Глава II. ЦКЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ




2.1. Задачи и методы исследования

Задачи исследования:

1. Обоснование и грамотное изложение физиологической характеристики скоростно-силовых качеств;

2. Исследование анатомо-физиологических и психологических особенностей детей среднего школьного возраста, влияющих на изменение скоростно-силовых способностей;

3. Формирование тренировочного процесса бегунов, специализирующихся на средние дистанции в подготовительном периоде с выявлением более эффективных упражнений;

В процессе исследования опиралась на научные труды отечественных специалистов в области физической культуры и спорта.

Поскольку круг решаемых в работе задач весьма обширен, в целях решения поставленных задач изучались также труды ученых в области возрастной физиологии, психологии и педагогики.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2. Анализ спортивных дневников бегунов.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистки.

Анализ литературных источников позволил определить существующие современные представления обо всех аспектах подготовки бегунов на средние дистанции в подготовительном периоде тренировок отечественных и зарубежных авторов.

Анализ тренировочного процесса по дневниковым записям спортсменов проводился непосредственно с их прямым участием, в виду того, чтобы в дальнейшем не было непонятных моментов в интерпретации содержания дневников.

В участии на соревнованиях определялись уровни подготовленности бегунов на короткие дистанции в условиях Университета при использовании годичного цикла тренировок.

Педагогический эксперимент проведен в целях получения исходных и конечных показателей исследуемых. Учитывая тему нашей работы, экспериментальная работа строилась в течение одного учебного года.

Путем математической статистики выявлены средние арифметические данные контрольной и экспериментальной группы.

2.2.Организация исследования

 

Для проведения данного исследования мы ознакомились с литературными источниками, освещающими теоретические основы и проблемные вопросы, проанализировали и изучили вышеуказанные методы проведения исследований.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап – изучение и анализ теоретических и методических приемов подготовки бегунов на средние дистанции в подготовительном периоде тренировок. Определялись объект и предмет исследования. Разрабатывалась методика проведения тестирования, отбирались виды легкой атлетики, определяющие скоростно – силовые качества спортсменов.

Срок: май 2019 – сентябрь 2019 гг.

2 этап – подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы проводилась на анализе исследовательского тестирования, определяющего скоростно – силовые качества юных бегунов 14-15 лет на средние дистанции.

Срок: октябрь 2019 – март 2020 гг.

3 этап – анализ и обработка результатов исследования. Оформление выпускной квалификационной работы.

Срок – Апрель 2019 – май 2020 г.

В исследовании приняли участие 20 школьников, возраст 14-15лет. Мы разделили их на 2 группы:

1. Экспериментальную.

2. Контрольную.

Воспитанники вышеназванных групп на начало эксперимента уже прошли два года обучения в группе начальной подготовки и состоят в учебно-тренировочной группе первого года обучения (октябрь 2017г.). Занятия по пять-шесть раз в неделю, и каждое тренировочное занятие длилось по 2 часа.

Скоростно – силовые качества юных бегунов 14-15 лет на средние дистанции оценивалось по результатам выполнения пяти контрольных тестов: бег на 60м., прыжки в длину с места, челночный бег 3х10м., подтягивание на перекладине и бег на 1000м.

Тестирование исходных данных проводилось в октябре 2019 г.

Отличия этих групп заключалось в следующем: в экспериментальной группе помимо основных тренировочных нагрузок мы ввели дополнительные упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Контрольная группа тренировалась по обычной схеме, выполняли расписанное тренировочное задание, им не уделялось дополнительное внимание.

Все средства и методы воспитания техники, выносливости, координации движений были одинаковыми в обеих группах. А средства, методы и дозировка развития скоростно – силовой подготовка разными.

Для экспериментальной группы уделялось больше внимания, дополнительные упражнения были включены как во время основной тренировки, утренней зарядки, так и некоторые давались на дому.

В зависимости от этапа круглогодичной подготовки дополнительные упражнения давались как в утренней тренировке (иногда в виде зарядки на дому), так и во время тренировки.

Здесь также учитывался психологический климат, настрой и теоретическая подготовка выполняемых движений, что имеет существенное значение в тренировочном процессе.

Сущность эксперимента заключается в следующем: выявить более эффективный подход, метод и упражнения для развития скоростно-силовых качеств учащихся 14 – 15 лет, специализирующихся на средние дистанции, провести тестирование в течение всего исследуемого года, сравнить результаты и сделать конкретные выводы.

Наиболее эффективный подход, метод определили путем сравнительного анализа роста спортивных результатов учащихся двух исследуемых групп.

Обще-подготовительный этап длительность этого периода: сентябрь-октябрь, затем возобновляются в феврале-марте.

 

План тренировочных занятий для бегунов 14-15 лет специализирующихся на средние дистанции

 

Понедельник

Легкий бег – 6-8 км.

СБУ (Бег с высоким подниманием бедра) - 5х30

Ускорение (на технику, темп бега - равномерный) 6х100 м.

ОФП блок: заднее бедро 3х15 + пробежка 60м.

жим лежа для тонуса,

пресс, спина по 3 подхода.

Заминка – 1 км., стретчинг (растяжка)

 

Вторник

Разминочный бег – 2 км.

ОРУ. Имитация движения рук 3х10 сек (максимально быстро)

СБУ-СПУ(бег с высоким подним. бедра, прыжки с ноги на ногу) 6-7х50м.

Ускорение (95%) 3х60 м.

Повторный бег (90%) 3-5х300м. (или 6х200 м.) Отдых 300 м. бег трусцой.

Бег с высокого старта (в группе) 2х60 м.

Заминка – 1 км, вис.

Среда

Равномерный кросс (юноши по 4.40, девушки по 5.00) – 5-7 км.

ОРУ – гибкость.

Бег с упора 3х10 сек. (максимально быстро)

СПУ:

1. Прыжки в длину с места - 10 р.

2. Тройной прыжок с места - 5 р.

3. Пятерной прыжок с места - 3 р.

4. Десятерной прыжок с места - 1 р.

ОФП (тонус) - спина 3х15 р., пресс 3х20, отжимание 3х10

Заминка 500 м., Стретчинг (растяжка).

 

Четверг

Кросс переменном темпе – 6 км. (4 с.+1 л.т. +1 б.т.) или фартлек – 7 км.

ОФП Круговая тренировка или приседание (60%) – 3х12-15р., Рывок штанги до груди (30%) – 2х8, Разножка с толчком (30%) – 3х8-10 р.

Вис, расслабление, заминка 500 м.

 

Пятница - баня, как средство восстановления.

 

Суббота

Разминочный бег 2км. СБУ 4х50 м., СПУ (в шаге) 5х60 (засекать)

Повторный бег 4х600 м. (или 3х1000 м.), отдых между повторами 400 м. бег трусцой, после последнего повтора 10-15 мин.

Ускорение на отрезках 60-100 м. (максимально). Отдых 1-2 мин.

Заминка 1 км., Стретчинг (растяжка).

 

Воскресенье

Длительный кросс (ЧСС-130-140 уд.мин.) – 10 км.

Броски набивного мяча (5 кг) по 15-20 раз.

Ускорение с переменной скоростью (в группе) 4х 60 м.

Заминка 500 м., гибкость.

Специально-подготовительный этап длительность этого периода: ноябрь-декабрь, затем возобновляются в апреле-мае.

Понедельник

Кросс (средний темп) – 5 км. ОРУ-10 мин.

Круговая тренировка (интенсивность выше среднего) – 3 серии. Отдых после серии 200 м. бег трусцой.

1. Поднимание туловища, нога на высоте 50 см. – 20 р.

2. Отжимание – 10 р.

3. Приседание одной ногой по 15 р. Или полуприседы 30 р.

4. Прыжки на носках – 1 мин.

5. выпрыгивание и спрыгивание с тумбы – 20р.

СПУ (скачки с ноги на ногу) 4х100 м., отдых 100 м ходьба обратно.

Заминка 1 км., Вис.

 

Вторник

МБ-2 км., ОРУ- имитация рук, бег с упора 3х10 сек.(максимально быстро)

Ускорение (95%) 4х80-100 м.

Повторный бег – 500+400+300м.=3 серии

Отдых 1 мин., после серии 200 м. бег трусцой.

Ускорение (максимально) 3х60 м.

Заминка 1 км. ОФП (тонус) – пресс, спина по 3 подхода.

Среда

Легкий кросс – 7 км., ОРУ - гибкость.

ОФП: 1. Жим лежа (20%) 3х8,

2. Разножка с толчком (30%) 2х10,

3. Приседание (60%) 3х10-15 р.

СПУ (с ноги на ногу) – 6х100 м. Заминка 1 км, Вис, расслабление.

Четверг

МБ-2 км. ОРУ-15 мин, гибкость.

СБУ (Бег с высоким подниманием бедра) - 5х30

ИБ (90-95%) 5х200 м. Отдых 200 м. ходьба обратно.

Заминка 500м., Вис, расслабление.

 

Пятница – баня, как средство восстановления.

 

Суббота

РБ- 2 км, ОРУ-10 мин, СБУ-СПУ 6-7х50 м.

Ускорение (свободно, на техники, темп средний) 4х60 м.

ПБ 3х600м. Отдых 6-7 мин. + переменный бег 3х150м. (100 м. свободно+50м. максимально).

Упражнение на расслабление, заминка 1 км.

ОФП (тонус) – пресс, спина по 3 подхода (индивидуально).

 

Воскресенье

Длительный кросс – 10-12 км. Стретчинг

Броски набивного мяча 10 р., Тяга экспандера 3х10 р.

Вис, расслабление.

 

Кроме того, нами разработаны дополнительные упражнения, применяемые для бегунов специализирующихся на средние дистанции помимо основной тренировочной нагрузки. Цель использования этих упражнений – повышение скоростно-силовых качеств у юных спортсменов.

Дополнительные упражнения для экспериментальной группы

 

1. Имитация движения рук 3x10-5 сек. (максимально быстро)

2. Бег с высоким подниманием бедра - 4 х 30м. (ходьба обратно)

3. Бег с упора 3х10-5 сек. (максимально быстро)

4. Бег с ходу - 3 х 50м. (отдых 5 мин.).

5. Челночный бег - 4 х 15 м. (отдых 4 мин.)

6. Ускорения на отрезках - 6 х 60 - 80 м. (отдых 1-2 мин.).

7. Бег с высокого старта - 4 х 30 м. (отдых 1-2 мин.).

8. Бег на 100-200м. с равномерной скоростью по заданию т тренера – 5-8-10 раз.

9. Бег на 100 – 200 м с переменной скоростью по заданию тренера – 6-8 раз. (желательно выполнять в группе)

10. Быстрый набор скорости и переход на свободный бег на 80-120 м. по 4 раза.

11. Переменный бег на отрезках 200-300-400-500 метров со средней и выше средней скорости по 3-6 раз в зависимости от дистанции и заданного тренером времени пробегания отрезка.

12. Повторный бег на отрезках 200-300-400 м. через 200 м легкого бега и ходьбы по 3-6 раз в зависимости от дистанции и заданного тренером времени пробегания отрезка.

13. Интервальный бег от 60 до 200 метров чередуя медленный бег по 8-12 раз.

14. Прыжки в длину с места.

15. Тройной прыжок с места.

16. Пятерной прыжок с места.

17. Десятерной прыжок с места.

18. ОФП (приседание, рывок, жим)

19. Броски набивного мяча по 20-40 раз.

 

На тренировочных занятиях мы использовали эти упражнения следующим образом:

когда на тренировке шло целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств, то мы предлагали занимающимся 2-3 упражнений из данного перечня, чередуя в недельном цикле.

Также к этим заданиям мы предлагали 1-2 упражнения на развитие другого качества. А когда на тренировочном занятии шло развитие, к примеру, скоростных способностей, то мы добавляли к тем упражнениям 1-2 задания малой интенсивности для развития прыгучести, т.е. отталкивания.

Необходимо подчеркнуть, что часть этих упражнений также использовались в контрольной группе, как средства тренировочного процесса в малых количествах и в период определенного этапа подготовки. А экспериментальная группа выполняла их как во время тренировки, так и в качестве дополнительной подготовки с учетом чередований, умеренности количества подходов, интенсивности и самочувствия учащихся. Подход был более индивидуальный по усмотрению тренера и исследующего.

Результаты исходных и конечных данных контрольной и экспериментальной группы отражены в приложениях №3-6.

 

Выводы по II главе

Практика проведения тренировочных занятий позволила сделать выводы об эффективности упражнений в развитии скоростно-силовых качеств подростков 14-15 лет на средние дистанции и нахождения путей совершенствования методик тренировок подростков 14-15 лет на средней дистанции.

 

ГЛАВА III. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ БЕГУНОВ 14-15 ЛЕТ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

3.1. Анализ и обсуждение результатов исследования

 

Исследование проводилась на базе ГБОУ РС(Я) «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва имени Д.П. Коркина».

История Чурапчинской ДЮСШ берет начало в далеком 1957 году, когда в с.Чурапча решением Правительства республики на базе Чурапчинского педагогического училища открылась впервые в Чурапче школа – интернат.

Идея создать ДЮСШ при Чурапчинской школе – интернат у администрации школы появилась, когда общественный тренер по вольной борьбе, учитель русского языка и литературы, выпускник Ленинградского педагогического университета, Д.П.Коркин уже более 5 лет вёл секцию вольной борьбы среди воспитанников школы – интернат. Уже были первые успехи, чемпионы СССР и РСФСР и ЦС ДСО «Урожай» среди юношей. Было много талантливых от природы ребят.

В 1986 году было открыто отделение по лёгкой атлетике, старшим тренером был назначен выпускник Хабаровского пединститута КМС по лёгкой атлетике Нохтунский Г.Ф.

Проведено около шестидесяти кроссов с охватом более 1500 учащихся с протяженностью трассы 4216км. В 1997 году тренер Абрамов Е.К. разработал норматив по возрастным группам в сельской местности. Норматив одобрен и применяется для присвоения спортивных разрядов в пределах РС(Я). С 1998 года начал функционировать легкоатлетический манеж с беговой дорожкой на 200 метров, с 2-мя игровыми площадками, прыжковой ямой.

Среди достижений отделения легкой атлетики учащихся школы: чемпионы зоны Дальнего Востока, чемпионы России, призеры международных соревнований.

 

Подводя итоги нашего исследования можно сказать, что многие бегуны, тренируясь из года в год, практически стоят на одном месте, и результаты увеличивают всего лишь на пару секунд. С целью увеличения результативности и повышения мастерства мы рекомендуем применять систему скоростно-силовой подготовки разработанную нами для средневиков – разрядников в подготовительном периоде тренировок.

Кроме того, при развитии скоростно-силовых качеств укрепляется мышечно-суставной аппарат необходимый для больших напряжений, улучшаются энерго-возможности (аэробная, анаэробная гликолитическая, анаэробная алактатная производительность), повышается устойчивость к нагрузкам, и главное, изменяются личностно – психические качества.

Наше исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с проблемой исследования планирования тренировочной нагрузки бегунов на средние дистанции. Выдвинутые в работе положения открывают перспективу для дальнейших поисков и разработок в данном направлении.

Для сравнения роста спортивных показателей приводим исходные и конечные результаты экспериментальной и контрольной группы юношей 14-15 лет, специализирующихся на средние дистанции (табл.1-4):

 

Таблица 3

 

Исходный уровень скоростно – силовой подготовленности в контрольной группе (октябрь 2019 г.).

 

  Фамилия и имя Бег на 60м, с Прыжок в длину с места, (см)   Челночный бег 3х10м, с Подтягивание на перекладине, раз   1000м, Мин.,с
  Сергеева Света 9,10   6,25   3.35
  Карамзина Аня 9,2   6,34   3.22
  Петрова Сардаана 9,5   6,41   3.39
  Михайлова Маша 9,6   6,7   3.44
  Капитонова Катя 9,8   7,1   3.50
  Федоров Саша 7,7   5,6   2.55
  Иванов Кеша 8,2   5,8   3.02
  Сергеев Стас 7,8   5,40   2.45
  Петров Илья 8,6   5,70   3.06
  Семенов Петя 7,8   5,56   2.55
Средний показатель 8,6   6,0   3.17

Среднее значение определили путем следующей формулы:

S= X1+X2…+X10 S – среднее значение

 

 

Таблица 4

Исходный уровень скоростно – силовой подготовленности в экспериментальной группе

  Фамилия и имя   Бег на 60м, с Прыжок в длину с места, (см)   Челночный бег 3х10м, с Подтягивание на перекладине, раз   1000м, Мин.,с
  Иванова Иза 8,90   5,97   3.20
  Слепцова Надя 8,80   6,00   3.25
  Халыева Саяна 8,95   6,12   3.21
  Петрова Вика 9,2   6,42   3.32
  Лукина Маша 9,4   6,50   3.44
  Сивцев Алик 8,5   5,9   3.15
  Осипов Егор 7,8   5,55   3.01
  Гаврильев Коля 7,6   5,3   2.52
  Рожин Толя 8,47   5,85   3.10
  Борисов Боря 7,42   5,23   2.50
Средний показатель 8,5   5,8   3.15

 

Далее представляем результаты конечных - констатирующих данных экспериментальной работы обеих групп.

 

 

Таблица 5

Конечный уровень скоростно – силовой подготовленности в контрольной группе (март 2020 г.)

  Фамилия и имя Бег на 60м, с Прыжок в длину с места, (см)   Челночный бег 3х10м, с Подтягивание на перекладине, раз   1000м, Мин.,с
  Сергеева Света 8,9   6,20   3.32
  Карамзина Аня 9,20   6,30   3.23
  Петрова Сардаана 9,45   6,40   3.37
  Михайлова Маша 9,5   6,7   3.41
  Капитонова Катя 9,3   7,0   3.45
  Федоров Саша 7,6   5,5   2.53
  Иванов Кеша 8,0   5,7   3.00
  Сергеев Стас 7,7   5,2   2.43
  Петров Илья 8,45   5,70   3.01
  Семенов Петя 7,80   5,50   2.52
Средний показатель 8,5   5,90   3.15

 

 

Таблица 6

 

Конечный уровень скоростно – силовой подготовленности в экспериментальной группе

  Фамилия и имя Бег на 60м, с Прыжок в длину с места, (см)   Челночный бег 3х10м, с Подтягивание на перекладине, Раз   1000м, Мин.,с
  Иванова Иза 8,48   5,75   3.13
  Слепцова Надя 8,60   5,90   3.20
  Халыева Саяна 8,64   5,80   3.12
  Петрова Вика 8,8   6,32   3.27
  Лукина Маша 9,0   6,35   3.34
  Сивцев Алик 8,1   5,7   3.05
  Осипов Егор 7,6   5,35   2.56
  Гаврильев Коля 7,3   5,1   2.48
  Рожин Толя 8,20   5,53   3.00
  Борисов Боря 7,25   4,90   2.42
Средний показатель 8,2   5,6   3.07

 

 

Таблица 7

Сравнительные данные исходных и конечных показателей в обеих группах

 

Виды контрольных испытаний   Исходные результаты
Октябрь Март
Контр.гр Экспер.гр Контр.гр. Экспер.гр
  Бег на 60 метров 8,6 8,5 8,5 8,2
  Прыжки в длину с места        
  Челночный бег 3х10 м. 6,0 5,8 5,9 5,6
  Подтягивание на перекладине        
  Бег на 1000 м. 3.17 3.15 3.15 3.08

При подборе групп мы не стремились условно создать одну сильную, а другую слабую, наоборот, пытались сделать две равносильные по физической подготовке группы.

Поэтому по результатам исходных данных (табл.№3,5,7) видно, что результаты обеих групп сильно не отличаются.

В виде диаграммы представляем средние показатели физической подготовленности обеих групп (рис. №1,2)

 

 

Рис.1. Исходный уровень скоростно-силовой подготовленности в ЭГ и КГ

 

Рис.2. Прирост результата в беге на 1000м за период эксперимента в ЭГ и КГ

 

Рис.3. Конечный уровень ск



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: