СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс является естественной частью более обширного курса «История искусства» (Федеральный компонент) специальности 520100 «Культурология» и разделяет основные методические принципы его построения. Основополагающим для курса является принцип историзма, при следовании которому каждое явление искусства является своего рода окном в художественную культуру породившей его цивилизации и эпохи. Особое внимание уделяется рассмотрению специфических особенностей тех эстетических ценностей античности, которые вплоть до сегодняшнего дня сохраняют свое художественное обаяние и являются непреходящим вкладом в мировую культуру.
Целью курса «История искусства (античность)» является формирование целостного представления о сущности, особенностях и формах проявления искусства Древней Греции и Древнего Рима, раскрытие важнейших типологических особенностей искусства античности и выявление основных закономерностей развития искусства древнего мира в целом. При этом предполагается решить следующие задачи:
Задачи учебного курса:
1. познакомить студентов с наиболее выдающимися памятниками искусства античности;
2. раскрыть взаимосвязь искусства античности с мировой художественной культурой;
3. выявить фундаментальных особенностей античного искусства и специфики его функционирования в Древней Греции и Древнем Риме
4. изучение эволюции художественного процесса в контексте традиций архаического и современного искусства, мифологии образов и архетипы сюжетов, теории пространства и времени;
5. исследование этногеографические особенности искусства античности и создание общечеловеческой модели духовного развития;
6. на примере конкретных памятников искусства разъяснить важнейшие особенности и специфические каноны античной художественной традиции; знакомство с методологией и методиками анализа античных изобразительных текстов;
7. раскрыть обусловившие данные каноны своеобразные эстетические представления и объяснить их историко-культурную обусловленность;
8. на этой основе сформировать у студентов способность самостоятельного и эмоционального освоения ценностей античной цивилизации;
9. научить студента владеть навыками формального анализа, а именно описания и анализа произведений искусства, понимать эволюцию произведений искусства Древней Греции и Древнего Рима.
10. обучить студентов освоению интегральной методики от духовно-религиозного содержания и освоению образно-морфологического и семантического ряда.
11. создать условия для усвоения студентами лучших образцов изобразительного творчества античности и для самостоятельной разработки ими различных типов проектов (творческих, исследовательских и информационных).
Требования к уровню освоения курса.
Студент должен иметь представление об особенностях и функциях искусства в античности,
Студент должен знать
· основные аспекты «античного искусствоведения»,
· основные тенденции эволюции художественной культуры от культур эпохи бронзы Эгейского бассейна до культуры поздней Римской империи,
· наиболее значимые памятники античной художественной уцльтуры
Студент должен уметь
· вычленить факты искусства из античной культуры,
· различать памятники и факты искусства различных эпох, территорий, стилей,
· атрибутировать произведения искусства античности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Предмет и задачи курса
Общая характеристика античного искусства. Периодизация. Источники. История изучения греко-римского искусства. Значение античного художественного наследия. История создания Эрмитажной коллекции греческих и римских древностей.
Искусство Эгейского мира и «темных веков»
Археологические исследования Шлимана, Эванса, Дерпфельда, Блегена. Периодизация Эгейской культуры. Архитектура Крита, особенности ее развития. Большой Кносский дворец. Дворец в Фесте. Критская живопись. Фрески Кносса. Фрески на Мелосе и Фере. Расписной саркофаг из Агиа-Триады. Вазовая живопись и ее стили: «камарес», «морской», «дворцовый». Разнообразие форм и декоративных приемов в мастерских Крита. Пластика Крита. Развитие центров Эгейской культуры на материке. Дворцы-крепости Тиринфа и Микен. Строительные приемы. Шахтовые гробницы XVII-XVI вв. до н.э. Их инвентарь. Живопись Микен. Микенская керамика. Пластика: «львиные ворота», терракоты. Падение культурных центров Эгейского мира в XII-XI вв. до н.э. Керамика XI-IX вв до н.э. и ее декоративная орнаментация. Развитие мелкой глиняной и бронзовой пластики. Аттика, Коринф, Беотия – важнейшие области производства художественной керамики «геометрического стиля». Аттические «дипилонские» вазы, их художественное значение