Прогнозируемый результат




Департамент образования Администрации города Омска

МОУ ДОД «Центр детского творчества «Созвездие»

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД

«Центр детского творчества

«Созвездие»

 

Д.Н. Жидков

«____» ___________201 г.

Образовательная программа

"Музыкальное развитие дошкольника.

Ритмика. Музыкальные игры"

Продолжительность обучения - 2 года

Возраст - 5-7 лет

Составила: Мауль О.В., ПДО,

руководитель образовательного модуля "Музыкальное развитие. Ритмика. Музыкальные игры"

студии раннего развития ЦДТ "Созвездие"

Консультации по составлению программы:

 

Содержание

  Пояснительная записка  
  Организация обучения  
  Содержание 1-го года обучения  
  Содержание 2-го года обучения  
  Тематический план 1-го года обучения  
  Содержание тем 1-го года обучения  
  Тематический план 2-го года обучения  
  Содержание тем 2-го года обучения  
  Методические рекомендации  
  Приложение №1 (диагностика для 1-го года обучения)  
  Приложение №2 (диагностика для 2-го года обучения)  

Пояснительная записка

 

"Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального

воспитания невозможно полноценное умственное развитие".

В. А. Сухомлинский

Актуальность. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Музыка – средство эстетического воспитания ребенка. Достижению этой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей. Одна из главных проблем современного общества связана с подготовкой ребенка к школе - научить его действовать активно, творчески, осознанно. Данная программа способствует полноценному развитию дошкольников, не посещающих детские сады.

Тип программы: Программа представляет собой образовательный модуль комплексной программы студии раннего развития. Образовательная (решаются задачи обучения, развития, воспитания); комплексная (3 раздела); модифицированная (при составлении программы использованы "Методика музыкального воспитания в детском саду" Н.А.Ветлугиной, "Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста" Зимина А.Н.)

Новизна:

1. Представленная в предыдущей программе развития базовая образовательная модель остается «несущей конструкцией» образовательного пространства ЦДТ.

2. В данной программе разработана и представлена новая методика диагностирования детей.

3. Расширен и преобразован музыкальный репертуар.

4. Использованы материалы более современных образовательных программ.

5. Внесены изменения в тематический план, добавлен раздел «Я расту», изменено количество часов на изучение некоторых тем.

Связь с основным образованием. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ре­бенка. Система музыкального воспитания способствует обогащению духовного мира ребенка, делает его отзывчивым на все прекрасное в жизни, труде, искусстве. Эмоциональная отзывчивость на музыку и развитый музыкальный слух помогают активизировать умственную деятельность; занятия музыкально - ритмическими движениями способствуют совершенствованию и координации движений, развивая дошкольников физически. Всё это помогает успешной адаптации ребёнка в первый год школьного обучения.

Участвуя в мероприятиях ЦДТ, дети знакомятся с системой дополнительного образования, получают элементарные знания по исполнительскому мастерству. По окончании программы могут продолжить обучение музыке, танцам и театральному искусству в кружках Центра детского творчества.

Цель программы: формирование основ музыкальной культуры у дошкольников, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, формирование интереса и любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Педагогические задачи:

обучающие:

  • знакомить учащихся с музыкальными понятиями;
  • обучать элементарным певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;
  • познакомить детей с детскими музыкальными инструментами и приёмами игры на них;
  • обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями, творчеством композиторов;
  • научить осмысливать содержание музыкальных произведений.

развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к музыке;
  • формировать певческий голос и выразительность танцевальных движений;
  • развивать музыкальную восприимчивость, музыкальный слух, сенсорные способности и ладо - высотный слух, чувство ритма;
  • развивать творческую активность во всех доступных видах музыкальной деятельности: при передаче музыкальных образов в играх, танцах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельных сочетаниях; через импровизацию.

воспитательные:

воспитывать:

· способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

· упорство, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность;

· музыкальный, эстетический вкус;

· взаимоуважение;

· культуру слушания музыкальных произведений.

здоровьесберегающие:

  • формировать и вырабатывать осанку и координацию движений через музыкально-двигательные упражнения и пантомиму;
  • развивать костно-мышечную систему детей;
  • формирование понимания важности безопасного движения, соблюдения необходимых норм при действиях с травмоопасными предметами (например, с детскими шумовыми инструментами);
  • развивать и укреплять дыхательные мышцы и исправлять дефекты речи при помощи пения.

Прогнозируемый результат

По окончании обучения у выпускников студии будут сформированы коммуникативные, музыкальные, музыкально-ритмические, языковые, информационные, социальные компетенции.

В основе программы принципы:

  1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала от «простого к сложному» в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей);
  2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания учебного материала)
  3. Наглядности (предлагает наличие большого наглядного, раздаточного материала);
  4. Индивидуализации (учитывает психологические и возрастные возможности ребёнка);
  5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программ и возможностей их достижения);
  6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи);
  7. Принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития дошкольников;
  8. Принцип связи музыкального обучения с жизнью;
  9. Принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;
  10. Принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности исполнительских навыков).

Разделы программы:

1. "Здравствуй, музыка!" -

2. "Учимся петь"

3. "Ритмика"

4. "Я расту"

Организация обучения

Программа рассчитана на 2 года обучения детей от 5 до 7 лет.

1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год)

2 год обучения - 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год)

Продолжительность занятия – 30 мин.

Всего – 144 часа.

Формы организации обучения: групповая (группы формируются по возрастному принципу, по степени сформированности базовых умений)

Правила приема: Принимаются дети 5-6 лет. Зачисление проводится после собеседования с родителями об особенностях развития ребёнка, заявления от родителей. Предоставление медицинской справки о состоянии здоровья ребёнка. Дети 5 лет принимаются на программу 1-го года обучения, дети 6 лет – на программу 2-го года обучения.

 

Содержание обучения 1 – го года

Цель: формирование первоначальных навыков слушания, пения, музыкально-ритмических движений, приёмов игры на детских музыкальных инструментах.

Содержание. Изучаются все разделы программы:

Дошкольники познакомятся с правилами поведения в ЦДТ, пройдут инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, ПДД (на пути следования), правилами поведения в общественных местах (театрах, выставках), правилами поведения на улицах во время гололёда.

1. "Здравствуй, музыка!" - Дошкольники познакомятся с выразительными и изобразительными средствами музыки - характер, темп музыки, научатся различать многообразие их оттенков. Познакомятся с понятием "Профессия - композитор". Познакомятся с вокальной, инструментальной и классической музыкой, научатся внимательно её слушать; познакомятся и научатся различать динамические оттенки "форте" и пиано". Познакомятся с музыкальными инструментами - ложки, маракас, молоточек, барабан, бубен, приёмами игры на них. Научатся играть в ансамбле, оркестре, освоят понятие "тутти".

2. "Учимся петь" - Дошкольники познакомятся с правилами пения, научатся их выполнять, Познакомятся с понятиями: "Запев-припев", "Музыкальное вступление-проигрыш", "Мелодия", "Фраза", "Дикция", "Певческое дыхание", "Аккомпанемент". Познакомятся с особенностями хорового пения - научатся петь, не отставая и не опережая друг друга, петь в характере песни.

3. "Ритмика" - Научатся выполнять элементарные танцевальные движения под музыку: прыжки и бег на носках, ходьба и бег по кругу, маршевый шаг, кружение парами, руки "лодочкой", полуприседание "пружинка", хоровод - сужать и увеличивать круг, "фонарики", хлопки "тарелочка", боковой галоп. Познакомятся с понятием "Художественный образ", и особенностями его передачи при инсценировках песен, музыкальных игр.

4. "Я расту" – С дошкольниками проводятся беседы о ЗОЖ, правилах поведения в общественных местах, знакомятся с понятием гражданин, узнают новые термины и понятия, анализируют поведение в общественных местах. Дошкольники познакомятся и станут участниками программы "Город Мастеров", а также различных праздников и мероприятий, проходящих как в ЦДТ, так и за его пределами. Будут посещать спектакли, выставки, концерты, участвовать в благотворительных акциях.

Дошкольники станут участниками творческого отчётного концерта ЦДТ, с целью показа достигнутых результатов обучения за год перед родителями и администрацией ЦДТ.

На 1-м году обучения больше всего часов отводится разделу «Здравствуй, музыка!» (25 часов). В то время как раздел «Ритмика» изучается 18 часов. Это связано с тем, что в разделе «Здравствуй, музыка» обучение направлено на ознакомление дошкольников с основами музыкальной культуры, с особенностями музыкальных жанров и музыкальных инструментов. В то время как раздел «Ритмика» имеет больше практическую направленность – обучить детей танцевальным движениям и умению исполнять их в танцах, играх. Раздел «Я расту» (3 часа) заключает в себе цель: суммировать полученные знания детей, расширить их кругозор, развивать их эстетическое видение.

По данной программе 1 года обучения 16% часов отводится на теорию, и 84% часов отводится на практику. Исходя из этого можно сказать, что программа имеет ярко-выраженную практическую направленность.

Диагностика. Проводится входящая и текущая диагностика интересов, музыкальных способностей детей.

Система работы с одаренными детьми:

Принципы работы с одарёнными учащимися:

- Принцип индивидуализации обучения;

- Принцип максимального разнообразия представляемых возможностей;

- Принцип опережающего обучения;

- Принцип развивающего обучения.

Организация работы с обучающимися.

Осуществляя индивидуальный подход к обучающимся, необходимо стараться создать комфортные условия обучения, благоприятный микроклимат в группе, ситуацию успеха на занятии, системность стимулирования, сотрудничество.

Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Создание сольных постановок для одаренных детей, или привлечение в качестве солистов в массовом номере, выполнение роли инструктора в помощи другим детям.

Повышается удовлетворенность детей своей деятельностью, создаются условия для развития способностей остальных обучающихся, увеличение числа таких детей. Повышение уровня индивидуальных достижений детей.

Работы с родителями. Консультации родителей одарённых детей - поддержка развития способностей по предмету.

Применение современных образовательных технологий: при проведении занятий используются игровые, информационные, проблемные, здоровьесберегающие.

Формы занятий: слушание музыки, пение, музыкальные игры, театрализация песен, беседы, участие в тематических праздниках.

Мониторинг качества образования. Виды контроля: собеседование, текущий контроль по темам программы, наблюдение за ребёнком на занятиях и мероприятиях (чтение стихов, исполнение песен, танцев, игр),участие календарных праздниках, игры-викторины, праздниках для родителей.

 

По окончании 1-го года обучения дошкольники будут знать и уметь:

Правила по технике безопасности. Правила поведения в ЦДТ. Пожарную безопасность. ПДД (на пути следования).

Раздел "Здравствуй, музыка!"

будут знать будут уметь
1. Термины и понятия:
  • характер музыки (весёлый, радостный, грустный, печальный);
  • темп музыки (быстрый, медленный);
  • вокальная музыка;
  • инструментальная музыка;
  • классическая музыка;
  • динамические оттенки - громко, тихо (форте, пиано);
  • профессия – композитор;
  • творчество композиторов (обзорно): А.Д. Филиппенко, Т.А. Попатенко, П.И.Чайковского.
2. Детские музыкальные инструменты: ложки, маракас, молоточек, барабан, бубен; · Приёмы игры на детских музыкальных инструментах; · Понятие игры в ансамбле; оркестре · Понятие «Тутти» для оркестра - все вместе.
  • распознавать и различать характер музыки;
  • отличать быстрый и медленный темпы;
  • внимательно слушать музыку:
  • распознавать и отличать вокальную музыку от инструментальной и классической;
  • слышать и находить в музыкальных произведениях динамические оттенки (форте и пиано);
  • объяснять профессию «композитор»;
  • узнавать популярные песни и музыкальные произведения композиторов: А.Д. Филиппенко, Т.А. Попатенко, П.И.Чайковского.
  • использовать нужный музыкальный инструмент для игры в оркестре, в соответствии с характером песни;
  • играть на простейших музыкальных инструментах;
  • уметь играть в ансамбле, оркестре, «тутти»

Раздел «Учимся петь»

будут знать будут уметь
  • Правила пения;
  • Понятия и термины: запев - припев, музыкальное вступление - заключение, проигрыш, мелодия, фраза, интонация, дикция, певческое дыхание, аккомпанемент;
  • Особенности хорового пения.
  • Выполнять правила пения;
  • узнавать знакомые песни по вступлению или проигрышу;
  • петь, не отставая и не опережая друг друга, прислушиваться друг к другу, не выделяясь из общего звучания;
  • петь с нужной интонацией, чётко - в характере песни

Раздел «Ритмика»

будут знать будут уметь
  • правила и последовательность выполнения основных простейших танцевальных движений под музыку: полуприседания - "пружинка", прыжки и бег на носках, ходьба и бег по кругу, маршевый шаг, кружение парами, руки "лодочкой", хоровод - сужать и расширять круг, "фонарики", хлопки "тарелочка", боковой галоп;
  • Понятие «художественный образ», и способы его передачи в музыкальных играх, песнях-постановках (походка, мимика, жесты, одежда, речь).
  • выполнять основные простейшие танцевальные движения под музыку: полуприседания - "пружинка", прыжки и бег на носках, ходьба и бег по кругу, маршевый шаг, кружение парами, руки "лодочкой", хоровод - сужать и расширять круг, "фонарики", хлопки "тарелочка", боковой галоп;
  • выполнять танцевальные движения с предметами (листочками, платочками, мячиками);
  • передавать различные действия игровых персонажей, выраженные в музыке;
  • выразительно передавать характерные элементы музыкально-игрового образа;

Раздел «Я расту»

будут знать будут уметь
  • правила поведения на пути следования в общественные места
  • понятия: Россия, гражданин, здоровый образ жизни, омич.
 
  • объяснить, почему надо следовать здоровому образу жизни;
  • объяснять правила поведения в общественных местах;
  • анализировать поведение людей в общественных местах.

 

Содержание обучения 2 – го года

Цель: развитие и совершенствование ЗУН по ритмике, пению, различным видам музыкальной деятельности; расширение музыкального кругозора; развитие мелодического, тембрового, звуковысотного и динамического слуха.

Содержание. Изучаются разделы программы: "Здравствуй, музыка!": Дошкольники познакомятся с понятиями - жанры музыки: песня, танец, марш. Научатся различать данные жанры, находить особенности звучания для каждого из них. Познакомятся с народной музыкой. Продолжат учиться внимательно слушать музыку, анализировать музыкальные произведения. В ходе разучивания музыкального репертуара дошкольники продолжат знакомится с творчеством композиторов. Познакомятся с понятиями - выразительные средства музыки – ритм, тембр, регистр (низкий, средний, высокий), характер музыки. Обзорно познакомятся с творчеством композиторов Д.И. Кабалевского, Прокофьева, Чичкова. Будут совершенствовать свои навыки игры на музыкальных инструментах. Познакомятся и обучатся приёмам игры на треугольнике, трещотке, металлофоне. Познакомятся с профессией «дирижёр». Научатся разграничивать понятия – исполнитель и партия. Научатся играть на музыкальных инструментах по цифрам.

2. "Учимся петь" –Познакомятся иобучатся пению в разных тональностях. Научатся точно передавать ритмический рисунок музыкальных произведений, динамики и характера песни. Научатся отличать по слуху - восходящую и нисходящую мелодию. Познакомятся с понятием «эмоциональное пение», научатся петь эмоционально.

3. "Ритмика" –Дошкольники продолжат закреплять танцевальные движения, выученные на 1-м году обучения. Познакомятся и освоят новые танцевальные элементы: приставной шаг с полуприседанием; «ковырялочка»: носочек – пяточка; подскоки; «захлёстывание»; «припадание»; дробный шаг; «верёвочка»; шаг польки; шаг вальса; выбрасывание ног вперёд. Научатся лучше отмечать характеристики художественного образа, передавать этот образ в танце, хороводе, танце.

4. "Я расту" – Дошкольники продолжат знакомиться с составляющими элементами ЗОЖ, узнают тематические термины и понятия, продолжат анализировать – правильно ли они ведут себя в общественных местах. К концу 2 года обучения дети могут рассказать о том, почему надо следовать здоровому образу жизни, соблюдать правила поведения в общественных местах, на улице, пересказать увиденное (спектакль, концерт), рассказать, как правильно петь (осанка, поза, мимика, как нужно открывать рот и пр.)

Дошкольники станут участниками творческого отчётного выпускного концерта ЦДТ, с целью показа достигнутых результатов обучения за год перед родителями и администрацией ЦДТ.

Во 2-м году обучения больше всего часов отводится разделу «Здравствуй, музыка!» (24 часов). В то время как раздел «Ритмика» изучается 19 часов. Это обусловлено тем, что в разделе «Здравствуй, музыка» обучение направлено на ознакомление дошкольников с выразительными средствами музыки, обзорным знакомством с творчеством композиторов, а также обучению приёмам игры на музыкальных инструментах.

По всей программе 2 года обучения можно сделать вывод о том, что 18% часов отводится на теоретическую базу, а 82% часов – на практическую. 2 год обучения, также как и 1 год имеет больше практическую направленность. 2 год обучения более осложнён тем, что на занятиях дети более самостоятельны, и им предоставляется творческий выбор, например, при использовании каких-либо танцевальных движений, ввиду накопленных ими практических навыков выполнения.

 

Диагностика: текущая иитоговая диагностика личностного музыкального развития.

Система работы с одаренными детьми:

Организация работы с обучающимися.

Продолжается работа с одаренными детьми: индивидуальный подход, дифференцированное обучение). Работа направлена на повышение уровня индивидуальных достижений детей.

Одаренный ребенок получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности через участие в творческой работе коллектива (разработка костюмов, сюжетных перестроений, использования танцевальной атрибутики (предметов), развивает умение работать самостоятельно (отработка сольных номеров).

Ведется портфолию обучающихся.

Работы с родителями. Консультации родителей одарённых детей - поддержка развития способностей по предмету.

 

Применение современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающие, проблемные, информационные.

Формы занятий: слушание музыки, пение, музыкальные игры, театрализация песен, беседы, участие в тематических праздниках, учебный диалог, посещение концертов.

Мониторинг качества образования. Виды контроля: собеседование, текущий контроль по темам программы, наблюдение за ребёнком на занятиях и мероприятиях (чтение стихов, исполнение песен, танцев, игр),участие в тематических и календарных праздниках, игры-викторины, праздниках для родителей.

 

По окончании 2-го года обучения дошкольники будут знать и уметь:

Раздел «Здравствуй, музыка!»

будут знать будут уметь
   
Термины и понятия:
  • Жанры музыки: песня, танец, марш;
  • Народная музыка;
  • Выразительные средства музыки – ритм, тембр, регистр (низкий, средний, высокий);
  • Характер музыки.
  • Обзорно творчество композиторов Д.Б. Кабалевского, Прокофьева, Ю.М. Чичкова.
  • Приёмы игры на треугольнике, трещотке, металлофоне.
  • Что такое профессия «дирижёр».
  • Что такое «исполнитель», «партия»
  • Что значит «игра по цифрам» в оркестре.
  • Отличать особенности жанров: песни, танца, марша;
  • Узнавать народную музыку;
  • Слышать выразительные средства музыки и уметь высказаться о них;
  • Различать разнообразные виды характеров музыки;
  • Играть на треугольнике, трещотке, металлофоне;
  • Рассказать о профессии «дирижёр»;
  • Выделить в процессе слушания исполнителя, и назвать партию инструмента;
  • Играть в оркестре «по цифрам» - не отставая и не опережая друг друга.

Раздел «Учимся петь»

будут знать будут уметь
  • Что значит «пение в разных тональностях»;
  • Что такое – точная передача ритмического рисунка, динамики и характера песни;
  • Понятие – восходящая и нисходящая мелодии;
  • Понятие «Эмоциональное пение».
  • Петь в разных тональностях;
  • Точно передавать ритмический рисунок, динамику, характер песни в процессе её исполнения;
  • Петь восходящую и нисходящую мелодии;
  • Петь эмоционально, правильно передавая мелодию (ускоряя и замедляя, усиливая и ослабляя звучание)

Раздел «Ритмика»

будут знать будут уметь
  • Танцевальные движения: приставной шаг с полуприседанием; «ковырялочка»: носочек – пяточка; подскоки; «захлёстывание»; «припадание»; дробный шаг; «верёвочка»; шаг польки; шаг вальса; выбрасывание ног вперёд.
  • Выполнять танцевальные движения, согласовывая свои движения с музыкой;
  • Исполнять выразительно и ритмично танцы, инсценировки песен, хороводов.

Раздел «Я расту»

будут знать будут уметь
  • Составляющие элементы ЗОЖ;
  • тематические термины и понятия;
  • правильного поведения в общественных местах;
  • как правильно петь (осанка, поза, мимика, как нужно открывать рот и пр.)
  • рассказать о том, почему надо следовать здоровому образу жизни;
  • соблюдать правила поведения в общественных местах, на улице;
  • пересказать увиденное (спектакль, концерт);
  • анализировать – правильно ли они ведут себя в общественных местах;
  • рассказать, как правильно петь (осанка, поза, мимика, как нужно открывать рот и пр.);

 

По окончанию обучения обучающиеся получают сформированные языковые, информационные, социальные, коммуникативные, музыкальные, музыкально-коммуникативные коммуникации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: