Защита курсовой и дипломной работы




Суть защиты – публичное представление полученных результатов исследования, это процедура, связанная с выполнением определенных формальных правил после проведенной объемной и серьезной работы. Это способ через сообщение автора и его ответов на вопросы судить о степени его самостоятельности, компетентности и глубине понимания проблемы, над которой он работал.

Защита курсовой работы обычно проходит в той группе студентов, которые занимались проведением исследования под руководством одного преподавателя. Возможны варианты – объединение с другой группой, приглашение студентов младших курсов, защита в рамках студенческой научной конференции.

Защита дипломной работы проходит перед членами аттестационной комиссии.

В любом случае для защиты необходимо подготовить доклад и иллюстративные материалы (карточки, плакаты, презентации с таблицами, схемами, графиками, отражающими основные результаты работы).

Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут выступления. В его содержание в основном включаются материалы введения, частично - экспериментальной главы и заключения. Ключевые элементы доклада: постановка проблемы, обоснование ее актуальности, описание собственного исследования и наиболее значимых выводов. Особенно ценным будет выход на практическую значимость проделанной работы.

Нужно быть готовым к ответу на вопросы, возникающие у аудитории. Порой для студента это серьезное испытание, многие с опаской ожидают вопросов, воспринимая их как угрозу, своеобразный аналог экзамена.

Можно сказать, что защита курсовой работы – это репетиция, упрощенная модель защиты дипломной работы.

Очень важен правильный психологический настрой для ответов на вопросы, нужно знать, как на них реагировать, что уместно, а что неуместно и произведет невыгодное впечатление.

Скажем, абсолютно неуместна агрессивная реакция, грубость. Это порой наблюдается, в особенности, если вопросы задает однокурсник, а не преподаватель. Недопустима такая реакция: «Ну я же только что об этом рассказал! Повторяю для глухих». Уместно: «Как было отмечено в начале нашего выступления…» или «Мы уже пытались это сформулировать, но, по-видимому, не совсем удачно». Самое интересное, что чаще всего последняя фраза – не дипломатическая увертка, а чистая правда. Ваше высказывание не поняли, потому и переспрашивают.

Многие с ужасом ждут вопросов, на которые они не смогут ответить. Что делать в этом случае? Честное: «не знаю» - не самый лучший выход из неудобного положения.

Во-первых, все вопросы должны касаться Вашей темы и Вашего исследования, а уж в нем-то Вы, безусловно, достаточно компетентны.

Во-вторых, целью преподавателей (которые компетентнее студента) не является выяснение, чего Вы не знаете. Их задача оценить, как Вы выполнили работу, которая была запланирована еще год или более назад. Если все пункты плана выполнены, и текст работы отвечает требованиям, Вы вправе рассчитывать на отличную отметку.

В-третьих, имеются универсальные речевые формулировки, выручающие докладчика в самые трудные для него минуты. Вполне уместны такие ответы: «Этот вопрос выходит за рамки проводимого нами исследования», «Мы не занимались специальным изучением этой проблемы», «Включение указанных вопросов неправомерно расширило бы объем проводимого исследования», «нами не ставилась такая задача» и т.д. и т.п.

Если есть такая необходимость, можно попросить повторить или уточнить вопрос.

Не нужно бояться вопросов. Они позволяют автору подробнее рассказать о тех аспектах работы, которые не были включены в доклад, блеснуть научной эрудицией.

Наличие вопросов показывает, что проблема вызвала интерес, привлекла внимание, поэтому нужно выражать искреннюю благодарность тем, кто задает вопросы. Это самая выгодная для докладчика линия поведения, располагающая к нему аудиторию.

Рекомендуемая литература

1. Бадмаев, Борис Циренович. Психология: как ее изучить и усвоить: учебно-методич. пособие для вузов [Текст]: / Б. Ц. Бадмаев. - М.: Учебная литература, 1997. - 256 с.

2. Бадмаев, Борис Циренович. Психология в работе учителя: в 2-х кн. [Текст]: / Б. Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС, 2004. - (Психология для всех). - ISBN 5-691-00441-7. Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - М., 2004. - 233 с. - ISBN 5-691-00442-5 (в пер.).

3. Бережнова, Елена Викторовна. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Методические рекомендации для студентов [Текст]: / Е. В. Бережнова. - М.: Пед. общество России, 1999. - 48 с.

4. Вузовская книга: подготовка и правила оформления: Методические рекомендации [Текст]: / Сост. А.Ю.Арутюнян.- Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005.- 65 с.

5. Герасимов, Владимир Павлович. Математическое обеспечение психологических исследований: учебное пособие / В. П. Герасимов. - Бийск: БиГПИ, 1997. - 89 с.

6. Воронцов, Григорий Арсентьевич. Письменные работы в вузе: реферат, доклад, контрольная работа, курсовая работа, дипломная работа: учебное пособие для вузов[Текст]: / Г. А. Воронцов. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 192 с. - ISBN 5-241-00130-1.

7. Готтсданкер, Роберт. Основы психологического эксперимента: учебное пособие для вузов [Текст]: / Р. Готтсданкер; пер. с англ. - М.: МГУ, 1982. - 464 с.

8. Дипломное проектирование: учебное пособие для вузов [Текст]: / ред. В. И. Лачин. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 352 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-03477-1

9. Карандашев, Виктор Николаевич. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: учебно-методическое пособие [Текст]: / В. Н. Карандашев. - М.: Смысл, 2002. - 80 с. - (Конспект). - ISBN 5-89357-123

10. Карандашев, Виктор Николаевич. Методика преподавания психологии: учебное пособие для вузов [Текст]: / В. Н. Карандашев. - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2008. - 250 с.: ил. - (Учебное пособие). - 3 500 экз. - ISBN 978-5-94723-371-1.

11. Методика выполнения дипломных работ: учеб. пособие для вузов [Текст]: / Т. Н. Груздева, Л. Н. Осадчая, И. И. Хасанова. - Екатеринбург: [б. и.], 2002. - 74 с.

12. Научные работы: Методика подготовки и оформления [Текст]:. - Минск: Амалфея, 1998. - 272 с.

13. Научные работы: Методика подготовки и оформления. [Текст]: - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2000. - 544 с.

14. Потапов, Александр Семенович. Курсовая работа по психологии и педагогике: информационно-методическое пособие [Текст]: / А. С. Потапов. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2003. - 40 с. - ISBN 5-87847-204-Х.

15. Сорокин, Николай Антонович. Дипломная работа в педагогических вузах: Учебное пособие для пед. вузов [Текст]: / Н. А. Сорокин. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.

16. Сосновский, Борис Алексеевич. Лабораторный практикум по общей психологии: для заочников [Текст]: / Б. А. Сосновский. - М.: Просвещение, 1979. - 156 с.

17. Францифиров, Ю. В. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: Практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ [Текст]: / Ю. В. Францифиров. - М.: Книга сервис, 2004. - 128 с. - ISBN 5-94909-377-1:

18. Шкуропацкая, Марина Геннадьевна. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности в вузе: учебное пособие для студентов вузов [Текст]: / М. Г. Шкуропацкая. - Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. - 208 с. - Библиогр.: с. 163 - 165. - 100 экз. - ISBN 978-5-85127-543-2.

19. Эхо, Юрий. Письменные работы в вузах: Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации [Текст]: / Ю. Эхо. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вестник, 1997. - 240 с.

 

Приложение 1

Оформление таблиц

Таблица 1

Время решения задач
разными категориями испытуемых (в сек)

 

Среднее время решения Категории испытуемых
Когнитивно «флексибильные Когнитивно «ригидные»
Задание «Суахили»    
задача Эйлера    

Таблица 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: