Сравнительный анализ адаптации детей




Анализ работы педагога-психолога

за 2014 -2015 учебный год

В 2014-2015 учебном году деятельность педагога-психолога была направлена на реализацию следующих задач:

1. Сохранение психологического здоровья детей.

2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.

3. Разработка и реализация групповых коррекционно-развивающих занятий.

4. Консультационная работа с родителями и педагогами.

5. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

6. Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, мониторинг развития.

7. Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на качество психофизиологического здоровья.

Эффективность профессиональной деятельности характеризуется выполнением всех поставленных задач на учебный год.

С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В детском саду обучается и воспитывается 136 детей, количество групп - 6. Психологическим сопровождением были охвачены все дети ДОУ. Социальный статус семей воспитанников ДОУ свидетельствуют о том, что:

 

Критерии Количество семей
Общее количество семей:
Полных  
Неполных  
Многодетных  
Проблемных -
Опекунство -
Образовательный уровень родителей:
Высшее  
Средне-специальное  
Среднее  
Неполное среднее  
Социальный состав:
Служащие  
Предприниматели  
Рабочие  
Неработающие  
Жилищные условия:
Хорошее  
Удовлетворительные  
Плохие -

 

В течение 2014 - 2015 учебного года выполнялись все виды работ в соответствии с годовым планом: диагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, организационно-методическая, просветительская.

Коррекционно-развивающая работа с детьми

1. Для выявления ранней дезадаптации в течение 2-х месяцев (сентябрь-октябрь) под наблюдением находились дети раннего возраста – 18 человека. В процессе наблюдения велись адаптационные тетради.

Анализ показал:

- легкая степень адаптации у 36,5% детей;

- адаптация средней тяжести у 59% детей;

- тяжелая степень адаптации – 4,5% детей.

В период адаптации к дошкольному учреждению были организованы игры по книге Джеки Спилберга «Занимательные игры с малышами старше двух лет». В период с ноября по май велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми 1-й младшей группы на основе программы А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» с целью преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 10-15 минут в условия группы. Всего в рамках программы было проведено 22 занятия. В результате данной работы дети 1-й младшей группы совершенствовали коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развивали познавательные процессы. К концу года все успешно адаптировались к условиям дошкольного учреждения.

Сравнительный анализ адаптации детей

Учебный год Степень адаптации (в %)
лёгкая средней тяжести тяжёлая
2012-2013      
2013-2014      
2014-2015      

2. В период с сентября по май велась групповая психопрофилактическая работа с детьми 2-й младшей и средней групп, в количестве 25 человек, на основе программы Е.А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду» с целью сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут в условиях группы. Всего в рамках программы было проведено во 2-й младшей группе - 22 занятия. При помощи психогимнастики у детей вырабатывались такие черты характера, как уверенность, честность, смелость, доброта и многие другие. Изжигались невротические проявления: страхи, различного рода опасения, неуверенность. По отзывам родителей, воспитателей, личным наблюдениям видно, что дети к концу года стали более общительными, легче выражают свои чувства и лучше понимают чувства других.

3. Каждый год в начале учебного года (октябрь) с детьми 3-7 лет проводится диагностика по адаптированному тесту умственного развития Бине-Симона, который позволяет определить соответствие умственного и паспортного возраста ребёнка. С помощью этого исследования выявлялись дети, нуждающиеся в помощи.

Учебный год Умственный возраст соответствует паспортному Умственный возраст ниже паспортного
2012-2013 86 (99%) 1 (1%)
2013-2014 89 (99%) 1 (1%)
2014-2015 98 (99%) 1 (1%)

4. С детьми 4-5 лет в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май) проводилась адаптированная диагностика «Социометрия» (Л.В.Пасечник), направленная на выявление межличностных отношений в группе.

Сравнительный анализ показал, что на конец года число выборов увеличивается:

Учебный год Число выборов на начало года Среднее на ребёнка Число выборов на конец года Среднее на ребёнка
2012-2013 4,9 9,2
2013-2014 3,7  
2014-2015 5,7 9,1

С октября по май с детьми проводились занятия для детей средней группы (4-5 лет) по программе «Лучик», направленные на развитие социально-коммуникативных навыков. Занятия проводились один раз в неделю в условиях группы. Длительность занятия 20 минут.

Анализ результатов показал, что занимаясь по данной программе дети научились эффективнее взаимодействовать друг с другом, преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться. Познакомились с эмоциями человека, научились осознать собственные эмоции и чувства, распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

5. С детьми 5-6 лет в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май) проводилась адаптированная диагностика уровня развития связной речи (А.С.Герасимова).

Учебный год Начало года (%) Конец года (%)
Составление рассказа по картинке Составление рассказа по серии картинок Пересказ сказки Составление тематического рассказа Составление рассказа по картинке Составление рассказа по серии картинок Пересказ сказки Составление тематического рассказа
2012-2013 н- 4,5 нс- 39 с- 52 в- 4,5 н- 4 нс- 48 с- 48 в- --- н- --- нс- 61 с- 35 в- 4 н- 4 нс- 61 с- 35 в- --- н- --- нс- 9 с- 78 в- 13 н- --- нс- 13 с- 74 в- 13 н- --- нс- 4 с- 74 в- 22 н- --- нс- 22 с- 69 в- 9
2013-2014 н- 8 нс- 46 с- 42 в- 4 н- 15 нс- 46 с- 32 в- 8 н- 19 нс- 50 с- 27 в- 4 н- 15 нс- 46 с- 35 в- 4 н- 4 нс- 12 с- 76 в- 8 н- 4 нс- 12 с- 69 в- 15 н- 8 нс- 12 с- 49 в- 31 н- 4 нс- 12 с- 72 в- 12
2014-2015 н- 14 нс- 76 с- 10 в- --- н- 5 нс- 71 с- 24 в- --- н- 32 нс- 48 с- 20 в- --- н- 28 нс- 24 с- 44 в- 4 н- 5 нс- 71 с- 24 в- --- н- --- нс- 12 с- 80 в- 8 н- --- нс- 8 с- 76 в- 16 н- --- нс- 12 с- 86 в- 12

Н – низкий уровень; нс – уровень ниже среднего; с – средний уровень; в – высокий уровень.

С октября по май с детьми проводились занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по программе «Лучик», направленные на развитие речевых.

Анализ результатов показал, что занятия по программе помогли детям развить фантазию, связную речь, умение рассказывать, описывать, излагать.

6. С детьми 6-7 лет в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май) проводилась адаптированная диагностика «Изучение социальных эмоций» (А.Д. Кошелева, Г.А. Урунтаева).

Учебный год Уровень положительных социальных эмоций на начало года (%)   Уровень положительных социальных эмоций на конец года (%)  
2012-2013 с – 30 н - 70 с – 100 н - ---
2013-2014 с – 58 н - 42 с – 100 н - ---
2014-2015 с – 48 н - 52 с – 100 н - ---

с – сформированы; н – не сформированы

С октября по апрель с детьми проводились занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по программе «Лучик», направленные на развитие нравственных качеств.

Анализ результатов показал, что занятия способствовали развитию игровой деятельности, приобщению к элементарным общепринятым моральным нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и со взрослыми, формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

7. С детьми подготовительной к школе группе (6-7 лет) в начале года (сентябрь-октябрь) и в конце года (апрель-май) проводилась диагностика школьной готовности, по следующим методикам: тест на изучение «Школьной зрелости» Керна-Йерасека; тест на изучение «Мотивационной готовности к школьному обучению» А.Л. Венгера; «Узнавание фигур» (кратковременная зрительная память –КЗП) Бернштейна; «ВОК» (внимание, способность к простейшей ориентации в пространстве, представления ребёнка о количестве) И.Н. Агафоновой; «Дорожки и мячи» (моторика рук - М) А.В Сазоновой; «Цыплята» (абстрактно-логическое мышление - ЛМ) модификация тестов Г. Айзенка; «Предложения» (вербально-логическое мышление - ВЛМ) А.В. Сазоновой; «Дорисуй» (креативность - КР) модификация тестов на воображение.

Дополнительно в январе проводилась промежуточная диагностика на изучение «Мотивационной готовности к школьному обучению» А.Л. Венгера.

Учебный год Уровень КЗП (%) (%) ВЛМ (%) ЛМ (%) М (%) КР (%)
В О К
2012-2013 н с в     -       - - -     - - Л70П20 Л30П70 Л- П10 Л20П- Л80П50 Л- П50   -
2013-2014 н с в   -   -   -   -     -   Л58П12 Л42П76 Л- П12 Л8 П- Л92П62 Л- П38    
2014-2015 н с в   -   -   -12 -   -   - - Л56П24 Л44П72 Л- П4 Л- П- Л88П24 Л12П76 -  

- Начало года н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень

- Конец года

По Керну-Йерасеку

 

Учебный год   Начала года Конец года (%)
Готовы (%) Не готовы (%) Готовы (%) Не готовы (%)
2012-2013        
2013-2014        
2014-2015        

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: