2.1. Задачи и м етоды и сследования
Задачи и сследования:
1. Обоснование и г рамотное и зложение физиологической характеристики с коростно-с иловых качеств;
2. Исследование а натомо-физиологических и п сихологических о собенностей д етей с реднего школьного в озраста, в лияющих н а и зменение с коростно-с иловых с пособностей;
3. Формирование т ренировочного п роцесса бегунов, с пециализирующихся н а с редние д истанции в п одготовительном п ериоде с в ыявлением более эффективных у пражнений;
В п роцессе и сследования о пиралась н а н аучные т руды о течественных с пециалистов в о бласти физической культуры и с порта.
Поскольку круг р ешаемых в р аботе з адач в есьма о бширен, в целях р ешения п оставленных з адач и зучались т акже т руды у ченых в о бласти в озрастной физиологии, п сихологии и п едагогики.
Методы и сследования:
1. Анализ н аучно-м етодической литературы п о т еме и сследования.
2. Анализ с портивных д невников бегунов.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы м атематической с татистки.
Анализ литературных и сточников п озволил о пределить с уществующие с овременные п редставления о бо в сех а спектах п одготовки бегунов н а с редние д истанции в п одготовительном п ериоде т ренировок о течественных и з арубежных а второв.
Анализ т ренировочного п роцесса п о д невниковым з аписям с портсменов п роводился н епосредственно с и х п рямым у частием, в в иду т ого, чтобы в д альнейшем н е было н епонятных м оментов в и нтерпретации с одержания д невников.
В у частии н а с оревнованиях о пределялись у ровни п одготовленности бегунов н а короткие д истанции в у словиях Университета п ри и спользовании г одичного цикла т ренировок.
Педагогический эксперимент п роведен в целях п олучения и сходных и конечных п оказателей и сследуемых. Учитывая т ему н ашей р аботы, экспериментальная р абота с троилась в т ечение о дного у чебного г ода.
Путем м атематической с татистики в ыявлены с редние а рифметические д анные контрольной и экспериментальной г руппы.
2.2.Организация и сследования
Для п роведения д анного и сследования м ы о знакомились с литературными и сточниками, о свещающими т еоретические о сновы и п роблемные в опросы, п роанализировали и и зучили в ышеуказанные м етоды п роведения и сследований.
Исследование п роводилось в 3 этапа:
1 этап – и зучение и а нализ т еоретических и м етодических п риемов п одготовки бегунов н а с редние д истанции в п одготовительном п ериоде т ренировок. Определялись о бъект и п редмет и сследования. Разрабатывалась м етодика п роведения т естирования, о тбирались в иды легкой а тлетики, о пределяющие с коростно – с иловые качества с портсменов.
Срок: м ай 2019 – с ентябрь 2019 г г.
2 этап – п одготовка и п роведение о пытно-экспериментальной р аботы п роводилась н а а нализе и сследовательского т естирования, о пределяющего с коростно – с иловые качества юных бегунов 14-15 лет н а с редние д истанции.
Срок: о ктябрь 2019 – м арт 2020 г г.
3 этап – а нализ и о бработка р езультатов и сследования. Оформление в ыпускной квалификационной р аботы.
Срок – Апрель 2019 – м ай 2020 г .
В и сследовании п риняли у частие 20 школьников, в озраст 14-15лет. Мы р азделили и х н а 2 г руппы:
1. Экспериментальную.
2. Контрольную.
В оспитанники в ышеназванных г рупп н а н ачало эксперимента у же п рошли д ва г ода о бучения в г руппе н ачальной п одготовки и с остоят в у чебно-т ренировочной г руппе п ервого г ода о бучения (о ктябрь 2017г.). Занятия п о п ять-шесть р аз в н еделю, и каждое т ренировочное з анятие д лилось п о 2 часа.
Скоростно – с иловые качества юных бегунов 14-15 лет н а с редние д истанции о ценивалось п о р езультатам в ыполнения п яти контрольных т естов: бег н а 60м., п рыжки в д лину с м еста, челночный бег 3х10м., п одтягивание н а п ерекладине и бег н а 1000м.
Тестирование и сходных д анных п роводилось в о ктябре 2019 г .
Отличия этих г рупп з аключалось в с ледующем: в экспериментальной г руппе п омимо о сновных т ренировочных н агрузок м ы в вели д ополнительные у пражнения д ля р азвития с коростно-с иловых качеств. Контрольная г руппа т ренировалась п о о бычной с хеме, в ыполняли р асписанное т ренировочное з адание, и м н е у делялось д ополнительное в нимание.
В се с редства и м етоды в оспитания т ехники, в ыносливости, координации д вижений были о динаковыми в о беих г руппах. А с редства, м етоды и д озировка р азвития с коростно – с иловой п одготовка р азными.
Для экспериментальной г руппы у делялось больше в нимания, д ополнительные у пражнения были в ключены как в о в ремя о сновной т ренировки, у тренней з арядки, т ак и н екоторые д авались н а д ому.
В з ависимости о т этапа круглогодичной п одготовки д ополнительные у пражнения д авались как в у тренней т ренировке (и ногда в в иде з арядки н а д ому), т ак и в о в ремя т ренировки.
Здесь т акже у читывался п сихологический климат, н астрой и т еоретическая п одготовка в ыполняемых д вижений, что и меет с ущественное з начение в т ренировочном п роцессе.
Сущность эксперимента з аключается в с ледующем: в ыявить более эффективный п одход, м етод и у пражнения д ля р азвития с коростно-с иловых качеств у чащихся 14 – 15 лет, с пециализирующихся н а с редние д истанции, п ровести т естирование в т ечение в сего и сследуемого г ода, с равнить р езультаты и с делать конкретные в ыводы.
Наиболее эффективный п одход, м етод о пределили п утем с равнительного а нализа р оста с портивных р езультатов у чащихся д вух и сследуемых г рупп.
Обще-п одготовительный этап д лительность этого п ериода: с ентябрь-о ктябрь, з атем в озобновляются в феврале-м арте.
План т ренировочных з анятий д ля бегунов 14-15 лет с пециализирующихся н а с редние д истанции
Понедельник
Легкий бег – 6-8 км.
СБУ (Бег с в ысоким п одниманием бедра) - 5х30
Ускорение (н а т ехнику, т емп бега - р авномерный) 6х100 м .
ОФП блок: з аднее бедро 3х15 + п робежка 60м.
жим лежа д ля т онуса,
п ресс, с пина п о 3 п одхода.
Заминка – 1 км., с третчинг (р астяжка)
В торник
Разминочный бег – 2 км.
ОРУ. Имитация д вижения р ук 3х10 с ек (м аксимально быстро)
СБУ-СПУ(бег с в ысоким п одним. бедра, п рыжки с н оги н а н огу) 6-7х50м.
Ускорение (95%) 3х60 м .
Повторный бег (90%) 3-5х300м. (и ли 6х200 м .) Отдых 300 м . бег т русцой.
Бег с в ысокого с тарта (в г руппе) 2х60 м .
Заминка – 1 км, в ис.
Среда
Равномерный кросс (юноши п о 4.40, д евушки п о 5.00) – 5-7 км.
ОРУ – г ибкость.
Бег с у пора 3х10 с ек. (м аксимально быстро)
СПУ:
1. Прыжки в д лину с м еста - 10 р .
2. Тройной п рыжок с м еста - 5 р .
3. Пятерной п рыжок с м еста - 3 р .
4. Десятерной п рыжок с м еста - 1 р .
ОФП (т онус) - с пина 3х15 р ., п ресс 3х20, о тжимание 3х10
Заминка 500 м ., Стретчинг (р астяжка).
Четверг
Кросс п еременном т емпе – 6 км. (4 с .т .+1 л.т . +1 б.т .) и ли фартлек – 7 км.
ОФП Круговая т ренировка и ли п риседание (60%) – 3х12-15р., Рывок штанги д о г руди (30%) – 2х8, Разножка с т олчком (30%) – 3х8-10 р .
В ис, р асслабление, з аминка 500 м .
Пятница - баня, как с редство в осстановления.
Суббота
Разминочный бег 2км. СБУ 4х50 м ., СПУ (в шаге) 5х60 (з асекать)
Повторный бег 4х600 м . (и ли 3х1000 м .), о тдых м ежду п овторами 400 м . бег т русцой, п осле п оследнего п овтора 10-15 м ин.
Ускорение н а о трезках 60-100 м . (м аксимально). Отдых 1-2 м ин.
Заминка 1 км., Стретчинг (р астяжка).
В оскресенье
Длительный кросс (ЧСС-130-140 у д.м ин.) – 10 км.
Броски н абивного м яча (5 кг) п о 15-20 р аз.
Ускорение с п еременной с коростью (в г руппе) 4х 60 м .
Заминка 500 м ., г ибкость.
Специально-п одготовительный этап д лительность этого п ериода: н оябрь-д екабрь, з атем в озобновляются в а преле-м ае.
Понедельник
Кросс (с редний т емп) – 5 км. ОРУ-10 м ин.
Круговая т ренировка (и нтенсивность в ыше с реднего) – 3 с ерии. Отдых п осле с ерии 200 м . бег т русцой.
1. Поднимание т уловища, н ога н а в ысоте 50 с м. – 20 р .
2. Отжимание – 10 р .
3. Приседание о дной н огой п о 15 р . Или п олуприседы 30 р .
4. Прыжки н а н осках – 1 м ин.
5. в ыпрыгивание и с прыгивание с т умбы – 20р.
СПУ (с качки с н оги н а н огу) 4х100 м ., о тдых 100 м ходьба о братно.
Заминка 1 км., В ис.
В торник
МБ-2 км., ОРУ- и митация р ук, бег с у пора 3х10 с ек.(м аксимально быстро)
Ускорение (95%) 4х80-100 м .
Повторный бег – 500+400+300м.=3 с ерии
Отдых 1 м ин., п осле с ерии 200 м . бег т русцой.
Ускорение (м аксимально) 3х60 м .
Заминка 1 км. ОФП (т онус) – п ресс, с пина п о 3 п одхода.
Среда
Легкий кросс – 7 км., ОРУ - г ибкость.
ОФП: 1. Жим лежа (20%) 3х8,
2. Разножка с т олчком (30%) 2х10,
3. Приседание (60%) 3х10-15 р .
СПУ (с н оги н а н огу) – 6х100 м . Заминка 1 км, В ис, р асслабление.
Четверг
МБ-2 км. ОРУ-15 м ин, г ибкость.
СБУ (Бег с в ысоким п одниманием бедра) - 5х30
ИБ (90-95%) 5х200 м . Отдых 200 м . ходьба о братно.
Заминка 500м., В ис, р асслабление.
Пятница – баня, как с редство в осстановления.
Суббота
РБ- 2 км, ОРУ-10 м ин, СБУ-СПУ 6-7х50 м .
Ускорение (с вободно, н а т ехники, т емп с редний) 4х60 м .
ПБ 3х600м. Отдых 6-7 м ин. + п еременный бег 3х150м. (100 м . с вободно+50м. м аксимально).
Упражнение н а р асслабление, з аминка 1 км.
ОФП (т онус) – п ресс, с пина п о 3 п одхода (и ндивидуально).
В оскресенье
Длительный кросс – 10-12 км. Стретчинг
Броски н абивного м яча 10 р ., Тяга экспандера 3х10 р .
В ис, р асслабление.
Кроме т ого, н ами р азработаны д ополнительные у пражнения, п рименяемые д ля бегунов с пециализирующихся н а с редние д истанции п омимо о сновной т ренировочной н агрузки. Цель и спользования этих у пражнений – п овышение с коростно-с иловых качеств у юных с портсменов.
Дополнительные у пражнения д ля экспериментальной г руппы
1. Имитация д вижения р ук 3x10-5 с ек. (м аксимально быстро)
2. Бег с в ысоким п одниманием бедра - 4 х 30м. (ходьба о братно)
3. Бег с у пора 3х10-5 с ек. (м аксимально быстро)
4. Бег с ходу - 3 х 50м. (о тдых 5 м ин.).
5. Челночный бег - 4 х 15 м . (о тдых 4 м ин.)
6. Ускорения н а о трезках - 6 х 60 - 80 м . (о тдых 1-2 м ин.).
7. Бег с в ысокого с тарта - 4 х 30 м . (о тдых 1-2 м ин.).
8. Бег н а 100-200м. с р авномерной с коростью п о з аданию т т ренера – 5-8-10 р аз.
9. Бег н а 100 – 200 м с п еременной с коростью п о з аданию т ренера – 6-8 р аз. (желательно в ыполнять в г руппе)
10. Быстрый н абор с корости и п ереход н а с вободный бег н а 80-120 м . п о 4 р аза.
11. Переменный бег н а о трезках 200-300-400-500 м етров с о с редней и в ыше с редней с корости п о 3-6 р аз в з ависимости о т д истанции и з аданного т ренером в ремени п робегания о трезка.
12. Повторный бег н а о трезках 200-300-400 м . через 200 м легкого бега и ходьбы п о 3-6 р аз в з ависимости о т д истанции и з аданного т ренером в ремени п робегания о трезка.
13. Интервальный бег о т 60 д о 200 м етров чередуя м едленный бег п о 8-12 р аз.
14. Прыжки в д лину с м еста.
15. Тройной п рыжок с м еста.
16. Пятерной п рыжок с м еста.
17. Десятерной п рыжок с м еста.
18. ОФП (п риседание, р ывок, жим)
19. Броски н абивного м яча п о 20-40 р аз.
На т ренировочных з анятиях м ы и спользовали эти у пражнения с ледующим о бразом:
когда н а т ренировке шло целенаправленное р азвитие с коростно-с иловых качеств, т о м ы п редлагали з анимающимся 2-3 у пражнений и з д анного п еречня, чередуя в н едельном цикле.
Также к этим з аданиям м ы п редлагали 1-2 у пражнения н а р азвитие д ругого качества. А когда н а т ренировочном з анятии шло р азвитие, к п римеру, с коростных с пособностей, т о м ы д обавляли к т ем у пражнениям 1-2 з адания м алой и нтенсивности д ля р азвития п рыгучести, т .е. о тталкивания.
Необходимо п одчеркнуть, что часть этих у пражнений т акже и спользовались в контрольной г руппе, как с редства т ренировочного п роцесса в м алых количествах и в п ериод о пределенного этапа п одготовки. А экспериментальная г руппа в ыполняла и х как в о в ремя т ренировки, т ак и в качестве д ополнительной п одготовки с у четом чередований, у меренности количества п одходов, и нтенсивности и с амочувствия у чащихся. Подход был более и ндивидуальный п о у смотрению т ренера и и сследующего.
Результаты и сходных и конечных д анных контрольной и экспериментальной г руппы о тражены в п риложениях №3-6.
В ыводы п о II г лаве
Практика п роведения т ренировочных з анятий п озволила с делать в ыводы о б эффективности у пражнений в р азвитии с коростно-с иловых качеств п одростков 14-15 лет н а с редние д истанции и н ахождения п утей с овершенствования м етодик т ренировок п одростков 14-15 лет н а с редней д истанции.
ГЛАВА III. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ БЕГУНОВ 14-15 ЛЕТ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
3.1. Анализ и о бсуждение р езультатов и сследования
Исследование п роводилась н а базе ГБОУ РС(Я) «Чурапчинская р еспубликанская с портивная с редняя школа-и нтернат о лимпийского р езерва и мени Д.П. Коркина».
История Чурапчинской ДЮСШ берет н ачало в д алеком 1957 г оду, когда в с .Чурапча р ешением Правительства р еспублики н а базе Чурапчинского п едагогического у чилища о ткрылась в первые в Чурапче школа – и нтернат.
Идея с оздать ДЮСШ п ри Чурапчинской школе – и нтернат у а дминистрации школы п оявилась, когда о бщественный т ренер п о в ольной борьбе, у читель р усского языка и литературы, в ыпускник Ленинградского п едагогического у ниверситета, Д.П.Коркин у же более 5 лет в ёл с екцию в ольной борьбы с реди в оспитанников школы – и нтернат. Уже были п ервые у спехи, чемпионы СССР и РСФСР и ЦС ДСО «Урожай» с реди юношей. Было м ного т алантливых о т п рироды р ебят.
В 1986 г оду было о ткрыто о тделение п о лёгкой а тлетике, с таршим т ренером был н азначен в ыпускник Хабаровского п единститута КМС п о лёгкой а тлетике Нохтунский Г.Ф.
Проведено о коло шестидесяти кроссов с о хватом более 1500 у чащихся с п ротяженностью т рассы 4216км. В 1997 г оду т ренер Абрамов Е.К. р азработал н орматив п о в озрастным г руппам в с ельской м естности. Норматив о добрен и п рименяется д ля п рисвоения с портивных р азрядов в п ределах РС(Я). С 1998 г ода н ачал функционировать легкоатлетический м анеж с беговой д орожкой н а 200 м етров, с 2-м я и гровыми п лощадками, п рыжковой ямой.
Среди д остижений о тделения легкой а тлетики у чащихся школы: чемпионы з оны Дальнего В остока, чемпионы России, п ризеры м еждународных с оревнований.
Подводя и тоги н ашего и сследования м ожно с казать, что м ногие бегуны, т ренируясь и з г ода в г од, п рактически с тоят н а о дном м есте, и р езультаты у величивают в сего лишь н а п ару с екунд. С целью у величения р езультативности и п овышения м астерства м ы р екомендуем п рименять с истему с коростно-с иловой п одготовки р азработанную н ами д ля с редневиков – р азрядников в п одготовительном п ериоде т ренировок.
Кроме т ого, п ри р азвитии с коростно-с иловых качеств у крепляется м ышечно-с уставной а ппарат н еобходимый д ля больших н апряжений, у лучшаются энерго-в озможности (а эробная, а наэробная г ликолитическая, а наэробная а лактатная п роизводительность), п овышается у стойчивость к н агрузкам, и г лавное, и зменяются личностно – п сихические качества.
Наше и сследование н е и счерпывает в сех в опросов, с вязанных с п роблемой и сследования п ланирования т ренировочной н агрузки бегунов н а с редние д истанции. В ыдвинутые в р аботе п оложения о ткрывают п ерспективу д ля д альнейших п оисков и р азработок в д анном н аправлении.
Для с равнения р оста с портивных п оказателей п риводим и сходные и конечные р езультаты экспериментальной и контрольной г руппы юношей 14-15 лет, с пециализирующихся н а с редние д истанции (т абл.1-4):
Таблица 3
Исходный у ровень с коростно – с иловой п одготовленности в контрольной г руппе (о ктябрь 2019 г .).
№ | Фамилия и и мя | Бег н а 60м, с | Прыжок в д лину с м еста, (с м) | Челночный бег 3х10м, с | Подтягивание н а п ерекладине, р аз | 1000м, Мин.,с |
Сергеева Света | 9,10 | 6,25 | 3.35 | |||
Карамзина Аня | 9,2 | 6,34 | 3.22 | |||
Петрова Сардаана | 9,5 | 6,41 | 3.39 | |||
Михайлова Маша | 9,6 | 6,7 | 3.44 | |||
Капитонова Катя | 9,8 | 7,1 | 3.50 | |||
Федоров Саша | 7,7 | 5,6 | 2.55 | |||
Иванов Кеша | 8,2 | 5,8 | 3.02 | |||
Сергеев Стас | 7,8 | 5,40 | 2.45 | |||
Петров Илья | 8,6 | 5,70 | 3.06 | |||
Семенов Петя | 7,8 | 5,56 | 2.55 | |||
Средний п оказатель | 8,6 | 6,0 | 3.17 |
Среднее з начение о пределили п утем с ледующей формулы:
S= X1+X2…+X10 S – с реднее з начение
Таблица 4
Исходный у ровень с коростно – с иловой п одготовленности в экспериментальной г руппе
№ | Фамилия и и мя | Бег н а 60м, с | Прыжок в д лину с м еста, (с м) | Челночный бег 3х10м, с | Подтягивание н а п ерекладине, р аз | 1000м, Мин.,с |
Иванова Иза | 8,90 | 5,97 | 3.20 | |||
Слепцова Надя | 8,80 | 6,00 | 3.25 | |||
Халыева Саяна | 8,95 | 6,12 | 3.21 | |||
Петрова В ика | 9,2 | 6,42 | 3.32 | |||
Лукина Маша | 9,4 | 6,50 | 3.44 | |||
Сивцев Алик | 8,5 | 5,9 | 3.15 | |||
Осипов Егор | 7,8 | 5,55 | 3.01 | |||
Гаврильев Коля | 7,6 | 5,3 | 2.52 | |||
Рожин Толя | 8,47 | 5,85 | 3.10 | |||
Борисов Боря | 7,42 | 5,23 | 2.50 | |||
Средний п оказатель | 8,5 | 5,8 | 3.15 |
Далее п редставляем р езультаты конечных - констатирующих д анных экспериментальной р аботы о беих г рупп.
Таблица 5
Конечный у ровень с коростно – с иловой п одготовленности в контрольной г руппе (м арт 2020 г .)
№ | Фамилия и и мя | Бег н а 60м, с | Прыжок в д лину с м еста, (с м) | Челночный бег 3х10м, с | Подтягивание н а п ерекладине, р аз | 1000м, Мин.,с |
Сергеева Света | 8,9 | 6,20 | 3.32 | |||
Карамзина Аня | 9,20 | 6,30 | 3.23 | |||
Петрова Сардаана | 9,45 | 6,40 | 3.37 | |||
Михайлова Маша | 9,5 | 6,7 | 3.41 | |||
Капитонова Катя | 9,3 | 7,0 | 3.45 | |||
Федоров Саша | 7,6 | 5,5 | 2.53 | |||
Иванов Кеша | 8,0 | 5,7 | 3.00 | |||
Сергеев Стас | 7,7 | 5,2 | 2.43 | |||
Петров Илья | 8,45 | 5,70 | 3.01 | |||
Семенов Петя | 7,80 | 5,50 | 2.52 | |||
Средний п оказатель | 8,5 | 5,90 | 3.15 |
Таблица 6
Конечный у ровень с коростно – с иловой п одготовленности в экспериментальной г руппе
№ | Фамилия и и мя | Бег н а 60м, с | Прыжок в д лину с м еста, (с м) | Челночный бег 3х10м, с | Подтягивание н а п ерекладине, Раз | 1000м, Мин.,с |
Иванова Иза | 8,48 | 5,75 | 3.13 | |||
Слепцова Надя | 8,60 | 5,90 | 3.20 | |||
Халыева Саяна | 8,64 | 5,80 | 3.12 | |||
Петрова В ика | 8,8 | 6,32 | 3.27 | |||
Лукина Маша | 9,0 | 6,35 | 3.34 | |||
Сивцев Алик | 8,1 | 5,7 | 3.05 | |||
Осипов Егор | 7,6 | 5,35 | 2.56 | |||
Гаврильев Коля | 7,3 | 5,1 | 2.48 | |||
Рожин Толя | 8,20 | 5,53 | 3.00 | |||
Борисов Боря | 7,25 | 4,90 | 2.42 | |||
Средний п оказатель | 8,2 | 5,6 | 3.07 |
Таблица 7
Сравнительные д анные и сходных и конечных п оказателей в о беих г руппах
№ | В иды контрольных и спытаний | Исходные р езультаты | |||
Октябрь | Март | ||||
Контр.г р | Экспер.г р | Контр.г р. | Экспер.г р | ||
Бег н а 60 м етров | 8,6 | 8,5 | 8,5 | 8,2 | |
Прыжки в д лину с м еста | |||||
Челночный бег 3х10 м . | 6,0 | 5,8 | 5,9 | 5,6 | |
Подтягивание н а п ерекладине | |||||
Бег н а 1000 м . | 3.17 | 3.15 | 3.15 | 3.08 |
При п одборе г рупп м ы н е с тремились у словно с оздать о дну с ильную, а д ругую с лабую, н аоборот, п ытались с делать д ве р авносильные п о физической п одготовке г руппы.
Поэтому п о р езультатам и сходных д анных (т абл.№3,5,7) в идно, что р езультаты о беих г рупп с ильно н е о тличаются.
В в иде д иаграммы п редставляем с редние п оказатели физической п одготовленности о беих г рупп (р ис. №1,2)
Рис.1. Исходный у ровень с коростно-с иловой п одготовленности в ЭГ и КГ
Рис.2. Прирост р езультата в беге н а 1000м з а п ериод эксперимента в ЭГ и КГ
Рис.3. Конечный у ровень с к