В отечественной литературе, чаще всего, понятие «право» и «правовая система» соотносят как часть и целое. Если под правом традиционно понимают формирующиеся в процессе общественного развития, оформляемые и исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система (и в этом, как раз, и состоит основное значение данной категории для развития концептуального аппарата и познавательной функции юридической науки) – это более широкая реальность. Её можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный спецификой развития конкретного общества, многообразными факторами (объективными и субъективными, закономерными и случайными) социальной и политической эволюции, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством, негосударственными политическими и неполитическими организациями), используемый ими для достижения определенных целей.
Конечно, есть и иные определения правовой системы. Например, С.С. Алексеев пишет: «В правовой действительности выделяют такие взаимодействующие элементы, имеющие конститутивное значение, - собственно право, юридическая практика, правовая идеология. Понятие, которое охватывает в единстве и взаимосвязи эти элементы, обрисовывает общую конструкцию действующего права в той или иной стране, - понятие правовой системы»[685]. Н.И. Матузов вполне обоснованно считает, что правовая система охватывает собой всю совокупность «внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.)»[686]. Можно встретить и другие подходы. Хочется верить, что прошло время, когда в науке господствовало стремление сформулировать единственное, универсальное и вечное определение понятие того или иного явления, в том числе и правового. В гуманитарии вообще и в юридической науке в частности только множество суждений, взглядов, мнений, альтернативные предложения и дискуссии способны порождать адекватные уровню развития общества и государства категориальные конструкции, обеспечивающие проникновение в глубинную суть правового и политического мира. Несомненный интерес представляет и обращение к богатому зарубежному юридическому опыту, тем более, что категория правовой системы относительно новая в отечественной литературе и в научный оборот вошла лишь в начале 80-х годов и раньше практически не использовалась. Напротив, французские и американские исследователи задолго до этого проявляли к данному понятию немалый интерес, весьма активно оперировали им в своих работах.
Так, авторитетнейший специалист в области сравнительного права Рене Давид обращается к изучению правовых систем в рамках сравнительного права (компаративистики), создавая, в итоге, правовую карту современного мира. В своей работе (имеющей высочайший рейтинг в мировой и отечественной юридической литературе) «Основные правовые системы современности» Давид демонстрирует мастерство комплексного, системного анализа национального права различных стран и континентов. «Было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только лишь совокупность норм. Конечно, в определенную эпоху, в определенной стране право может принять именно такой вид. Однако право – это значительно более сложное явление, выступающее как система. У нее определенный понятийный фонд; она соединяет нормы в определенные группы; использует определенные способы создания и толкования норм: она связана с определенной концепцией социального строя, и от этой концепции зависит, как применяется и вообще функционирует право»[687]. Огромный интерес представляют также взгляды иных французских юристов и антропологов (Бержеля, Карбонье, Рулана и др.). «Юридический феномен развивается в пространстве, на определенной территории земли, а в настоящее время и в воздушном пространстве и даже во внеземной среде. Прежде всего он нуждается в том, чтобы его локализовали в определенном месте…С точки зрения общего плана, «макроюридической» шкалы, разнородность юридических систем заставляет размещать право в пространстве и решать проблемы, связанные со столкновением различных юридических систем», - справедливо заметил Ж-Л. Бержель[688]. Н. Рулан уделяет внимание юридико-антропологической интерпретации многообразия правовых систем. Например, с этих позиций, он последовательно критикует идеи «европоцентризма» и отрицательное отношение к правовым ценностям и традициям неевропейских этносов и обществ. В работе «Юридическая антропология» Рулан представляет юридико-антропологические «портреты» не только современных западных обществ, но и весьма «экзотических» культур[689].
Американская традиция в настоящее время представлена многими исследователями. Л. Фридмэн в работе «Введение в американское право» пишет: «В современном американском обществе правовая система сопровождает человека во всех его действиях. Конечно, как правило, большинство из нас не каждый день сталкивается с необходимостью иметь дело с судом или адвокатом, за исключением крайне редкий жизненных обстоятельств. Но не проходит и дня – и даже часа – без взаимодействия с правом в самом широком смысле слова или с людьми, чьи действия определяются правом. Право вездесуще, хотя зачастую его присутствия мы не замечаем» [690]. Основными элементами правовой системы, по мнению Фридмэна, являются: структура правовой системы (суды и их компетенция, легислатуры, система государственных органов, полиция, компетенция управленческих и правоохранительных органов и т.д.), сущность правовой системы (это действующие правила, нормы и образцы поведения людей внутри системы, законодательство), правовая культура (под этим термином Фридмэн подразумевает отношение людей к праву и правовой системе – их убеждения, ценности, идеалы и ожидания). Американский правовед сформулировал и функции правовой системы: социальный контроль, урегулирование спорных вопросов, социальное сохранение, перераспределительная функция и т.д.
В современной отечественной литературе это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.
При изучении данной темы некоторые отечественный специалисты считают целесообразным использование системного подхода, который позволяет различать пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.
Например, В.Д. Перевалов считает, что субьектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы [691]. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.
На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.
Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.
Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т. е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.
Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы — регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.
Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность общества и государства.
Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой – то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок).
Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе традиционно употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».
Именно по элементному составу отечественные правоведы проводят отграничения правовой системы от правовой надстройки. В частности, они считают, что в правовую надстройку включается также негосподствующая правовая идеология, все формы и проявления правосознания, т.е. противоборствующее правовой системе часть надстройки [692]. Однако это мнение оспоримо. Л.Б. Тиунова утверждает, что подобный взгляд исходит из отождествления государственно-политической системы и системы особого рода – правовой, выполняющей по отношению к обществу своеобразную функцию. Истоки подобного подхода кроются в смешении функции государства и права, имевшем место в правоведении. Между тем, правовая система предназначена не для абсолютизации, монополизации интересов одних и подавления интересов других. Правовая система формируется в обществе для обеспечения общесоциальной функции, а именно – общественного (правового) порядка, противостоящего любому случаю и произволу, в том числе и тех, кто осуществляет государственную власть. Говоря о правовой надстройке, обычно подразумевают правовые явления общества, соотносимые с базисом, в этом, собственно говоря, основная нагрузка понятия «надстройка». Употребляя понятие «правовая система», мы, прежде всего, имеем в виду целостное (именно системное) восприятие всей правовой материи в статике, динамике, генезисе, раскрываем функционально-структурный аспект права. Надстройка же отражает самый общий уровень правовой системы, поэтому здесь внимание концентрируется на наиболее обобщенных проявлениях правовой действительности – правовых идеях (правосознание), правовой деятельности (правоотношения), правовых институтах (нормы права) [693].
Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.