре?

· В какой момент проявляется таинственная власть Вулича над людьми?

· Почему Вулич так хладнокровен, когда подставляет пистолет к виску?

· Почему люди подчиняются ему?

· Что общего у Печорина с Вуличем?

· А в чём их различие?

· Прочитайте следующее высказывание Печорина и укажите еще одно различие между Печориным и Вуличем: «Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности и сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться».

· Что Печорин называет «заблуждениями», к которым были привязаны предки?

· Какие изменения претерпевает отношение Печорина к фатализму?

· Какой вопрос задаёт перед смертью Вулич?

· Только ли бытовой смысл несёт прозвучавший вопрос и ответ на него? Случайно ли ответ выделен курсивом?

2. Обобщение, подведение итогов

· В повести «Фаталист» Печорин становится героем – уже безо всякой иронии. Он обезвреживает убийцу Вулича, рискуя жизнью. Его поступок решителен и смел. Теперь никто не сможет упрекнуть Печорина в притворстве. Бросаясь навстречу опасности, он задаётся вопросом: кто хозяин жизни: человек или судьба? В чём же убеждается Печорин? Прочитаем отрывок из романа: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь ».

· Даёт ли автор однозначный ответ на вопрос о судьбе?

· Опираясь на эту фразу, попытаемся ответить на ключевой вопрос романа: в чем трагичность судьбы Печорина?

· На что обрекает себя человек, отказавшись от веры?

· Запишем в тетрадь: лермонтовский герой – сын иного времени. Печорин гибнет от тоски, оттого, что не может найти применение и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

3. Объяснение домашнего задания

 

Подготовить пересказ одной из глав романа (на выбор).

 

Модель урока №4

Урок развития речи

 

Ход урока

 

На уроке ученики выступают с пересказами глав романа (по выбору).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: