Получение взятки – ст. 430 УК




Курсовая работа

 

по уголовному праву

 

Ответственность за взяточничество

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

заочного отделения

группы П 064

Шпилова С.П.

 

 

Научный руководитель

кандидат наук, доцент права

Веремеенко М.Д.

 

 

Могилев 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

Перечень используемых сокращений 3

Введение 4

1. Понятие преступлений против интересов службы, их виды. 7

2.Уголовно-правовые характеристики таких составов преступлений,

как получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве. 12

2.1 Получение взятки 12

2.2 Дача взятки 19

2.3 Посредничество во взяточничестве 21

3.Заключение 25

Список использованных источников 28

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

 

1. УК Республики Беларусь - Уголовный Кодекс Республики Беларусь (в ред. Законов Республики Беларусь по состоянию на 21.07.2008г.).

2. БелТА- Белорусское телеграфное агенство

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственному аппарату принадлежит большая роль в осуществлении задач, стоящих перед обществом на современном этапе. Правильная деятельность этого аппарата во многом зависит от работы должностных лиц. И многие из них с честью выполняют возложенные на них обязанности.

Вместе с тем, в системе государственного аппарата, в том числе и в органах внутренних дел, совершается много преступлений должностными лицами. Статистика должностных преступлений отражает только часть действительно совершенных преступлений. Для этих преступлений в силу многих причин высока латентность. В настоящее время отмечается дальнейшее сращивание общеуголовной преступности с должностными лицами, в том числе и правоохранительных органов. Поэтому очень важно обязательно разобраться с имеющими место фактами взяточничества, злоупотреблениями служебным положением и другими видами преступлений против интересов службы, использовать весь комплекс методов воздействия, в том числе и уголовно-правовых, для искоренения условий, порождающих эти уродливые явления. Для этого обязательно знать юридическую характеристику этих преступлений.

Следует отметить, что должное решение хозяйственных и иных задач невозможно без четкой слаженной работы государственного аппарата. Одним из средств укрепления государственного аппарата является охрана тех общественных отношений, которые составляют содержание его деятельности. Уголовно-правовая охрана такой деятельности заключается в установлении уголовной ответственности за ряд посягательств на нее. Между преступлением и уголовной ответственностью существует правовая взаимосвязь: только совершение преступления (виновное совершение запрещенного уголовным законом деяния) является правовым основанием привлечения конкретного лица к уголовной ответственности. В соответствии со ст.44 УК Республики Беларусь уголовная ответственность – это обязанность лица, совершившего преступление и признанного виновным по приговору суда претерпевать меры уголовно-правового воздействия.

Цели уголовной ответственности:

- исправление лица совершившего преступление

- предупреждение совершения новых преступлений;

- восстановление социальной справедливости

Основанием уголовной ответственности является совершение лицом общественно-опасного деяния содержащего признаки конкретного состава преступления оконченного или неоконченного.

Особое место среди преступлений занимает группа преступлений против интересов службы.

Во-первых, данные преступления представляют большую общественную опасность из-за их распространенности и причинении ими большого вреда (то обстоятельство, что посягательство на нормальную деятельность государственного аппарата совершают работники органов власти и управления, которые сами обязаны показывать образец строгого соблюдения законов, значительно увеличивают их общественную опасность).

Между тем, преступность, особенно организованная, проникла во властные структуры, в государственную службу. Ряд работников этих органов и служб поражен коррупцией, взяточничеством, и другими негативными явлениями, нарушающими нормальную деятельность органов власти и управления.

Во-вторых, борьбу со многими из этих преступлений ведут различные службы МВД. А к тому же работники милиции как представители власти сами могут являться субъектами рассматриваемой группы преступления.

Взяточничество является наиболее опасным проявлением коррупции, поскольку подрывает принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, сдерживает экономическое развитие, составляет угрозу моральным устоям общества.

Важнейшей задачей является обеспечение полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств уголовных дел о взяточничестве, правильная юридическая оценка содеянного, выявление причин и условий, способствовавших совершению коррупционных правонарушений.

Таким образом, актуальность выбранной темы для написания данной курсовой работы не вызывает сомнения.

Задачи, поставленные в процессе написания работы:

- ознакомится с правовой базой, классифицирующей преступления против интересов службы;

- раскрыть понятие взяточничества и рассмотреть его виды;

- изучить ответственность за взяточничество установленную законодательством Республики Беларусь.

При написании работы были использованы нормативно-правовые акты Республики Беларусь, а также юридическая литература по данной теме. Необходимо отметить, что при написании работы широко использовался метод анализа, поскольку из всего собранного материала было нужно отобрать наиболее важное, затем анализировать собранную информацию и применить при исследовании данной темы.

Цель настоящей курсовой работы рассмотреть три самостоятельных состава преступления, предусмотренных ст.ст. 430, 431, 432 УК Республики Беларусь, которые относятся ко взяточничеству, а так же ответственность, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь за данные преступления.

 

1. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ, ИХ ВИДЫИ ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Преступления против интересов службы – это совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, предусмотренные ст.ст. 424-433 УК Республики Беларусь, которые причиняют крупный ущерб или существенный вред интересам службы, т.е. нормальной деятельности государственных органов, органов местного управления и самоуправления, а также аппарата управления организаций (независимо от форм собственности).

Специфическими признаками данного преступления является то, что оно совершается:

а) специальным субъектом – должностным лицом;

б) с использованием служебного положения либо посредством нарушения конкретных обязанностей службы;

в) причиняет либо может причинить крупный ущерб или существенный вред правильному функционированию государственного или общественного аппарата.

Ответственность за эти преступления предусмотрена главой 35 УК Республики Беларусь. Эта глава содержит следующие виды должностных преступлений:

1. Злоупотребление властью или служебными полномочиями – ст. 424;

2. Бездействие должностного лица – ст. 425;

3. Превышение власти или служебных полномочий – ст. 426;

4. Служебный подлог – ст. 427;

5. Служебная халатность – ст. 428;

6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности – ст. 429;

7. Получение взятки – ст. 430;

8. Дача взятки – ст. 431;

9. Посредничество во взяточничестве – ст. 432;

10. Принятие незаконного вознаграждения – ст. 433.

Родовым объектом этих преступлений является правильная деятельность государственного аппарата, его авторитет. В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан, организаций.

С объективной стороны данные преступления характеризуются действием (бездействием), совершаемым должностным лицом с использованием своего служебного положения вопреки интересам службы и нарушающим нормальную деятельность государственного аппарата.

Субъектом преступлений против интересов службы является физическое, вменяемое, достигшее 16 лет должностное лицо. Исключение составляют ст.ст. 431, 432, 433, по которым субъектом может быть и частное лицо.

Понятие должностного лица дано в п. 4 ст. 4 УК Республики Беларусь.

К должностным лицам относятся:

1. Лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти и представителей общественности. Представителями власти являются работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (депутаты; председатели, их заместители и члены исполнительных комитетов Советов депутатов; судьи, прокуроры; следователи; работники милиции; государственные инспектора и др.). Представителями общественности являются лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителей власти при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия.

2. Лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей. Под этими обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Эти функции осуществляют такие категории работников, как руководители министерств, ведомств, государственных, кооперативных, общественных и других предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, их заместители и т.д.) руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры).

3. Лица, занимающие должности, с выполнением административно-хозяйственных обязанностей. Под этими обязанностями следует понимать полномочия, связанные с управлением или распоряжением государственным, кооперативным, общественным и другим имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими ателье, ведомственные ревизоры и контролеры и др. Лица, выполняющие в учреждениях, организациях или на предприятиях независимо от форм собственности организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, признаются должностными.

4. К числу должностных лиц относятся также лица, выполняющие указания выше обязанности не в силу занимаемой должности, а в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий (общественные контролеры и ревизоры, члены добровольных народных дружин, члены товарищеских судов, тренеры спортивных обществ и др.).

Работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности, должностными лицами не являются (кассиры, продавцы, врачи, преподаватели и др.). Также работники могут быть субъектом должностных преступлений в том случае, если наряду с осуществлением профессиональных или технических обязанностей на них в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций либо выполнение юридически значимых действий. (Например, врач – за злоупотребление полномочиями, связанные с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель – за нарушение обязанностей, возложенных на него как членов квалификационной или экзаменационной комиссии.)

Специальное полномочие определяется приказом, трудовым соглашением, доверенностью. Действие специального полномочия заканчивается, если:

а) истек его срок;

б) задание, для выполнения которого оно предоставлялось, выполнено;

в) его отменило лицо или организация, которая давала такое полномочие.

5. К должностным лицам также относятся, должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

Таким образом, исходя из понятия преступлений против интересов службы и их общей характеристики главным в определении данных преступлений являются признаки субъекта – должностного лица, поэтому для правильной квалификации этого преступления необходимо четко определить правовой статус привлекаемого к ответственности лица, круг его правомочий и характер возложенных на него по должности обязанностей, а также всестороннего исследования всех обстоятельств совершенного преступления, выявление всех признаков преступления.

 

2.УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАКИХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, КАК ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ, ДАЧА ВЗЯТКИ, ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ.

 

Уголовное законодательство относит к взяточничеству такие преступления, как

- получение взятки – ст. 430 УК Республики Беларусь;

- дача взятки – ст. 431 УК Республики Беларусь;

- посредничество во взяточничестве – ст. 432 УК Республики Беларусь;

Взяточничество – это опасное негативное явление, опасность которого возрастает в обстановке проникновения коррупции и различные сферы нашей жизни. По данным исследований, организационные преступные сообщества до 50% преступно нажитых средств тратят на коррумпированных функционеров государственного аппарата.

В системе мер, которые общество может противопоставить распространению взяточничества, уголовный закон занимает важное место. Чтобы его использование было эффективным, необходимо хорошо его знать. Для этого необходимо дать уголовно-правовую характеристику составам преступлений, предусматривающих ответственность за взяточничество.

Получение взятки – ст. 430 УК

Объектом этого преступления является нормальное функционирование органов государственной власти или управления, учреждений, организаций, либо предприятий (независимо от форм собственности); права и законные интересы граждан.

Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, санаторные и туристические путевки, вещи и т.п.); выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ).

Объективная сторона состоит в незаконном принятии должностным лицом материальных ценностей или приобретении выгод имущественного характера, предоставляемых виновному исключительно в связи с занимаемым служебным положением за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, за выполнение или невыполнение действия, которое должностное лицо должно было бы или могло совершить с использованием служебного положения.

При этом следует учитывать, что проявление покровительства по службе может выражаться в действиях, связанных с незаслуженным поощрением, продвижением (повышением) по должности, установлением персональной надбавки к заработной плате, созданием льготного режима работы и т.п. (п.4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003г.)

К попустительству в интересах дающего взятку, в частности, относятся бездействие по фактам упущений по службе или неисполнения служебных полномочий, сокрытие фактов, свидетельствующих об отсутствии у работника должной квалификации, непринятие мер по аттестации.

Благоприятное решение вопросов в интересах взяткодателя предполагает совершение действий, направленных на удовлетворение просьбы в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, в обеспечение которой получена взятка.

Преступление считается оконченным с момента принятия хотя бы части взятки.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Содержания умысла: лицо сознавало, что принимает незаконное вознаграждение за совершение или несовершение указанных действий, и желало его принять.

Субъектом данного преступления может быть должностное лицо, достигшее 16 лет.

Пример: 5 ноября 2008 года прокуратурой Могилевской области по УБКиЭПСН УВД возбуждено уголовное дело по ст.430 ч. 1 УК Республики Беларусь в отношении Кажана А.В., 1977 года рождения, директора филиала РУП «Институт Белжилпроект», бобруйчанина, который 5 ноября около 17.20 возле д.5 по пер. Комиссариатскому в г.Могилеве получил от Саболева В.И. 1971 года рождения, представителя ГСК «Ремонтник-М», могилевчанина взятку в размере 1 700 000 рублей за благоприятное решение вопроса об изготовлении проектно-сметной документации для указанного ГСК. (Сводка МВД РБ от 5.11.2008г).

В ч. 2 ст. 430 УК предусмотрена ответственность за получение взятки при наличии квалифицирующих признаков:

1) по предварительному сговору группой лиц;

2) повторно;

3) сопряженные с вымогательством взятки;

4) получение взятки в крупном размере;

5) за заведомо незаконные действия (бездействия).

Получение взятки группой лиц по предварительному сговору имеет место тогда, когда в данном преступлении участвовало два и более должностных лица, заранее договорившихся о совместном совершении или не совершении в интересах дающего взятку какого-либо конкретного действия (бездействия) по службе. При этом не имеет значения, как были распределены роли среди соисполнителей. Групповое получение взятки должно признаваться оконченным преступлением, если взятка принята хотя бы одним из должностных лиц. При этом не требуется, чтобы взяткодатель был осведомлен о том, что в получении взятки участвуют несколько должностных лиц.

Повторное получение, дача взяток или посредничество во взяточничестве предполагает совершение одного и того же преступления не менее двух раз, если при этом не истекли предусмотренные законом сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Одновременное получение взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из взяткодателей совершается отдельное действие, также образует признак повторности.

Не может квалифицироваться как дача или получения взятки повторно систематическая передача ценностей и оказания услуг имущественного характера должностному лицу за общее покровительство или попустительство по службе, если эти действия охватывались единым умыслом взяткодателя и взяткополучателя и имели характер продолжаемого преступления.

Не может рассматриваться как повторное получение взятки принятие должностным лицом в несколько приемов заранее обусловленного вознаграждения, обеспечивающего наступление желаемого результата, а также дача взятки группе должностных лиц, совершающих преступление по предварительному сговору.

При квалификации действий виновного по признаку получения взятки в крупном либо особо крупном размере необходимо руководствоваться ч.2 примечания к главе 35 УК Республики Беларусь.

Крупным размером признается размер (ущерб) на сумму в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером – в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины.

Пример: 14 октября прокуратурой Костюковичского района возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 430 УК Республики Беларусь а отношении Кириеенкова А.М., 1975 года рождения председателя Костюковичского РАЙПО, депутата Костюковичского районного Совета депутатов 4-го созыва, жителя г.Костюковичи, который работая в указанной должности, 14 октября в 16.00 находясь в служебном а/м ВАЗ на автодороге Климовичи-Костюковичи вблизи г.Костюковичи за благоприятное решение вопроса о продаже зданий и сооружений межрайбазы Костюковичского РАЙПО по заниженной балансовой стоимости, получил в качестве взятки 20 млн. рублей от Базылева М.А.(сводка МВД РБ от 14.10.2008)

Предмет взятки во всех случаях подлежит оценке в национальной валюте Республики Беларусь на основании действующих цен, официального курса иностранных валют, расценок или тарифов на услуги, а при их отсутствии – на основании заключения экспертов о его стоимости на момент совершения преступления.

При получении взятки группой лиц по предварительному сговору ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг, а если взятка получена в крупном либо особо крупном размере, то каждый из соучастников преступления, которому об этом было известно, несет ответственность с учетом данного квалифицирующего признака.

Если взятка в крупном либо особо крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном либо особо крупном размере.

Под вымогательством взятки подразумевается угроза должностного лица причинить ущерб лишь законным интересам граждан, у которых требуется взятка, а также умышленное поставление последних в такие условия, при которых они вынуждены дать взятку для предотвращения вредных последствий их правоохраняемых интересов.

Получение взятки за заведомо незаконное действие (бездействие) может выражаться двояко:

1). Взятка получается виновным за неправомерные действия, не составляющие преступления (например, внеочередное внеосновательное предоставление квартиры, сокрытие прогулов, явки на работу в пьяном виде и т.п.);

2). За взятку виновный совершает преступные действия (служебный подлог, соучастие в хищении и т.д.).

В первой ситуации содеянное охватывается составом ч. 2 ст. 430 УК и дополнительной квалификации не требует. Во второй – налицо совокупность преступлений.

Часть 3 ст. 430 предусматривает ответственность за получение взятки при следующих квалифицирующих признаках:

- получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение;

- получение взятки должностным лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса;

- получение взятки должностным лицом, в особо крупном размере;

- получение взятки организованной группой.

Вопрос о признании должностного лица, обвиняемого в получении взятки, занимающим ответственное положение, решается в каждом случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела с учетом понятия такого лица, данного п. 5 ст. 4 УК Республики Беларусь.

Под лицами, ранее судимые за преступления, предусмотренные ст.ст. 430, 431 и 432 УК Республики Беларусь, следуют понимать лиц, имеющих не погашенную и не снятую в установленном порядке судимость за деяния, предусмотренные как названными статьями, так и ст.ст. 169, 169-1 и 170 УК 1960 года.

Получение взятки организованной группой предполагает, что для совершения этого, а равно и других преступлений два и более должностных лица объединились в устойчивую, управляемую группу. При этом в организованную группу взяточников могут входить и не должностные лица. Все они, независимо от выполняемой роли, признаются исполнителями преступлений, совершенных организованной группой взяточников. Действия всех участников организованной группы квалифицируются по ч. 3 ст. 430 УК Республики Беларусь.

Получение взятки в особо крупном размере – было рассмотрено выше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: