Прицеливание, карточки огня, режимы стрельбы и всё такое




Кэп Очевидность всегда говорит: «Цельтесь под цель с просветом». Что он имеет в виду?

А вот что. Между целью и мушкой оставляется маленький просвет. Он нужен для того, чтобы чётко проконтролировать мушку и её положение относительно целика. Когда целишься в тёмную цель чёрной мушкой, мушку не видно на фоне цели и невозможно понять, как ты целишься. Просвет — гарантия правильного прицеливания. Размер просвета каждый выбирает себе сам. При стрельбе на дальние дистанции по маленькой цели (размером с просвет) размер просвета сильно влияет на точку попадания по вертикали. Поэтому важно всегда выдерживать один размер просвета при любых дистанциях стрельбы.

Теперь о корректировке стрельбы. Есть всего два варианта стрельбы. Первый — когда ты цель видишь и второй — когда не видишь. Первый проще. Его и рассмотрим первым. Пулемётчик ДШК должен всегда стрелять со вторым номером — наводчиком. Да, да, тот, кто стреляет — стрелок, а второй номер — наводчик. Стрелок просто одинаково целится, одинаково нажимает на спуск и выполняет команды наводчика. Он — робот, а мозг его — наводчик. Наводчик даёт команду стрелку: «Цель номер один, прицел 10, полфигуры лево, одиночным огонь!». «Полфигуры лево» в данном случае значит, что ветер слева и наводчик заранее учёл его в точке прицеливания. Стрелок ставит прицел 10, целится мушкой под левый нижний угол цели. Делает одиночный выстрел. Наводчик видит попадание с недолётом и правее цели, даёт команду: «Прицел 10,5, лево фигура, одиночным огонь!». Стрелок колесом тонкой настройки поднимает целик в положение среднее между 10 и 11, целится мушкой на ширину цели от её центра (мушка вышла за габарит цели) и стреляет. Попадание. Наводчик даёт команду: «Повторить, серия 5!». Стрелок делает быстро 5 одиночных выстрелов, целясь в ту же точку, что и в прошлый раз. Цель обстреляна. Наводчик может подать команды типа: фигура лево-право, полфигуры ниже, повторить, серия. Не даётся команда фигура выше (мушка и целик перекроют цель), фигура ниже (слишком большой просвет, который нельзя проконтролировать). Такие поправки надо вносить только прицелом. Прицел стрелку может поправлять наводчик, не подавая команды. В хорошей паре это лучше: стрелок не отвлекается. В примере всё упрощено, наблюдатель видит попадания, стрелок не лажает. В жизни так не бывает. И попаданий не видно, и стрелок дёргается. Тут приходится стрелять с недолётами, чтобы поймать пулю. А это время, а время — жизнь. Как же ускорить процесс поражения цели? Для этого и создана карточка ориентиров и карточка огня. Все знают, что без системы ориентиров работать эффективно невозможно. Противник может колонной с флагами пройти, и никто по нему не отработает, потому что наблюдатель не сможет чётко указать, где он там марширует.

Для пулемётчика ДШКМ всё ещё интереснее. Патроны разные, баллистика у них разная, прицел для каждого патрона разный. Надо знать, какой именно боеприпас нужен для каждой цели, каким следует работать и прицел, который надо поставить. Шарахнешь БС по прицелу для МДЗ и наблюдатель даже не увидит, куда ты попал, настолько далеко промажешь в перелёте. Поэтому первое дело — карточка ориентиров с дистанциями, потом карточки огня для каждой позиции с боеприпасом для поражения цели и прицелом. Совет: не знаешь чем стрелять — стреляй БС. Он универсален. Нет БС, тогда Б-32. Прицел выверяется пристрелкой ориентиров. Пробил дистанции, пристрелялся, записал прицел. Не стоит без нужды пристреливаться по цели, зачем ненужный кипиш? Найди ориентир на такой же дистанции и прибейся. А в цель потом сразу быстро накидаешь с известным прицелом. Так что карточка огня нужна не командиру для отчётности, а тебе, друг. Кстати, а пулемёт к нормальному бою приведён? Нет, тогда проблемка. Шкала на планке совсем не соответствует дистанциям. Она и так-то не слишком им соответствует, а тут вообще никак. Поэтому приведение к нормальному бою обязательно. Есть возможность на полигоне на 100 м — супер, нет — хоть по удалённой цели прибить надо. Со складов пулемёты идут «шо попало», могут и на метр в сторону бить на 100 м, если мушка погнута. Всё просто.

На 100 м вешаем любую мишень чёрного цвета, под ней белую полоску для контраста. Стрелять только с упором на монопод, лёжа, одиночными. 4 выстрела, целясь с просветом под центр чёрной мишени, как на картинке. Прицел 5. Если стреляешь нормально, то все 4 пули лягут в круг 15 см; если хорошо, то в 12; а если отлично, то можно и в 6 вложить. Находим среднюю точку попадания (СТП) и замеряем, как она отклонилась от низа чёрной мишени вверх (должно быть 25 см) и влево-вправо (должна лежать по центру горизонтали). Замеряем отклонение. Крутим мушку и двигаем её по горизонту, подчиняясь правилу «пуля мушку водит». То есть ушли пули выше — мушку вверх, ниже — вниз, влево-влево — вправо-вправо. 1 оборот мушки = 10 см на 100м, 1 деление на шкале горизонтальной — тоже 10 см. Крутить Т-образным ключом-отвёрткой из комплекта или головкой на 11 и руками. Влево-вправо молотком, отпустив контргайку и болт крепления. Потом зажать обратно. Снова стреляем 4. И так до тех пор, пока СТП не придёт в +25 по вертикали и 0 отклонения по горизонту (+-5см). По удалённой цели всё примерно так же. Пробить точную дистанцию до цели и выставить прицел. Если, например, до цели 320 м, то ставим 3 и чуть-чуть колёсиком вверх. Стреляем по 3 выстрела. Наблюдатель засекает, где легли, и мушку двигаем, как и в случае с мишенью. Задача — попасть в цель, целясь под неё с просветом одинаково. Целик не трогается, только мушку передвигаем.

Так, с пристрелкой и стрельбой по видимой цели понятно. Как же стрелять в цель, которая не видна стрелку? По сути, так же. Только наводчик должен цель видеть. Стрелок выбирает себе точку прицеливания, лежащую на линии пулемёт–цель. Примерно, конечно, цель-то он не видит. Тут есть опять два варианта. Первый — цель видна, просто она маленькая. В бинокль её видно, а глазом — нет. Тогда стрелок запоминает местность в бинокль и находит ориентир на местности на линии с целью. Второй вариант — цель скрыта препятствием высотой ниже траектории. То есть пуля преграду перелетит, но цель не видна. Тогда точка прицеливания выбирается на преграде, примерно напротив цели. Надо для этого откуда-то сбоку или сверху сначала посмотреть. Теперь какой прицел выбрать? В первом случае стрелок целится в ориентир, который ближе цели. Пример нужен. Допустим, стреляем в цель на дистанции 1100 м, а ориентир нашёлся на дистанции 500 м. Итак, угол прицеливания на 1100 м составляет 11,9 тыс., а на 500 м — 5 тыс. Разница — 6,9 тыс. Добавляем 6,9 к 11,9 и получаем 18,8 тыс. Этот угол прицеливания соответствует примерно прицелу 14,8. Ставим 14,5 и стреляем, далее корректируемся. Это математика, взятая из таблицы элементов траектории для боеприпаса Б-32. Но кто её знает и читает?

Поэтому грубо считаем, что прицел ставится так:

11 - 5 = 6 и делить на 2 = 3.

То есть разница прицелов на цель и ориентир, делённая на 2, добавляется к прицелу на цель.

11 + 3 = 14

Формула упрощённая и даёт всегда установку с недолётом. Так проще корректировать. А дальше корректировка, как обычно, только фигура для наводчика — цель, а для стрелка — ориентир. Ну и угол наблюдения должен учитывать наводчик. При стрельбе через преграду целимся в визуальный ориентир на ней, прицел ставим, как на цель, и корректура, как обычно.

Теперь напоследок про режимы стрельбы. Стрелять лучше всего одиночными, но быстро. То есть выстрел – поправка – выстрел. При таком режиме плотность огня у цели будет максимальной из-за минимального разброса. Ствол с цели при стрельбе почти не уходит, времени на поправку нужно совсем мало. По итогу стрельба выглядит так: пристрелочный, поправка, пристрелочный, серия из трёх одиночных, поправка, серия 3. Всё это делается максимально быстро.

За счёт небольшого разброса серии повышается вероятность поражения цели, скрытой за укреплением. В идеале разброс составит не более 1 м на дистанции в 1 км. Это как раз то, что надо для работы по пулемётным точкам, СПшкам, амбразурам. Быстрый прилёт пары таких серий если даже не убьёт, то уж точно отобьёт желание у противника продолжать вести огонь или наблюдение и заставит покинуть позицию. Это и есть эффективное подавление огня противника с высокой вероятностью его уничтожения. При этом дульная вспышка будет минимальной. У одиночных выстрелов газы остывают быстро и не растут огненные усы из дульника, как при стрельбе очередью. Одиночный огонь сбивает противника с толку, не даёт определить, что именно по нему работают.

Категорически не рекомендуется вести огонь очередями более двух выстрелов. Разброс пуль в очереди будет превышать 15 м по фронту и десятки метров в глубину. Увод ствола с точки прицеливания будет большим, и понадобится много времени для повторного прицеливания. Затрудняется корректировка, ведь наблюдатель может дать корректуру не по первому попаданию из очереди, а по второму или третьему, а они уже совсем не туда полетели. Огненные усы из дульника вырастают до 1,5 во фронтальной проекции. Противник понимает, что по нему работает пулемёт. То есть минусов — куча. Эффективность огня падает катастрофически, риск получить ответку возрастает, а патроны быстро кончаются. Не надо так стрелять. Наработайте себе навык быстрых одиночных выстрелов. Во всех случаях такой вид огня предпочтительнее за счёт полного контроля за каждым выстрелом. Это и есть та самая плотность огня, созданная в районе цели. Рассеивание становится управляемым: хочешь — бьёшь в цель, хочешь — вокруг. Зачем бить вокруг, спросишь? Ответ очень прост. Обычно огонь не ведётся фронтально, лоб в лоб. По крайней мере, стоит всегда стараться выбрать позицию так, чтобы стрелять в цель под углом. Тот же самый пулемётчик противника в земляном укреплении находится на 1,5–2 м в глубине своей норки. И, стреляя в видимую амбразуру, в него не попасть: пули пройдут перед ним. Особенно работая в сумерки и по вспышке. Вот тут включается контролируемый разброс. Огонь ведётся по амбразуре и вправо-влево от неё на пару метров. Патроном БС. Так можно поразить того, кого не видно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: