Музыкальный диктант.
Диктант– запись музыки на слух. Цель его состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в чёткие слуховые представления и возможно более быстрого закрепления в виде нотной записи.
Так же, как и чтение с листа, диктант это сложный, «многоэлементный» навык. Он включает в себя одновременное решение комплекса задач. В нёмсинтезируются умения, навыки и знания, полученные в процессе обучения на уроках сольфеджио.
С одной стороны, диктантявляется показателем степени развития музыкального слуха, становится неким итогом обучения.Это важное умение, определяющее уровень развития, подготовленности и грамотности музыканта.
С другой стороны, он требует регулярности и систематичности, т. к. только так воспитывается навык.
И в то же время, диктант – одна из важнейших форм работы, которая даже более других (за исключением чтения с листа) способствует развитию музыкального слуха. Ведь в процессе написания диктанта предельно активизируются такие психологические качества, как внимание, память, внутренний слух, творческое воображение.
Не следует приступать к этой форме работы, пока ученики не овладели рядом знаний и умений, таких как:
1) нотная грамота (умение правильно записать диктант)
2) чувство метроритма (определение размера и ритмического рисунка),
3) чувство лада (определять ступени тональности),
4) определённая степень развития внутреннего слуха - умение мысленно представлять себе звуки, удерживать тональность.
5) Определённая степень развития памяти (запоминание мелодии)
6) умение дирижировать (чтобы соотносить доли и группы длительностей)
7) представления о фразировке и структуре произведения, способах развития мелодии.
Все перечисленные знания и умения накапливаются, обогащаются, совершенствуются в течении всех лет обучения сольфеджио, более того многие из них оттачиваются именно в процессе диктанта, т. к. во время этой формы работы активизируются слух, внимание, память.
Постепенно, с каждым годом будут углубляться знания и умения, а вместе с нимистанут более сложными и примеры для диктанта.
С психологической точки зрения, процесс записи диктанта, противоположен процессу чтения с листа. Его можно представить в виде схемы:
«слышу -мысленно представляю –понимаю -записываю». То есть слуховой образ должен вызывать немедленную реакцию во внутреннем слухе. Очевидно, что так же, как и в чтении с листа наиболее важные этапы процесса - «мысленно представляю» и «понимаю». Именно от них, в первую очередь, зависитуспешность развитияэтого навыка. Поэтому, внимание, память, внутренний слух необходимо постоянно развивать и совершенствовать у детей.
Так же, как и навыкчтения с листа, навык написания диктанта может развиться только на основе музыкально-слухового опыта, который приобретается, накапливается и закрепляетсяв исполнительской практике. На уроках сольфеджио такой практикой становятся все основные формы работы, – виу, метроритмические упражнения, сольфеджирование и само чтение с листа.
Подготовительные формы работы.
Следующие формы работы могут быть применены на всех этапах обучения, только в разных качествах, постепенно усложняясь. Но особенно они важны на начальном этапе обучения, т. к. воспитывают важные умения для необходимые для написания диктанта.
1. Переписывание нотного текста (усложнённые варианты подобных заданий – переписывание с исправлением группировки, транспонируя мелодию в другую тональность).
2. Выучивание песен, мелодий наизусть.
3. Запись по памяти выученных мелодий.
4. Слежение за развитием музыки по нотам.
5. Подбор на фортепиано знакомых песен, а потом запись их.
6. Анализ мелодий.
Как и вчтении с листа для диктантаважен принцип систематичности и последовательности, который осуществляется, прежде всего,в регулярном обращении к этой форме работы, во взаимосвязи с другими видами деятельности на сольфеджио, в движении от простого к сложному.
Так же важно правильно распределять учебный материал. Новый элемент музыкального языка должен быть сначала проработан в различных упражнениях, в примерах для сольфеджирования и только после этого он может появиться в примере для чтения с листа и в диктанте.
Движение от простого к сложному осуществляется в продумывании и выборе примеров для диктанта. Выбранные мелодии должны соответствовать уровню развития и знаний детей на данном этапе обучения, включать только знакомые им обороты. При выборе примеров педагог обращает внимание, прежде всего на следующие признаки:
1) Диапазон, тесситура мелодии.
2) Вокально-интонационные трудности – скачки, движения по звукам определённых интервалов, аккордов.
3) Жанровые признаки.
4) Тональность, наличие хроматизмов, отклонений, модуляции.
5) Метроритм.
6) Форма. Особенности развития мелодии: квадратность, неквадратность, повторность, варьирование, секвенция.
7) Темп.
8) Эстетическая сторона - выразительность, яркость и художественная ценность примера.