Культура народов Финикии. Религиозный культ финикийцев. Первый буквенный алфавит.




 

Финикия, находясь на стыке великих древневосточных цивилизаций, характерно заимствование, смешение и творческая переработка окружающих её культур. На протяжении большей части своей истории Финикия находилась под влиянием Египта. Свое влияние также оказывали ассиро-вавилонская, хеттская и греческая культуры.

В архитектуре у финикийцев применялась кладка из крупных каменных блоков на основании из мелкого камня и щебня. При кладке камни пригонялись друг к другу и скреплялись раствором извести и песка.

Древнейшими архитектурными памятниками финикийцев были святилища, чаще всего представлявшие собой обелиски, например, к началу II тысячелетия относится Храм обелисков в Библе (подобные же храмы встречались и на Мальте, Гоцо и других островах Средиземного моря). В I тысячелетии чаще стали сооружаться прямоугольные храмы с внутренним помещением. Подобные храмы оформлялись украшениями из бронзы и ценных пород дерева19.

Финикийцы достигли высокого уровня мастерства в строительстве храмов и зачастую финикийские мастера строили храмы в палестинских городах и других регионах. В конце I тысячелетия храмы уже стали строиться эллинистического типа.

Широкое развитие получили изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Пурпурные шерстяные ткани, керамика, изделия из стекла, украшения, мелкая пластика – все это пользовалось большой известностью в Древнем мире.

Технику производства стеклянных изделий финикийцы отчасти заимствовали у египтян и достигли существенных успехов. Стеклянные сосуды украшались геометрическими, растительными и зооморфными узорами пользовались широким спросом у торговых партнеров Финикии.

Техника работы с керамикой достигла своего расцвета в середине II тысячелетия до н.э., а в I тысячелетии сама уже оказала влияние на традиции керамического производства архаической Греции. Монументальная скульптура была распространена в гораздо меньшей степени, чем в соседних странах. Чаще всего это были изделия мелкой пластики, образы божеств сиро-финикийского пантеона. Обрабатывались также слоновая кость и металлы, иногда с целью нанесения резных изображений.

Искусство Финикии сыграло роль посредника между восточными цивилизациями Передней Азии и странами Средиземного моря.

Не смотря на раздробленность финикийского общества и скудности, дошедших до нас письменных источников, именно здесь было изобретено финикийское консонантное письмо, которое послужило прародителем большинства буквенно-звуковых систем письма.

Финикийский алфавит состоит из 22 знаков, которые служат для обозначения только согласных звуков (прил. алфавит). Финикийская письменность возникла либо из так называемого библского “псевдоиероглифического”, либо из протосинайского письма. Также значительное влияние оказала египетская иероглифическая письменность.

Из дошедших до нас памятников финикийской литературы можно выделить мифологические тексты из Угарита и надписи финикийских царей (Ахирама и Иехимилька из Библа, Эшмуназара Сидонского и др.). Сама алфавитная система письменности, которая возникла в Финикии относится к XIII веку до н.э. (История Древнего Востока20.

 

Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке, известны (помимо пунийской исторической традиции, дошедшей до нас в изложении античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.

Финикийский алфавит имел огромное историческое значение, например, из финикийского алфавита впоследствии возникла греческая письменность, таким образом, он лежит в основе множества более поздних систем письменности.

Что касается науки, то она играла значительную роль в жизни финикийского общества, в особенности астрономия и географические исследования. Финикийцы внесли вклад в развитие античной философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем Академии в Афинах.

Культурное влияние Финикии на Средиземноморский регион заключалось в распространении своего алфавита. Нет сомнений, что культурная и общественная жизнь в Финикии была тесно связана с религией.

Религия первых финикийских племен восходит к общинно-земледельческим культам. До нас дошли описания обрядов поливки ячменя, запряжки осла, посадки виноградной лозы и др. Важное место занимали культы богов плодородия. Почитались бог земледелия Дагон и бог огня, пламени и чумы Реше.

Верховный бог финикийцев назывался Эл и его супруга — Элат) или Ашерат (дух моря). Остальные боги — цари (малк) или хозяева (баал), в том числе владыка севера — Баалцафон, хозяин неба — Баалша-мем, бог солнца (хозяин жара) — Баалхаммон, а также владыки отдельных местностей, рек и тому подобное.Особо важное место в религиозных представлениях финикийцев занимал образ умирающего и воскрешающегося бога природы Ваала и его сына Алийяна.

У городов чаще всего имелись боги-покровители: у Тира — Мелькарт (“царь города”), у Сидона — Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита — Великая хозяйка Берита, у Библа — богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.

Мифология Финикии до нас дошла лишь урывками и тесно связана с религиозными культами. Например, гибель и воскрешении Баала — бога земледелия и плодородного дождя, который борется с богом смерти Мотом и при помощи своей сестры — Анат побеждает его. Другой миф связан с богом, родившимся из пшеничного зерна, умершим и после смерти попавшим в подземное царство. Его освобождает богиня плодородия.

И хотя литературных источников крайне мало, имеются археологические находки, которые указывают на роль религии в обществе. Были найдены храмы и святилища, многочисленные статуэтки, цилиндрические печати и другие предметы религиозной принадлежности.

Многое о ханаанской религии стало известно после нахождения Клодом Шеффером глиняных табличек XIV века до н. э. в Угарите. Этот огромный архив включает множество магических и религиозных текстов, связанных, например, с культами плодородия и культом мертвых, ряд патриархальных историй, многие из которых похожи на ранние библейские истории и их шумерские и вавилонские аналоги.

Стоит отметить, что религия финикийских колоний, например Карфагена, значительно отличалась от религии метрополии. Например, восточная пара Мелькарт и Астарта уступает место Баал-Хаммону и Тиннит Пене Баал. То есть речь идет как о внутренних трансформациях религии, так и о влиянии соседствующих стран и народов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: