ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ




 

 

В настоящее время каждый педагог должен научить детей воспринимать, перерабатывать и использовать в практической деятельности огромный поток информации. Образовательный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли активно заниматься на уроке, отмечать результаты своей деятельности и оценивать их.

С целью оптимизации учебного процесса мы в своей работе применяем информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).(СЛАЙД 2)

В основе использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе лежат базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что возможно и целесообразно использовать ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности учащегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г.К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е.С. Полат и др.), роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование ИКТ помогает решать такие задачи, как:

· поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

· поддержка всех видов познавательной деятельности в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

· реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.СЛАЙД 3

ИКТ можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды: презентации, обучающие игры, развивающие программы, дидактические материалы, программы-тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии. СЛАЙД 4

Презентации – наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов, включающий в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Презентации для уроков педагоги используют готовые или создают самостоятельно, их активно используют ученики для представления проектов.СЛАЙД 5

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на младших школьников. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, воображение, пространственное и логическое мышление. СЛАЙД 6

Широко используются дидактические материалы: сборники задач, диктантов, упражнений, – представленные в электронном виде. СЛАЙД 7

Программы-тренажеры выполняют функцию дидактических материалов, зачастую используются на индивидуальных занятиях и помогают отслеживать ход решения и сообщать об ошибках. СЛАЙД 8

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс несколько типов обучающих программ. Учебные курсы «Математика», «Русский язык» дети проходят в процессе дистанционного обучения.

Учащиеся начальной школы активно используют электронные энциклопедии, объединяющие демонстрационные и справочные материалы. Дети отмечают дополнительные свойства и возможности: удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, систему навигации на основе гиперссылки. СЛАЙД 9

По словам С.И. Павловой, ИКТ является лучшей реализацией принципа наглядности в обучении и воспитании и позволяет в комплексе воздействовать на органы чувств, развивать мышление, активизировать творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, а в целом воспитывать и формировать образованных граждан нашего общества.

Существуют следующие виды наглядности [3,157]:

● картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино);

● звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио);

● смешанная наглядность (учебный, звуковой кинофильм);

● учебные кинофильмы и кинофрагменты;

● учебные диафильмы, диапозитивы;

● телевидение – это телепередача, которая используется в учебном процессе и во внеурочной деятельности [5,49].

Использование данных видов наглядности может преобразить преподавание учебных предметов, рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, поможет научить детей самостоятельной работе с объемным текстом. ИКТ обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Для этого в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности. СЛАЙД 10

Существуют различные формы организации обучения при использовании ИКТ. В зависимости от особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися выделяют индивидуальную и фронтальную форму организации обучения. Фронтальная форма обучения предполагает работу всего класса по реализации конкретной дидактической задачи, достижение которой становится возможным при активном взаимодействии учащихся друг с другом. При этой форме организации обучения ученики выполняют общее для всех задание в едином темпе. Коллективные и групповые работы различаются, во-первых, числом участников, а во-вторых, стилем их взаимодействия. При коллективной форме организации обучения класс рассматривается как единый учебный коллектив, объединенный общей целью и общим результатом деятельности при строгом выполнении правил сотрудничества, руководства и подчинения. В начальной школе руководителем часто выступает учитель. Он ведет диалог, задает вопросы, ставит задачи, помогает найти путь их решения, берет на себя функцию контроля и оценки. СЛАЙД 11

При организации индивидуальной формы обучения учитель использует готовые или разработанные им по специальным шаблонам упражнения. Индивидуальное задание продолжается 15-20 минут и может содержать несколько упражнений.

Необходимо, чтобы ИКТ органически вписывались в существующую систему организационных форм и средств обучения, расширяя возможности традиционных и закладывая предпосылки для развития новых форм обучения.

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей учебного процесса. При использовании ИКТ результаты выполнения учениками упражнений предоставляются в удобном для последующего анализа виде, что позволяет говорить о совершенствовании технологии учета успеваемости и качества образования. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его корректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.СЛАЙД 12

Исходя из конкретных успехов или неуспехов учащегося, учитель разрабатывает план дальнейшего предъявления школьнику системы заданий. Таким образом, четкое определение результатов обучения позволяет прогнозировать направление продвижения каждого ученика по учебному материалу, корректировать сложившуюся методическую систему работы учителя, определять тенденции развития системы образования.

ИКТ может использоваться как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе мы отмечаем следующее положительные моменты: интенсификацию самостоятельной работы учащихся, рост объема выполненных на уроке заданий. У детей повышается мотивация и познавательная активность за счет возможности включения игрового момента и погружения в яркий красочный мир. ИКТ помогают развивать универсальные учебные действия (мотивы, целеполагание, планирование, контроль и оценку). Вместе с тем существует такая проблема, что учитель, чрезмерно увлекшись применением ИКТ на уроке, переходит от проблемного обучения к репродуктивному. СЛАЙД 13

Рекомендации по использованию ИКТ:

1. Важно использовать ИКТ не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации.

2. При использовании ИКТ необходимо увеличить объем коммуникативных упражнений.

3. Необходимо создавать проблемные ситуации, не перегружать учебный материал использованием ИКТ.

4. В реализации ученических проектов нужно обеспечить всестороннюю поддержку и поощрение инициатив участников. СЛАЙД 14

Таким образом, практическое применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе требует от учителя не только тщательной подготовки, но и проектирования образовательного процесса с учетом различных аспектов использования ИКТ.

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Мы рассматриваем дистанционное обучение в качестве самостоятельной системы, одной из форм обучения. Логично обратиться поэтому к возможным вариантам организации дистанционного обучения, их специфике, чтобы определиться, во-первых, для каких целей тот или иной вариант может быть наиболее приемлем и при каких условиях, во-вторых, какова специфика компонентов каждого из возможных вариантов, а именно: какое влияние оказывает тот или иной вариант на организацию учебного процесса, отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозаписи, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации, пр. СЛАЙД 15

Мы, в свою очередь, предлагаем следующие модели организации учебного процесса, позволяющие более полно, как нам представляется, реализовать возможности Интернет-технологий:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: