Разновидности диктантов на сольфеджио.




Основная форма диктанта, в некоторой степени «идеальная» - это запись диктанта учениками самостоятельно. Мелодия – чаще всего квадратный период, играется 8-10 раз. Однако это очень сложная работа, которую в ДМШ не следует проводить каждый урок. Подобный диктант можно рассматривать, как итоговый, контрольный. И проводить его следует примерно 1 раз в четверть. Пример для диктанта должен быть чуть легче других, разобранных на уроке с преподавателем.

Остальные виды диктантов, к которым следует обращаться, фактически, на каждом уроке, должны выполнять обучающую функцию. Они будут способствовать постепенному развитию навыка. Это:

1. Ритмические диктанты. В младших классах можно воспользоваться карточками.

2. Запись мелодии пропетой педагогом нотами. Задача учеников грамотно её записать и оформить ритм.

В этих подготовительных формах диктанта важно обращать внимание на выработку чёткой записи, правильную группировку длительностей, почерк, аккуратность.

3. Устный диктант. Педагог несколько раз играет мелодию, дети либо поют, либо играют её на ф-но. Устные диктанты могут быть разного качества. Одни – быстрые, диктанты-минутки или «молнии». Мелодия должна быть небольшой, содержащая не более одной трудности. Проигрывается 1-2 раза. Другие – более продолжительные, в форме 8-митактного периода. Играть можно несколько раз, так чтобы дети запомнили и могли исполнить нотами и ритмослогами с дирижированием. После этого мелодию можно записать по памяти. В любом случае, подобные диктанты способствуют развитию памяти.

4. Серия «занимательных» диктантов, в которых ученики концентрируют внимание лишь на одной задаче. Подобные диктанты представлены в пособиях Г. Калининой. Детям даются готовые нотные заготовки, в которых они, прослушав пример, должны 1) оформить ритм, 2) подставить нужные знаки альтерации, 3) исправить ошибки в мелодии, 4) дописать отдельные ноты в мелодии, 5) дописать мелодию, 6) дописать верхний голос, 7) дописать нижний голос. К этому списку можно добавить запись вариаций к известной детям, мелодии.

5. Диктант с предварительным устным анализом. Очень важная форма, т. к. готовит детей к самостоятельной записи диктанта. Разновидность этой формы диктанта – «Показательный диктант», в котором педагог играет мелодию, ставит себе задачи и поэтапно записывает её на доске.

6. Фото-диктант. Очень интересная форма. Ученик смотрит нотный пример, старается его «прочитать глазами», внутренне пропеть и запомнить. Затем этот пример закрывается, а ученик должен записать его по памяти. Как вариант - можно мелодию, после мысленного запоминания, сначала пропеть наизусть, затем проговорить ритмослогами с дирижированием и только после этого записать. Если ещё упростить, то мелодию можно играть, а дети в это время смотрят в ноты и запоминают её. Такой вариант работы имеет место, т. к. в процессе записи диктанта слуховая память сотрудничает со зрительной. Поэтому и зрительную память надо развивать.

План записи диктанта, соответственно проигрываниям.

Этот план необходимо использовать в диктантах с предварительным устным анализом. Чёткость сформулированных задач для каждого проигрывания, систематичное к нему обращение позволят выработать самостоятельность учеников в записи диктанта.

1-е проигрывание, можно назвать вступительным. Мелодия диктанта звучит в своём настоящем выразительном варианте – в нужном темпе, с динамическими оттенками и необходимыми штрихами, чтобы вызвать эмоциональный отклик у детей (Так предлагает Островский). Следующие проигрывания уже связаны с записью мелодии, поэтому она может прозвучать чуть медленно. Вопросы к каждому «рабочему» проигрыванию могут быть следующие.

1. Определить размер, первую и последнюю ноты. Может быть уже удастся обратить внимание на какие-то знакомые обороты ил структуру мелодии, т. е. начать её анализ.

2. Посчитать такты. Выявить структуру мелодии – предложения, фразы. Сделать заготовку-схему в виде пустых тактов на нотном стане для записи мелодии. В квадратном периоде удобнее всего делить две строчки, соответственно двум предложениям – такт под тактом.

3. Послушать каденции и записать одну из них или обе. Продолжать анализировать мелодию.

4. Стараться запомнить мелодию и мысленно, после проигрывания её воспроизвести. Продолжать анализ мелодии, с точки зрения принципов её развития – повторность, вариационность, секвенция, направление движения, поступенное или скачками, движение по звукам аккордов, скачки на определённые интервалы.

Следующие проигрывания - запоминание и запись мелодии. Важно, чтобы дети не «стенографировали», а старались именно запомнить и писать после проигрывания, воспроизведя мелодию внутренним слухом, в памяти. Во время работы, в промежутках между проигрываниями, учитель обязательно следит за работой каждого ученика, указывает на допущенные ошибки и направляет определёнными вопросами дальнейший анализ каждого. При совместной работе над диктантом, можно иногда прибегнуть к пропеванию или проговариванию ритмослогами отдельных фраз мелодии. Это могут сделать те ученики, которые уже справились и написали эти фрагменты, для того, чтобы помочь отстающим. При записи диктанта, кто-то из детей лучше запоминает ритмический рисунок, тогда он может записать его раньше мелодии над тактами, другие, наоборот лучше запоминают звуковысотную сторону мелодии, пусть они запишут звуки, но постараются правильно их распределить по тактам (для этого надо тактировать и хорошо ощущать сильную долю). В этом проявляется ещё один важный принцип формы работы над диктантом – индивидуальный подход. У каждого могут возникнуть свои трудности, нужно их правильно распознать и помочь ученику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: