Как подготовить краски и бумагу для живописи? Что такое живопись, и чем она отличается от спонтанного детского рисования?




И бывает ли "рисование вообще", или есть разные его стороны? Почему большинство детей бросают и даже не хотят рисовать, когда вырастают?

Что надо, чтобы дети могли почувствовать цвет, поиграть с ним и насладиться его красотой.

Так чувствуют и наслаждаются игрой - водой, песком, камешками, деревяшками...

Задача взрослых в этом занятии: дать возможность ИГРАТЬ С ЦВЕТОМ, ЗАЗВУЧАТЬ ЕМУ, обеспечить восприятие во всей полноте.

В чем же здесь дело? Зачем так все усложнять, зачем какие-то процедуры? Дадим детям краски - вот пусть и знакомятся!

1. Но для этого цвет должен быть податлив, изменчив, прозрачен, дышать и переливаться.

Те материалы, которые получают современные дети, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДХОДЯТ.

Они настолько же отличаются от того, что надо ребенку, как пластмассовый - от настоящего.

 

А. Гуашь, столь любимая всеми "творчесткими детскими мастерскими"(подробно о причинах этой "любви" - ниже).- Материал густой, плотный, кроющий, цвет константный, плохо поддается изменению по колеру и прозрачности. Импровизация цветом затруднена из-за изрядного сопротивления материала.

Высветление тонов в обычном случае должно достигаться не разбавлением водой, а с помощью замешивания белил, что требует практики и расчета. На листе образует сразу же резко сформированные густые мазки.

Материал по своему назначению – ДЕКОРАТИВНО-ПЛАКАТНЫЙ, для выполнения работ большого масштаба по предварительным эскизам: плакатов, декораций для оформления сцен и помещений, и т.д. Он подразумевает ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ, и ЧЕТКО ПРОДУМАННУЮ В ГОЛОВЕ композицию, т.е. расчет и взвешивание. КРАЙНЕ ВЗРОСЛЫЙ.

Использование его в студиях обусловлено мнимой «простотой» работы для преподавателей, в отличие от акварели. Безусловно. не поспоришь с «пищеварительной мазистостью » и грязновато-серой убедительностью «результатов творчества » таких студий. - Хороший аргумент для родителей, пришедших забрать свое чадо из «храма искусств» и интересующихся весомостью отчета о проделанной работе, - за что уплочено было? - Да, имаешь вещь, что называется.

Б. Фломастеры цветные. Опять же, материал, не подходящий детям для восприятия цвета. Дающий остро-контрастную, жесткую и очень однородную по характеру линию.

Как правило, кричаще-яркие цвета бросаются в глаза, притупляя чувство. И то, и другое – и ядовитость оттенков, и жесткий контраст, острота линий не соответствует конституции маленького ребенка.

При желании окрасить плоскость фломастером в один цвет приходится долго штриховать ее тонкой линией, начинается шир-шир, «побыстрей». Это рождает нервозно-хаотические «клубки» линий, так и не покрывающие толком плоскость цветом. Вы пробовали покрасить шариковой ручкой целый лист бумаги? Тяжкое занятие. То же испытывает и ребенок. Цвет не удается толком пережить, он только «обозначается» - «как бы говорится себе: вот здесь должен быть красный, вот линии, которые от него остались, будем считать, что это красный». Подмена восприятия представлением о нем, УСЛОВНОСТЬ жизни. «Как бы цвет, как бы нарисован…»

Резкий очерк линии фломастера бескомпромиссно требует СРАЗУ ЖЕ чрезвычайной точности и контроля движений,- как при работе ножом или скальпелем. Малейшая ошибка оставляет четкий след, поправить или уточнить который почти невозможно.

 

С другой стороны, фломастер, почти не реагирует на силу нажатия изменением толщины линии. Это приводит к характерному "чирканию" линиями и "клешневому", жестко-судорожному захвату фломастера всей кистью руки, а не кончиками пальцев. Тонкая моторика сменяется однообразным, судорожным напряжением. Что прямо-таки калечит еще находящуюся в процессе роста кисть, также блокируя формирование тонкой моторики руки- а, значит, и мозга.

(О роли тонкой моторики в формировании нервной системы написано достаточно)

Попробуйте писать шариковой ручкой на тонком листе бумаги, положив его на камень. Отсутствие мягкой отдачи от поверхности заставит вас все сильнее сжимать ручку. Вы сразу же начнете искать, что подложить под лист. Примерно так и устроен механизм зажима руки при рисовании фломастером.

Я часто сравниваю фломастер со скальпелем или лазерным резаком, который дали ребенку.

В. Набор 8-12 сухих акварельных красок в коробочке, в комплекте с тонкой мягкой кисточкой, простым карандашом, ластиком и альбомом для рисования.

-Это самые главные пыточные инструменты "урока рисования", способные полностью отбить охоту к этому занятию, показав тебе полную твою неспособность создать что-то настоящее, красивое и захватывающее, а, значит, полную твою бездарность.

ТЫИ ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЙ ИДИОТ, и ты еще не убедился в этом? ТЫНЕ УМЕЕШЬ РИСОВАТЬ!

(А есть ведь – в отличие от тебя- ХУДОЖНИКИ! ТВОРЦЫИ ТАЛАНТЫ. Вот, на стене прекрасные репродукции! Мы украсили для тебя кабинет! Вот Рафаэль! Вот Леонардо! На колени перед вершинами!!! Кто там? Наши корифеи!- Глазунов! Шилов! Церетели!- ЧТО-о ты про него сказал? - Ты вообще ничего не можешь, и знаешь ведь?! А критиковать лезешь... Ничего святого…) Это схема разделения общества на иерархии при помощи вручения непригодных – или слишком взрослых - инструментов.

1. Вы видели хоть одного серьезного мастера, который работал бы таким набором? Только в концлагере, наверное... Набор для учебы не пригоден.

- сухой лист в альбоме сразу же коробится при нанесении краски, создает неприятное ощущение. Бумага в альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить быстро размокает. Раскисает до дыр, или задирается верхний слой. Потом рисунок приклеивается к другому листу, и это можно только выкинуть.

- тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить пружинящее сопротивление. основу поверхности: вы как будто по воздуху скользите над бумагой. При нажиме - она быстро размахряется, и дети водят по по бумаге железкой.

- время от времени бывает нужно накладывать большие плоскости однородного цвета- Небо, вода...(Они-то и есть самые красивые... Так хочется ярко, сочно это сделать! Пылание заката, голубизну небес... Переливы зелени луга...

Тут совсем беда: На мягкую кисточку из жестких красочных "таблеток" цвет -то никак не наберешь, то, наоборот, когда краски размокнут - попадает слишком густо. И наложить его более-менее равномерно, или с красивым переходом никак не удается.

А тут еще лист - то слишком сухой, - при мазке кисти остаются жесткие края; или краска ложится неравномерно, пятнами. А если перемочишь - все расплывается на соседние, уже нарисованные части рисунка.

Грязь, гадость...

Не нравится мне рисовать! Нет у меня способностей!

МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ДЕТИ, НЕ ПРИГОДНЫДЛЯ ОБУЧЕНИЯ:

ЭТО –ОЧЕНЬ ПЛОХИЕ МАТЕРИАЛЫ, ЭРЗАЦЫ, да еще и не просто подмена детских материалов, а эрзацы материалов, предназначенных для специалистов, прошедших профессиональную школу.

Они жестки, сухи, сковывают внимание и движение, листы альбомов малы по размерам, требуют мелкоты и предельной ловкости рук, краски (гуашь, или сухая, в кюветах акварель) подразумевают чрезвычайно сложную технику обращения, требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок.

Они требуют при использовании знания неочевидных и сложных мастерских приемов и техник работы, специальной подготовки.

Если вы пришли учиться играть на пианино, и вам дают для знакомства ящик с нарисованными клавишами, в котором запечатан внутри Стенвей? Вы колотите по ящику, и что-то там красиво погромыхивает внутри…Именно так.

Вместо всего этого мучения надо начинать совсем с другого (смотри ролики в предыдущем посте)

2. Работу одним цветом, жидкой краской по мокрому листу (поначалу даже исключительно ТОЛЬКО ОДНИМ цветом)- Это не бесцельная «творческая» мазня «абстракций», как может показаться со стороны. Хотя в иных студиях, подглядев, как это делают с детьми в вальдорфских садах и школах, стали имитировать такие занятия, превратив их в полную бессмыслицу и смысловую противоположность. Для того, чтобы в этом был смысл, его должен понимать педагог – не просто давать в руки материалы, а давать пример обращения с ними и рассказывать о них ИСТОРИИ, из которых понятно, как обращаться с инструментами. Т.е. ЗНАТЬ, ЗАЧЕМ он их дает. А даются они совсем не для того, чтобы получить результат - какой-то определенный рисунок, что-то изобразить - а для того, чтобы ребенок мог пережить ВСТРЕЧУ С ЦВЕТОМ и радость игры. Для этого воспитатель должен нести и в себе настрой не на результат - (что ты нарисовал?) а именно на радость от процесса ОБЩЕНИЯ С ЦВЕТОМ – ИМЕТЬ ЕЕ В СЕБЕ.

Ибо «НЕЛЬЗЯ ДАТЬ ТОГО, ЧЕГО У ТЕБЯ НЕТ».

Сегодня по дороге я не сорвал цветок.

Чтобы принести тебе – ЕГО ЖИЗНЬ.

Христиан Моргенштерн

Для того, чтобы занятия с цветом приобрели смысл, педагог должен понимать – и ЧУВСТВОВАТЬ САМ -, что он хочет пережить с ребенком, и с цветом - благодаря той или иной краске.

1. Возьмите перед занятием краску, разведите ее, посмотрите на нее, красиво ли ложится?

2.Посмотрите вокруг себя. Может быть, сегодня надо добавить в желтый капельку красного, чтобы он стал теплее? Потому что на улице задышала осень, и хочется немного согреться, подойти ближе друг к другу, а не размахивать руками и скакать, как солнечные зайчики золотистого желтого лета! Сделай СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ желтый цвет, и дай его детям.

В средние века существовал язык цветов (цветков) – полевых, садовых… Офелия говорит:«вот незабудки, чтобы помнить… а вот водосбор…» Люди еще очень глубоко переживали цвет цветка, как душевное качество. Если ты вложишь его, это качество в свой выбор цвета, который размешиваешь для занятий, то ты постепенно усвоишь его, и заговоришь на этом языке души, - который близок ребенку. И подсознательно твой настрой передастся детям, как мелодия, как фон жизни сегодняшнего дня, как букет, как цветок, вручаемый душе … И тогда ребенок не просто «мажет», как это часто делают в «студиях свободного творчества». Учитель ПРЕДВАРЯЕТ его своим внутренним чувством, как звуком камертона предваряется музыка.

И если дети уже не в садике, а старше (в школе, в 1 классе, или «взрослые садовцы») – открывает это в словах, образными рассказами, о том что ЦВЕТ СЕГОДНЯ ДЕЛАЕТ.

А после- вопросами, когда уже нарисовали и рассматриваем работы (это в школе, не до школы!) –

А какой он у нас сегодня, наш вчерашний знакомец! Что так весело плясал, помните, в тот раз?! Не притомился ли? Вот, у кого-то он легче стал! а у кого стал крепче? Вот, смотрите-ка, что-то он разгорячился! А силу не потерял?

Вопросы по окончанию работы (в школе!) направлены на то, чтобы все глубже и глубже переживалось СУЩЕСТВО, ХАРАКТЕР и КАЧЕСТВО, ПОВЕДЕНИЕ отдельного цвета, и постепенно формулировалось в словах, осознавалось. Это делается уже в школьном обучении. Тогда приводят к осознанию чувств, которые возникают из цвета.

Чтобы затем можно было все больше ОСОЗНАВАТЬ, как цвета взаимодействуют. (это уже 2 класс).

И увидеть потом это их со-действие в образовании форм растений, животных, панорам и пейзажей…(3. 4, 5 классы).

Как их взаимодействие рождает друг с другом формы и границы. Но формы тогда оказываются навязанными от ума мертвыми контурами и абрисами, а СЛЕДАМИ ДУШЕВНО-ПРОНИЗАННОЙ ЖЕСТИКУЛЯЦИИ ЦВЕТОВ. – Результатами деяний и страданий СВЕТА, по словам Гёте… Формы творятся из встречи света и тьмы, а не из абстрактных начертаний сетки линий.

Мир картины слагается не из механических линий, а оказывается внутренне исполнен сотворившим его движением, светом и сокровенными движениями души.

Ребенок мог бы тогда сказать - "Я рисовал не что-то, а играл в цвет, играл с цветом, как играют с кем-то! Был в гостях у цвета! Вначале - у ОДНОГО цвета! Так ведь лучше всего знакомиться? а не сразу со всей толпой красок…

И теперь я узнал, КАК ОН, этот цвет, ЖИВЕТ, КАКОЙ ОН! И какой он бывает разный. Мы познакомились, и он рассказал мне, как ему бывает, когда он прозрачен и летит по воздуху, и каково ему приходится, когда он густой и плотный… Как живет и дышит цвет: Вот здесь цвету светло и просторно, он прозрачный и светящийся, а вот здесь он гуще, и оттого теплее; а там - прозрачнее, и потому свежее и прохладнее. "Для такой работы краска должна быть ПРОЗРАЧНОЙ, жидкой, легко поддаваться разведению и сгущению, быть уже не краской, а ЦВЕТОМ-СВЕТОМ.

Подойдет акварель, а плотные, непрозрачные, кроющие краски - для этого не подходят. Ими трудно «дышать», как трудно плавать в смоле…

Правильная подготовка материалов дает возможность отойти от того, что обычно несет собой массовое бескультурие гос.садика, коммерческих студий и школы – от "рисования-малевания» пародий на предметы и формы кисточкой, принуждения цвета следовать надуманным формам.

К сожалению, школа, садики, книжки-раскраски прививают в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ САМИМ РОДИТЕЛЯМ порочное представление о живописи. Думают, что живопись - это раскрашивание в " правильные и нужные " цвета формы, заполнение контуров цветом. Часто формыпредварительно еще нарисованы карандашом, тюрьма для цвета заготовлена. Культивируется контурность и шаблонность.

Если ребенка еще до школы приучают к тому, что красками "РИСУЮТ", – то цвет не переживается, не чувствуется. На деле –«рисование» сводится к тому, что приучают "раскрашивать" до нарисованных серых или черных границ условные, карикатурно-уродливые, а теперь - «прикольные» формы вещей. (Это же детям прикольно…) Форма своей властью погашает, душит переживание цветового наполнения. Душевная жизнь не получает питания, восприятия тускнеют, механизируются...

Штампы цвета заменяют полноту жизни - зеленая травка, голубенькая водичка...

Ни к живописи, ни к творчеству, ни к пресловутой "детской фантазии" такое «обучение» отношения не имеет, а имеет отношение к сбору средств за якобы "развитие детей" в кружках и студиях, а на деле - к душевному оболваниванию, привитию дурных вкусов и натаскиванию на эстетические стандарты.

Порой это просто замаскированные «посиделки с красками», куда дети с большей или меньшей охотой идут просто ради возможности наконец получить в руки кисточку и немного отдохнуть от наставлений и контроля родителей, - знающих, как и что надо делать. Радость от этой возможности столь велика, что дети бывают готовы иногда подолгу ходить в кружок, если их там ничего не заставляют делать, или «тетя добрая».

Но сколько детей ходило в такие кружки, чтобы сказать в конце концов: Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ. Из меня ничего не выйдет. - И навсегда отложить краски, сказав себе: Я БЕЗДАРЕН.И жить с этим обманом в душе.

Мне возразят, скажут - есть результаты! - Но много ли вы знаете великих художников современности? Вышедших из наших учебных заведений?

А в Италии, в 14-15 веке еще не было кружков и детских садов, где так учили. Тогда учили С РУК, и сначала УЧЕНИК РАСТИРАЛ И НАНОСИЛ КРАСКИ! И постепенно дорастал до картины, зная ее с первого шага, сливаясь душой с цветом, в каждой стадии – от фонов до последней лакировки. Он помогал мастеру делать все, шаг за шагом. и СОТНИ живописцев родилось в этих школах, тысячи прекрасных картин написаны ими...

"Кухня" цвета дает "распробовать цвет", подняться над штампованым бескультурием "елочек" и "цветочков".

Но на этом работа не кончается! Постепенно – НО МЕДЛЕНННО! ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО! Мы дойдем и до оформленных рисунков, до растений, животных, людей, пейзажей, минералов. Машин -–до всего, что можно изобразить! Но это будет сделано так, как растет растение, когда почка раскрывается не раньше, чем взошел росток….

Продуцирование «вундркиндов» - это выгонка цветов из черенков зимой. Они быстро расцветают, и так же быстро вянут, ибо ОТРЕЗАНЫОТ КОРНЯ, и гибнут, заполняя собой мусорные кучи… Смотрите, сеолько вокруг этих «срезателей черенков»!

На каждом столбе, на каждом сайте - «Учимся читать с рождения»! «Студия раннего развития детей»! «Английский с пеленок»! -Все эти приманки поедают здоровье ребенка и любовь, лишают детства и душевной теплоты, делают молодыми стариками, закупоренными внутри себя. Отрезаны от корня, с расточенными рано на «успехи» и «результаты» молодые люди остаются с одним сухим склеротическим интеллектом, зная лишь рациональность и свою выгоду.

«Мы чувствуем себя одинокими. Почему наши дети отвернулись? Мы им не нужны! Но мы же делали для них все! Английский, танцы, у-шу, коньки, спортсекции, бассейн… За границу экскурсии постоянно… Ничего ведь не жалели..» - этот стон стоит по всей земле русской, по всем городам в особенности. И становится все громче! Форма опустошает, побеждает душу.

«Умное лицо – еще не признак! Улыбайтесь, господа!»

ТОТ САМЫЙ МЮНХАУЗЕН!

«РАДОСТЬ – ПЕРВОЕ ТВОРЕНЬЕ, ДОЧЬ НЕБЕСНОГО ОТЦА..»

Я начал с того, как приготовить лист бумаги… Но на самом деле – совсем о другом пытался говорить – о ПРИСУТСТВИИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ РИСУЕТ, в живописи. Можно взять прекрасные краски, отличную бумагу… Развести раствор нужной консистенции… и ничего не вдохнуть из мира. А ВЫПОЛНИТЬ УПРАЖНЕНИЕ, «КАК ЭТО НАМ БЫЛО СКАЗАНО». Сделать канон и догму можно из всего.

НО! Индикатором присутствия жизни является радость и тепло, которые возникают в процессе. Вы сможете сделать так, чтобы ПРОСТО КРАСЯ лист, немного варьируя разным тоном и цветом, получить от этого РАДОСТЬ САМИ? Не ради детей! Не ради прогресса, развития, воспитания…

Не спрашивая, что это нам даст, «будет ли это РАЗВИВАТЬ МОЕГО РЕБЕНКА, ЕГО ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»…. (Тьфу. Опять эта гадость на язык попала….)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: