ГЛАВА I. теоретиКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ основы воспитания скоростно-силовЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ на средние дистанции




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. В практике современной спортивной тренировки большое внимание уделяется развитию и воспитанию скоростно-силовых качеств занимающихся, качественно повышающих способность человека к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени. Высокий уровень воспитания скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности и концентрации усилий в пространстве и времени. Как отмечает Н.В. Зимкин, скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для увеличения не только силы, но и быстроты движения. Ряд авторов рекомендуют начинать воспитывать скоростно-силовые качества в детском и юношеском возрасте, поскольку это способствует не только развитию и воспитанию быстроты и силы, но и всестороннему физическому развитию детей.

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента [17, с.24].

Скоростно-силовые качества детей и подростков проявляются в беге, прыжках, метаниях, передвижении на лыжах, катании на коньках, плавании и т.д. Воспитание этих качеств направлено на повышение уровня физической подготовленности детей и подростков, их всестороннего гармонического развития. В подростковом возрасте движения скоростно-силового характера составляют основную часть двигательного режима детей и играют большую роль в развитии их локомоторных актов.

На сегодняшний день остро встает вопрос о развитии скоростно-силовых качеств у юных бегунов на средние дистанции и методика их формирования в тренировочном процессе.

Одной из причин недостаточного уровня скоростно-силовых качеств у многих бегунов на средние дистанции является недостаточное использование средств скоростно-силовой подготовки в тренировочном процессе. Если развивать скоростно-силовые качества подростков учитывая их анатомо-физиологические специальными упражнениями, это даст возможность повысить уровень скоростно-силовой подготовленности подростков.

Степень изученности темы. Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физические качества постоянно связаны с движением и определяют его (Н. Н. Гончаров).

Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Отдельными исследованиями установлено, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо начинать в детском и юношеском возрасте (Н. Н. Гончаров, Р. Е. Мотылянская, В.С. Фарфель, А. Хунольд).

В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста скоростно-силовых показателей и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих качеств (Н.Н. Гончаров, В. С. Фарфель, В. С. Топчиян, Е. А. Масловский).

Н. H. Гончаровым впервые приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств детей разного возраста. Автор наблюдал резкое возрастание этого уровня в 12—15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В. С. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14—15 лет. С. И. Филатовым (1966) отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых ка​честв у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.[11, с.89]

В литературе имеются крайне немногочисленные сведения об особенностях развития скоростно-силовых ка​честв у юных спортсменов. Лишь с 1960 г. начали разрабатываться методы развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов применительно к отдельным видам спорта (B.П. Филин, В. С. Топчиян, С. И. Филатов).

До настоящего времени еще недостаточно разработана методика изучения скоростно-силовых качеств у детей, подростков и юношей.

Большой интерес в данное время представляет проблема взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательных навыков у спортсменов, специализирующихся на средние дистанции. Если правильно подобрать наиболее эффективные упражнения для развития скоростно-силовых качеств у бегунов-средневиков, с учетом их физической подготовленности и грамотно проектировать дозировку можно добиться повышения уровня скоростно-силовой подготовленности и мастерства в целом.

В этой связи воспитание скоростно-силовых качеств подростков 14-215 лет на средние дистанции представляет особую актуальность, чем и обусловлен выбор темы данного исследования «Воспитание скоростно-силовых качеств подростков 14-15 лет на средние дистанции ».

Целью данной работы является выявление рациональной структуры упражнений для повышения уровня скоростно-силовых качеств юных бегунов на средние дистанции.

Исходя, из поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Обоснование и грамотное изложение физиологической характеристики скоростно-силовых качеств;

2. Исследование анатомо-физиологических и психологических особенностей детей среднего школьного возраста, влияющих на изменение скоростно-силовых способностей;

3. Формирование тренировочного процесса бегунов, специализирующихся на средние дистанции в подготовительном периоде с выявлением более эффективных упражнений;

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных бегунов 14-15 лет, специализирующихся на средние дистанции.

Предмет исследования: процесс воспитания скоростно–силовых качеств подростков 14-15 лет на средние дистанции в подготовительном периоде годичного цикла тренировки.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс воспитания скоростно-силовых качеств у подростков 14-15 лет будет более эффективным, если с учетом их физической подготовленности грамотно подобрать наиболее эффективные упражнения и проектировать дозировку.

Методологической основой исследования явились труды А.Ф. Бойко, В. М. Дьячкова, В.В. Кузнецова, Б.М. Теплова, В.П. Филина,Г.И. Черняева и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлены теоретико-практические основы воспитания скоростно-силовых качеств подростков на средние дистанции, выделены методы и средства воспитания скоростно-силовых качеств бегунов на средние дистанции.

Новизна исследования. Определяет условия применения упражнений повышающих уровень скоростно-силовых качеств бегуна на средние дистанции в подготовительном периоде тренировок.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика способствует эффективному развитию скоростно-силовых качеств юных бегунов. Данной методикой успешно могут пользоваться учителя физкультуры и тренеры по легкой атлетике.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2. Анализ спортивных дневников бегунов.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистки.

База исследования: Чурапчинская РССШИОР им.Д.П.Коркина. В эксперименте приняли участие 30 учащихся 14-15 лет.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

ГЛАВА I. теоретиКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ основы воспитания скоростно-силовЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ на средние дистанции



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: