· Ребята, на уроках, посвященных анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы с вами попытались проследить развитие души Печорина, объяснить его поведение, зачастую вызывающее недоумение, в различных ситуациях. Следующий наш урок пройдет в необычной форме: вы придете не в класс, а в зал суда. Для этого нам нужны: судья, прокурор, адвокат, присяжные заседатели (до 3-х человек), Печорин (обвиняемый), Азамат, Казбич, Грушницкий, драгунский капитан, княжна Мери, Максим Максимыч, Бэла, Вернер, Вера, слушатели (все вместе распределяем роли между ребятами).
· К следующему уроку каждый из вас должен будет вспомнить все, о чем мы до этого с вами говорили. Желательно освежить в памяти текст, делая акцент на анализе образа Печорина с точки зрения того персонажа (либо другого участника суда), роль которого вам досталась. При подготовке пользуйтесь критической литературой (примерный список: Белинский В.Г. «Герой нашего времени» (1840), Шевырев С.П. «Герой нашего времени» (1841), Бурачок С.О. «Герой нашего времени». М. Лермонтов» (1840)). (Также предполагается краткое обсуждение обязанностей ребят).
Модель урока №5
Тема: Литературный суд над Печориным
Ход урока
1. Слово учителя
· Уважаемая публика, мы собрались с вами сегодня на общественный суд над героем литературного произведения, в образе которого Лермонтов дал «портрет, составленный из пороков всего поколения» 30-х г. XIX века. И автор, и его герой сами искали суда читателей. Не простого суда, а суда грядущих поколений. Печорин оставил записки о своей жизни на суд неведомому читателю. Лермонтов в Предисловии к роману также предлагает своего героя на суд, но не уголовный, а нравственный, надеясь, что приговор грядущих поколений не будет уничтожающим.
· Наш суд, литературный по сути, мы по форме построим как суд присяжных. Представляю вам основных действующих лиц:
Ведет суд и выносит приговор на основании заключения присяжных заседателей судья____________________
Общественный обвинитель (прокурор) ______________________
Общественный защитник (адвокат)___________________________
Роль обвиняемого-Печорина мы доверили____________________
Присяжные заседатели_____________________________________
На нашем суде мы выслушаем также свидетелей-героев произведения Лермонтова.
Обвинение намерено вызвать своих свидетелей: Азамата, Казбича, Грушницкого, драгунского капитана, княжну Мери.
Защита намерена вызвать: Максима Максимовича, Бэлу, Вернера, Веру.
· Итак, передаю слово судье. Встать, суд идет! (Во время «судебного процесса» учитель имеет право вмешиваться в диалоги и монологи ребят, чтобы помогать им и указывать на их ошибки).
2. Деятельность учащихся
Вступительное слово судьи: Господа присяжные заседатели! Слушается дело Печорина Григория Александровича по обвинению по 4 основным статьям: 1) душевная черствость, жестокость; 2) подлость, сознательное причинение зла окружающим людям без достаточных поводов с их стороны; 3) эгоизм; 4) бессмысленность существования. Ваша задача: выслушав выступление обвинения и защиты, прения сторон, вынести объективное, беспристрастное заключение по этим статьям обвинения. Вы не имеете права вмешиваться в течение процесса и задавать вопросы. Призываю вас к объективности и принципиальности оценки полученной по делу информации.
Выступление прокурора (приводятся литературные аргументы с использованием цитат, заранее выписанных на отдельный лист. Например, рассказывается о похищении Бэлы, о сделке с Азаматом).
Судья: Теперь предоставляю слово защите.
Выступление адвоката (литературные аргументы с использованием цитат. Например, можно поднять проблему дозволенности/недозволенности исключительной, сильной личности распоряжаться чужими судьбами (при этом учитель в конце урока сможет провести параллель с «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевского, указав на сходство художественных миров Достоевского и Лермонтова). Также возможно указание на то, что человек – существо не только разумное, но еще и эмоциональное и духовное. При анализе тех или иных поступков необходимо учитывать все компоненты личности, а не только одну).
Судья: Теперь открываются прения сторон. Слово обвинителю.
Обвинитель вызывает своих свидетелей. В это время адвокат может отводить некоторые вопросы или свидетелей (судья решает правомерность отвода вопросов или свидетелей).
Судья: Слово защите. Приглашайте своих свидетелей.
Защитник ведёт опрос своих свидетелей. Теперь прокурор может отводить свидетелей или вопросы.
Судья: Господа присяжные заседатели, прения сторон выслушаны, предоставляю слово подсудимому.
Выступление Печорина
Судья: Господа присяжные заседатели, слушания по делу закончены. Прошу вас высказаться по сути предъявленных Печорину Григорию Александровичу обвинений и вынести свой вердикт отдельно по каждому пункту. Так как у нас не простой суд, а литературный, нам бы хотелось услышать и мотивы принятых вами решений.
Выступления каждого присяжного по основным пунктам обвинения с изложением мотивов принятого решения. Секретарь или судья ведет в это время подсчет голосов
· Встать, суд идет!
·
Заключительное слово судьи: Объявляется приговор по делу Печорина Григория Александровича. Решением присяжных заседателей подсудимый по статье 1 – душевная черствость, жестокость признан_______; по статье 2 – подлость, предумышленное бессмысленное злодейство признан_______; по статье 3 – эгоизм признан_______; по статье 4 – бессмысленность существования признан_______.
3. Заключительное слово учителя, рефлексия
Обсуждаются решение суда и судебный процесс.
4. Объяснение домашнего задания
Подготовиться к сочинению по роману. Написать конспект фрагмента статьи В.Г. Белинского «Герой нашего времени» (выбрать любой фрагмент-анализ одной из глав романа).
Модель урока №6
Тема: Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Ход урока
Написание сочинения
Темы на выбор:
1) Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2) Умеет ли Печорин любить? Любовь и дружба в жизни главного героя.
3) Потаённая жизнь души: «Герой нашего времени» как психологический роман.
4) Печорин и Онегин: «лишние люди» или бесполезные эгоисты?
5) Спор судьбы с Печориным: закончен ли он?