Оценка доступности зданий




 

При оценке доступности зданий рекомендуется обеспечить:

1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

- материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

4. Оценка материально-технического обеспечения
образовательного процесса

При оценке материально-технического обеспечения образовательного процесса рекомендуется провести самообследование по обеспечению обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом требований пункта 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности):

1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

- адаптация официального сайта в сети Интернет с учетом особых потребностей лиц с инвалидностью по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублированной шрифтом Брайля);

- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию учреждения, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории должны быть оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья.

В соответствии с частью 11 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, пунктом 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при получении среднего профессионального образования обучающимся с инвалидностью и ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. С учетом особых потребностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ Центр инклюзивного образования должен обеспечить предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

 

5. Оценка адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса
инвалидов и лиц с ОВЗ

При оценке адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ рекомендуется оценить, насколько адаптированная образовательная программа обеспечивает достижение обучающимися с инвалидностью и ОВЗ результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО), т.е. проверить соответствие структуры адаптированной образовательной программы требованиям ФГОС СПО.

При этом необходимо учитывать, что адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин. Введение адаптационных дисциплин в ППКРС и ППССЗ предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Центр инклюзивного образования должен обеспечить обучающимся с инвалидностью и ОВЗ возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин, включаемых в вариативную часть вышеуказанных программ. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе, путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Перечень дисциплин адаптационного учебного цикла определяется Центром самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся. При этом все учебные циклы (кроме адаптационного) и разделы реализуются для инвалидов и лиц с ОВЗ в объемах, установленных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности. Центр вправе самостоятельно сформировать перечень разделов или дополнить данный перечень другими разделами.

Особое внимание рекомендуется уделить реализации раздела/дисциплины "Физическая культура". Центру рекомендуется устанавливать самостоятельно порядок и формы освоения данного раздела/дисциплины для инвалидов и лиц с ОВЗ локальным нормативным актом. В программе раздела/дисциплины должны быть прописаны специальные требования к спортивной базе, обеспечивающие доступность и безопасность занятий. Преподаватели раздела/дисциплины "Физическая культура" должны иметь соответствующую подготовку для занятий с лицами с инвалидностью и ОВЗ. Группы для занятий физической культурой рекомендуется формировать в зависимости от видов нарушений здоровья (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания).

Форму проведения практики для инвалидов и лиц с ОВЗ рекомендуется устанавливать с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для прохождения практики должны быть в наличии (при необходимости) специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых трудовых функций. При определении мест прохождения учебной и производственных практик обучающимся лицом с инвалидностью и ОВЗ необходимо учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

Рекомендуется оценивать соответствие структуры оценки качества освоения обучающимися ППКРС, ППССЗ требованиям ФГОС СПО, включающей текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, государственную итоговую аттестацию. При этом можно проверить и оценить: данные промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся, в том числе, соответствие фондов оценочных средств, позволяющих оценить соответствие умений, знаний, практического опыта и освоенных компетенций требованиям ФГОС СПО; проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Государственная итоговая аттестация выпускников с инвалидностью и ОВЗ проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968 (далее - Порядок проведения ГИА).

В программе государственной итоговой аттестации, определяющей требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к процедуре ее защиты, рекомендуется определить требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Процедура защиты выпускной квалификационной работы для выпускников с инвалидностью и ОВЗ должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.

Проверка подготовки к трудоустройству и содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ и их закреплению на рабочих местах должна осуществляться во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц. Основными формами содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ являются презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.

При необходимости Центром разрабатываются индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики.

Адаптированная образовательная программа должна быть обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии/специальности.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным, методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий).

Для обучающихся комплектация библиотечного фонда осуществляется электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Рекомендуется обеспечить к ним доступ обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с использованием специальных технических и программных средств.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ должны быть обеспечены доступом к сети "Интернет".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: