СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 2 глава




Анализ внеучебной культурно-досуговой деятельности этой категории студентов показывает, что она зачастую остается не­востребованной в самих ВУЗах, где они обучаются. Их подвижни­ческая культурно-досуговая деятельность далеко не всегда поощ­ряется и стимулируется ВУЗовскими наставниками и обществен­ными организациями ВУЗов, ибо не является источником плани­рования работы ВУЗовских профсоюзных комитетов, студенче­ских клубов. На вопрос анкеты: «Всегда ли Ваши предложения и инициативы по организации культурно-досуговой работы нахо­дят поддержку в ректорате, профкоме, студенческом клубе?» 96 студентов этой группы дали следующие ответы:

- практически всегда находят поддержку - 18 (18,7%);

- иногда такая поддержка оказывается - 22 (22,9%);

- любые предложения и инициативы формально принимаются, но фактически никакой поддержки не оказывается - 48 (50%);

- уклонились от ответа - 8 (8,3%).

У других 544 студентов (85% от общего числа опрошенных) от­ношение к культурно-досуговой деятельности в целом носит пре­имущественно пассивно-созерцательный, потребительский харак­тер. В структуру их культурно-досуговых интересов зачастую вхо­дят (по степени значимости): просмотр видеофильмов, посещение дискотек и танцевальных вечеров, концертов легкой музыки, чте­ние иллюстрированных журналов. Лишь 20% этой категории сту­дентов от случая к случаю посещают спектакли музыкальных и драматических театров, 15% - художественные выставки, 8% -филармонические концерты классической музыки, 10% имеют дома (в общежитии) свои библиотечки художественной литерату­ры и литературы по проблемам искусства. Столь обедненная структура культурно-досуговых интересов большей части опро­шенных студентов объясняется, на наш взгляд, низким уровнем их общей культуры, неразвитостью их художественно-эстетических вкусов, отсутствием у них должной культуры восприятия произве­дений искусства. В формировании же качеств субъекта культурно-досуговой деятельности у студенческой молодежи искусству при­надлежит особая роль. Воспитание культуры восприятия произве­дений искусства у молодежи - важная и сложная педагогическая задача. Задача эта комплексная, она включает в себя художест­венное просвещение о языке искусства: его видах, жанрах, исто­рии; жизни и творчестве мастеров искусства. Параллельно с этим обязательно, на наш взгляд, должно осуществляться накопление опыта непосредственного общения с искусством. Но все же глав­ным при этом должна быть выработка у молодежи способностей субъективного восприятия, поиска собственного отношения к произведениям искусства, так как без активного, волевого усилия со стороны субъекта не может быть полноценного эстетического обогащения искусством. Поэтому организация встреч студенче­ской молодежи с искусством (особенно с классическим) должна непременно, на наш взгляд, сочетаться с формированием у нее эстетических установок, которые настраивали бы ее на постиже­ние определенного содержания произведения искусства.

Общение со студентами, с деятелями литературы и искусства, с руководителями филармонических организаций, музеев и театров подтверждает мысль о том, что нельзя, ориентируясь на средний, а иногда и на низкий художественно-эстетический уровень культу­ры части студенческой молодежи, предлагать им только легко доступные образцы искусства, не требующие размышлений. Пас­сивность восприятия такого искусства существенно ослабляет его эстетическое содержание, снижает возможности целенаправленно­го формирования эстетического вкуса.

Второй причиной столь обедненной структуры культурно-досуговых интересов студенческой молодежи является весьма со­мнительная, на наш взгляд, стратегия ректоратов, студенческих клубов, направленная на «культурное обслуживание» студентов, а не на стимулирование у них социально-культурной активности. Контент-анализ планов работы 10 ВУЗовских студенческих клу­бов за 1990-1995 гг. названных регионов свидетельствует об их преимущественно развлекательной направленности. В них крайне редко можно было встретить дискуссии и диспуты по острым со­циальным проблемам, волнующим молодежь, встречи с мастерами искусств, журналистами, поэтами, выставки самодеятельных и профессиональных художников, просмотры и обсуждения шедев­ров мирового киноискусства. Практически не спасают положения спецкурсы и факультативы по проблемам культуры и искусства, проводимые кафедрами общественных наук. Их содержание, по мнению большинства опрошенных студентов, зачастую носит абстрактно-теоретический характер. Такие спецкурсы и факуль­тативы далеко не всегда стимулируют у студентов потребность в самообразовании. Значительная часть опрошенных студентов (39%) считают, что к чтению подобных спецкурсов должны при­влекаться не только ВУЗовские преподаватели, но и мастера ис­кусств, преподаватели музыкальных и художественных ВУЗов и училищ. 35% опрошенных студентов выразили желание и готов­ность чаще и глубже знакомиться с шедеврами мирового искусст­ва через учебное телевидение, через специально оборудованные видеозалы, которые, по их мнению, должны быть не только в учебных корпусах, но и в общежитиях.

Узость культурно-досуговых интересов значительной части студентов ВУЗов (в большей мере это касается студентов техниче­ских ВУЗов) рядом философов, социологов и педагогов объясняет­ся недооценкой гуманитарных ценностей в процессе обучения и воспитания студентов. Е.О. Тер-Григорьян, например, справедли­во, на наш взгляд, отмечает: «Нас не может удовлетворить суще­ствующий уровень студентов технических ВУЗов... Подчас узок их кругозор, невысока культура мышления, поведения, общения. Для многих характерна низкая культура речи, слабое владение не только иностранными языками, но и русским языком, неумение четко, грамотно формулировать свои мысли, работать с научной литературой, слабо развита потребность в самообразовании и самовоспитании. Недооценка гуманитарных ценностей проявля-ется подчас в мировоззренческом инфантилизме, в ослаблении интеллектуально-духовного развития, в распространении техно­кратического снобизма» [32, С. 6].

Общение с преподавателями и студентами различных ВУЗов указанных регионов показало, что большая часть студенческих клубов утратила былую славу подлинных центров общения и творчества, а, значит, и центров, способствующих формированию у студентов качеств субъектов культурно-досуговой деятельности. Помещения многих студенческих клубов перепрофилированы под коммерческие кафе, бары, видеосалоны. В ряде ВУЗов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Таганрога, Ростова-на-Дону, Новочер­касска за последние три года значительно сократилось количество студенческих коллективов самодеятельного художественного творчества, любительских клубов по интересам.

Исследуя эффективность работы ВУЗовских наставников по формированию у студентов качеств субъектов культурно-досуговой деятельности, мы проанализировали некоторые осо­бенности их адаптации после окончания ими высших учебных заведений и начала трудовой деятельности. Понятно, что важ­нейшей сферой раскрытия творческих сил, проявления способно­стей и дарований молодых специалистов является производствен­ная деятельность. Однако все духовное богатство человеческой личности, ее своеобразие и неповторимость не могут быть, на наш взгляд, полностью реализованы только в производственной дея­тельности. Для полной и разносторонней реализации личностных задатков выпускники ВУЗов стараются найти дополнительный «полигон» приложения своих сил и находят такие сферы деятель­ности, которые бы отвечали их индивидуальным склонностям и интересам. К таким сферам деятельности зачастую относится культурно-досуговая, которая в структуре свободного времени выпускников ВУЗов за последние годы занимает все более скром­ное место. Причинами тому, на наш взгляд, являются пока еще не столь высокий уровень культуры значительной части ВУЗовских выпускников, отсутствие сформированных навыков организации культурно-досуговой среды. Это подтверждают и результаты про­веденного нами межрегионального исследования. Нам было важ­но выявить взаимосвязь между сформированным уровнем общей культуры студентов в процессе их обучения в ВУЗах и их активно­стью «включения» в социально-культурную жизнь трудовых кол­лективов, поселков и городов, в которые они прибыли на место работы и проживания. Объектом исследования были выпускники 1990-1994 гг. технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов очной формы обучения. Основными методами исследова­ния были интервьюирование, анкетирование, монографическое исследование социально-культурной адаптации выпускников ВУ­Зов различных регионов России, метод экспертных оценок. В со­став экспертной группы были включены хозяйственные руководи­тели, члены профсоюзных комитетов трудовых коллективов, чле­ны жилищно-бытовых советов молодежных общежитий, директо­ра и художественные руководители клубов, Домов и Дворцов культуры, специалисты библиотечного дела. Всего было опроше­но 40 экспертов. Базами исследования были 45 индустриально-промышленных и агропромышленных трудовых коллективов Рос­товской и Рязанской областей, Хабаровского края. Выбор назван­ных баз исследования определялся стремлением не только расши­рить его географические рамки, но и постараться учесть многооб­разие социально-культурных условий бытия молодых специали­стов в различных регионах России. За период исследования было опрошено 470 выпускников ВУЗов указанных регионов, из них -98 производственных стипендиатов. Из общего количества опрошенных молодых специалистов - 260 человек трудились в сфере индустриально-промышленного производства, 210 - в сфере агро­промышленного производства.

Наши исследования показали, что одним из ведущих направ­лений самореализации ВУЗовских выпускников стало их участие в самодеятельном художественном творчестве. 85 выпускников (32,7%), прибывших в трудовые коллективы индустриально-промышленного профиля, в течение первых трех месяцев работы изъявили личное желание принять участие в творческой деятель­ности студий бального танца, вокально-инструментальных ан­самблей, кино-, фотостудий, народных хоровых коллективов, сту­дий пантомимы. Причем 24 человека из них через 8-10 месяцев с момента участия в творческой деятельности этих коллективов сами стали их руководителями. Важно отметить и то, что из этих 85 человек - 24 приехали на место работы уже женатыми (замуж­ними), из них 14 человек имели детей. Примечательно и то, что 32 выпускника из 85 привезли с собой не только литературу по полу­ченной специальности, но и художественную литературу, литера­туру по искусству, 16 человек привезли с собой различные музы­кальные инструменты (гитары, баяны, аккордеоны) и нотные из­дания, 18 человек - привезли с собой магнитофоны, электропро­игрыватели, комплекты грампластинок и аудиокассет, 3 человека - личные филателистические коллекции. Все это, в известной мере, характеризует наличие определенного интереса к социально-культурному творчеству у этой группы выпускников ВУЗов, пока­зывает их готовность к деятельности, не ограниченной только рамками производства. Иначе говоря, эта группа ВУЗовских вы­пускников является активным субъектом социально-культурного творчества, способным формировать вокруг себя культурно-досуговое пространство. Но и эти выпускники не испытывают полного удовлетворения от результата своей подвижнической деятельности. На вопрос анкеты: «Всегда ли Ваши предложения и инициативы по организации культурно-досуговой работы нахо­дят поддержку в администрации, профкоме трудового коллекти­ва?» 85 выпускников этой группы дали следующие ответы:

- практически всегда находят поддержку - 12 (14,1%);

- иногда такая поддержка оказывается - 18 (21,1 %);

- любые предложения и инициативы формально принимаются, но фактически никакой поддержки не оказывается - 50 (58,8%);

- уклонились от ответа - 5 (5,8%).

Из 85 выпускников, избравших сферу реализации своего твор­ческого потенциала в самодеятельных художественных коллективах, 22 человека (25,8%) занимались в период учебы в ВУЗах на факультетах общественных профессий, 41 человек (48,2%) - участ­вовали в студенческих коллективах самодеятельного художествен­ного творчества и любительских объединениях, 30 человек (35,2%) - окончили до поступления в ВУЗы детские музыкальные школы и школы искусств, 50 человек (58,8%) - в период учебы в ВУЗах сис­тематически посещали музеи, филармонические концерты, спек­такли драматических и музыкальных театров.

Другие же 175 выпускников ВУЗов, прибывшие в трудовые коллективы индустриально-промышленного профиля (67%), на первом году их трудовой деятельности проявляли преимуществен­но пассивно-созерцательный интерес к тому, чем занимаются клу­бы, Дома и Дворцы культуры, библиотеки, молодежные центры досуга. В структуре досуга этой группы выпускников преобладали посещения дискотек, танцевальных вечеров, видеосалонов, кафе, спортивных соревнований. В течение первого года их самостоя­тельной работы постоянными читателями библиотек стали лишь 50 человек (28,5%). Около одной трети молодых специалистов этой группы, самокритично оценивших себя, отметили, что за годы учебы в ВУЗах они ни разу не посетили концертов симфони­ческой музыки, художественных выставок, спектаклей музыкаль­ных и драматических театров. Привезли на место работы и про­живания художественную литературу по искусству только 41 че­ловек (23,4%). На факультетах общественных профессий в период учебы в ВУЗах занимались 21 человек (12%), в студенческих кол­лективах самодеятельного художественного творчества и люби­тельских объединениях принимали участие 51 человек (29,1%). Из 175 выпускников этой группы - 43 человека (24,5%) до поступле­ния в ВУЗы окончили детские музыкальные школы и школы ис­кусств, но около половины из них в студенческие годы утратили интерес к музыке и исполнительской деятельности.

30% молодых специалистов этой группы не возражали бы при­нять участие в культурно-досуговой деятельности, но никто, по их словам, из окружающих людей не побуждал их к участию в этой деятельности, не вовлек в нее. 15% молодежи этой группы счита­ют, что их культурно-досуговый потенциал востребован лишь частично.

Пассивно-созерцательные черты досуговой деятельности моло­дых специалистов этой группы зачастую связаны с недостаточным уровнем их общей культуры, с отсутствием у них навыков самоор­ганизации свободного времени, культуры досуга. Не удивительно, что значительная часть выпускников ВУЗов этой группы в течение первого года их самостоятельной трудовой деятельности так и не нашла своего достойного места в социально-культурных про­цессах, протекающих в трудовых коллективах города.

Что же касается выпускников ВУЗов, прибывших на работу в трудовые коллективы аграрного профиля, то процесс их самореа­лизации в самодеятельном художественном творчестве протекал более благоприятно. Из 210 молодых специалистов - 98 (46,6%) активно включились в творческо-исполнительскую деятельность различных коллективов самодеятельного художественного творче­ства, причем руководителями этих коллективов на общественных началах стали 42 человека. Из 50 производственных стипендиа­тов, прибывших в свои агропромышленные трудовые коллективы, - 40 человек (80%) вошли в актив клубных студий, кружков, объе­динений. Из 210 молодых специалистов - 39 привезли с собой к месту работы наряду со специальной художественную литературу и литературу по искусству, 24 человека привезли с собой музы­кальные инструменты (баяны, аккордеоны, гитары), 39 человек -магнитофоны, проигрыватели, 5 - кинокамеры, 4 - личные фила­телистические коллекции, 70 человек через 2-3 месяца с момента начала трудовой деятельности стали постоянными читателями местных библиотек.

За годы учебы в ВУЗах будущие специалисты аграрного про­изводства более целенаправленно и осознанно подходили к по­полнению своих знаний и совершенствованию практических на­выков для предстоящей деятельности в социально-культурной сфере. Подтверждением тому можно считать то, что из этой груп­пы выпускников 63 человека (30%) в период учебы в ВУЗах зани­мались на факультетах общественных профессий, 150 человек (50%) - участвовали в студенческих коллективах самодеятельного художественного творчества, 21 человек (10%) - окончили до по­ступления в ВУЗы детские музыкальные школы, школы искусств и не утратили интереса к музыке. Из 210 человек в период учебы в ВУЗах 52 (24,7%) - систематически посещали музейные выставки, филармонические концерты, спектакли драматических и музы­кальных театров. Тем не менее, 20% молодых специалистов заявили, что их культурно-досуговый потенциал востребован лишь частично.

Столь заметный социально-культурный потенциал молодых специалистов аграрной сферы производства можно, на наш взгляд, объяснить следующими основными причинами. Во-первых, и ВУЗовские наставники, и сами студенты (особенно производст­венные стипендиаты) имели достаточно реальное и полное пред­ставление о пока еще крайне слабой социально-культурной инфраструктуре современного села, о месте и роли сельской интелли­генции в социально-культурных процессах, протекающих в сель­ской местности. Во-вторых, у большей части студентов из сель­ской местности ВУЗовскими наставниками была сформирована позитивная установка на их самореализацию не только в профес­сиональной, но и в культурно-досуговой сфере. В-третьих, руко­водители ВУЗовских общественных организаций справедливо исходили из того, что чем богаче, содержательнее и разнообразнее будет культурно-досуговая среда студентов, тем больше у них откроется реальных возможностей для творчества в их будущей социально-культурной деятельности.

Другие 112 выпускников ВУЗов (54%), прибывших в трудовые коллективы аграрного профиля, не смогли найти своего достой­ного места в социально-культурном творчестве. Структура их досугов ой деятельности не отличалась особой оригинальностью, носила преимущественно пассивно-созерцательный характер. Около 30% этой категории молодых специалистов считают, что их культурно-досуговыи потенциал вполне достаточен для условий села, но совершенно никем не востребован.

Вторым по степени значимости направлением самореализации выпускников ВУЗов в социально-культурной деятельности стало их участие в различных клубах социальных инициатив, в объеди­нениях эколого-культурной направленности, в группах историко-патриотического движения. Процессы духовного обновления на­шего общества, углубление демократизации и расширения гласно­сти оказали позитивное воздействие не только на формирование у. молодежи интереса к политическим, социально-экономическим и социально-культурным проблемам, происходящим в нашем госу­дарстве, но и на формирование у нее практического опыта непо­средственного участия в их решении. Иначе говоря, часть молоде­жи уже не стала довольствоваться ролью пассивного наблюдателя социальных процессов, протекающих в обществе, она нередко становится и активным субъектом, влияющим на эти процессы. Ярким и красноречивым примером, подтверждающим это, явля­ются факты, приведенные в проблемной и полемичной публика­ции журналиста И.Королькова на страницах газеты «Комсомоль­ская правда» [94]. В ней рассказывается о том, что в августе 1988 года 27 молодых людей по предварительной договоренности и собственной инициативе приехали из различных городов страны (Оренбурга, Уфы, Львова, Красноярска) в Таганрог с целью обсу­ждения назревших политических, экономических, правовых про­блем нашего общества. Все 27 человек были членами заочного социально-политического клуба, инициатором создания которого был 23-летний оренбуржец Александр Сухарев - по профессии инженер-механик. По существу это было выездное заседание клу­ба. Дискуссии в Таганроге продолжались четыре дня. Члены клуба не хотели ничего брать на веру. Участники встречи спорили за обедом, по дороге в гостиницу, ложились спать на рассвете, а к девяти утра шли в городской парк культуры - место проведения дискуссий. Какие же вопросы члены клуба сделали предметом дискуссий в Таганроге? К их числу отнесены следующие:

- Что есть бюрократия, где ее корни, как ограничить ее власть?

- Являются ли рабочие собственниками средств производства или они - всего лишь наемная сила?

- Существуют ли в стране антагонистические классы и является ли классом бюрократия?

- Может ли государство быть общенародным, когда еще
Маркс и Ленин утверждали, что государство классово?

В качестве аргументов в ходе острых дискуссий члены клуба использовали не только события и факты, имевшие место в совре­менных социально-политических процессах, но и серьезную науч­ную литературу, которую они привезли с собой и с которой ин­тенсивно работали на встрече. Тексты этих научных работ были тщательно проработаны с карандашом, поля пестрели пометками.

Приведенный пример свидетельствует о том, что среди моло­дежи есть прослойка неравнодушных, социально зрелых и вдум­чивых молодых людей, которые склонны не к пассивно-созерцательным размышлениям, но к активным поискам ответов на острейшие проблемы современности. Самореализация молодых людей в этой сфере деятельности осуществляется через углублен­ное критическое осмысление истории и современности, через вы­работку выстраданных убеждений.

Эпизодический приезд членов заочного социально-политического клуба в Таганрог оказал благотворное влияние на ту часть городской молодежи, которая была неравнодушна к об­щественно-политическим, экономическим, культурным проблемам своего города. Именно эта часть молодежи и стала инициатором создания городского общественно-политического клуба «Гражда­нин». Членами этого клуба являются преимущественно молодые рабочие, учащиеся техникумов и студенты ВУЗов города. В каче­стве основной цели деятельности этого клуба его инициативная группа сочла важным и необходимым формировать у молодежи Города навыки непосредственного участия в общественно-политической деятельности. Основными задачами деятельности клуба являются следующие:

- изучение общественного мнения молодежи по актуальным проблемам жизни города с целью оказания практической помощи государственным и общественным организациям;

- выявление социально значимых инициатив молодежи и ока­зание практической помощи в их реализации;

- стимулирование социальной активности молодежи через во­влечение ее в решение назревших городских проблем.

На заседания общественно-политического клуба «Гражданин» приглашаются лидеры молодежных неформальных групп, члены депутатских комиссий, отдельные хозяйственные руководители, работники культуры. На этих заседаниях клуба обсуждаются ост­рые проблемы молодежного быта, досуга, положение воинов «аф­ганцев», экологические проблемы города. Рекомендации клуба нередко являются поводом для серьезных размышлений хозяйст­венных руководителей города, в общественных молодежных орга­низациях. Работа клуба строится в соответствии с принятым уста­вом, в котором определены цель, задачи, принципы деятельности клуба, права и обязанности его членов.

Из 260 выпускников ВУЗов, прибывших на работу в индустри­ально-промышленные трудовые коллективы, - 47 человек (18%) стали участниками общественно-политических клубов, клубов социальных инициатив, объединений эколого-культурной на­правленности. Более половины из них (29 человек) в период обу­чения в ВУЗах входили в состав студенческих общественных орга­низаций, были старостами учебных групп. Приобретенные ими навыки общественной работы за период обучения в ВУЗах в зна­чительной мере помогали им стать активными субъектами обще­ственной деятельности после окончания ВУЗов. По истечении года с момента начала трудовой деятельности лишь 20% молодых специалистов этой категории были удовлетворены результатами своей общественной деятельности. Другие же 80% ответили, что их потенциал в сфере общественной деятельности по существу остался невостребованным. К основным причинам невостребо­ванности они отнесли следующие:

- равнодушие со стороны хозяйственных руководителей pi ру­ководителей городских организаций ко многим молодежным ини­циативам, вызванное смещением в их деятельности акцентов на производственно-финансовые вопросы;

- инертность молодежи на предприятиях и в городе;

- отсутствие своей личной настойчивости и упорства в реше­нии назревших проблем.

Из 210 молодых специалистов, прибывших в трудовые коллек­тивы аграрного профиля, только 31 человек (14,7%) стали участ­никами общественно-политических клубов, клубов социальных инициатив, объединений эколого-культурной направленности. Около половины из них (14 человек) в период обучения в ВУЗах входили в состав студенческих общественных организаций, были старостами учебных групп. По истечении года с момента начала трудовой деятельности только 16% молодых специалистов этой категории были удовлетворены результатами своей общественной деятельности. Другие же 84% ответили, что их потенциал в сфере общественной деятельности по существу остался невостребован­ным. Причины невостребованности в основном такие же, как у молодых специалистов индустриально-промышленной сферы про­изводства.

Исходя из приведенных результатов исследования, можно сде­лать следующие выводы:

- формирование общего уровня культуры студентов является исходным и основным условием успешной социально-культурной деятельности будущих специалистов (субъектов) независимо от профиля ВУЗов и специальностей;

- формирование у студентов культуры досуга, позитивных ус­тановок на их активное «включение» в социально-культурные процессы должно быть приоритетным направлением работы ВУ­Зовских наставников;

- студенческие клубы (Дома культуры) ВУЗов следует рассмат­ривать не только как базы отдыха и развлечений студентов, но и как организационно-методические центры, деятельность которых служила бы определенным эталоном организации и освоения до-сугового времени;

- приоритетным направлением деятельности общественных ор­ганизаций трудовых коллективов должно быть стимулирование социально-культурной активности молодых специалистов, вовле­чение их в социально значимые виды деятельности.

Формирование качеств субъекта культурно-досугового творче­ства в молодежной среде наиболее продуктивно, на наш взгляд, осуществляется в деятельности и общении. На это обращает вни­мание и В.Е. Триодин: «Степень развития личности, - пишет он, -обусловлена степенью участия ее в деятельности и общении» [201, С. 32]. Социально-педагогическая ценность досуговой деятельно­сти молодежи состоит в том, что она зачастую востребует от лич­ности молодого человека иные непрофессиональные ее свойства и качества, стимулирует у нее развитие других сторон творческих способностей, создает благоприятные условия для самовоспитания (совершенствование характера, укрепление воли). Динамика пре­вращения объекта культурно-досугового воздействия в субъект культурно-досуговой деятельности наиболее полно и ярко прояв­ляется в деятельности молодежных любительских клубов и объе­динений. Например, в деятельности клуба любителей музыки при петербургском Доме композиторов, созданном более 25 лет назад. На первых порах его деятельности создателями ставилась скром­ная задача: организовывать и проводить для молодежной аудито­рии яркие, зрелищные, увлекательные и разнообразные досуговые мероприятия. Эта задача и стала основой содержания первой ста­дии деятельности клуба любителей музыки. Однако организаторы клуба уже на этой начальной стадии его деятельности понимали, что потребительское отношение молодежи к проводимым ими досуговым мероприятиям - это тупиковая ситуация для клуба, что молодежный досуг не может долго оставаться беспредметным. Именно поэтому первая стадия деятельности клуба не была про­должительной по времени. В процессе разнообразной и насыщен­ной клубной деятельности при планомерном педагогическом воз­действии со стороны ее организаторов интересы молодых любите­лей музыки стали постепенно подниматься на новую, более высо­кую ступень. Причем всякий раз изменяющиеся интересы молодых людей неминуемо заставляли организаторов клуба корректиро­вать формы их педагогической деятельности. Организаторы клу­ба, естественно, стремились к тому, чтобы его члены стали актив­ными субъектами, любящими и пропагандирующими музыку все­ми доступными средствами.

В ходе развертывания инициативы и активности членов клуба происходило дальнейшее углубление и активизация их интереса к музыке, что означало новую, более высокую стадию развития и углубления их интересов. Такой постоянный диалектический пе­реход от простых к сложным ступеням развития клуба, вопло­щающийся в непрерывном видоизменении программ и форм дея­тельности, являлся ведущим педагогическим направлением осуще­ствления клубной работы по интересам. На этой стадии заметно возросли требования молодежи к работе своего клуба любителей музыки. Если раньше члены клуба удовлетворялись преимущест­венно развлекательными по форме, но не глубокими по содержа­нию мероприятиями, то на последующих стадиях требования к глубине и содержательности работы заметно возросли. Что каса­ется форм этой работы, то от пассивных, в которых молодой че­ловек выступал как зритель, появилась необходимость перехода к формам, основанным на активном общении молодежи. Если, на­пример, в начале деятельности клуба широко использовалась та­кая форма работы, как лекция-концерт, то с ростом и углублением интереса к музыке появилась необходимость обратиться к форме монографической встречи, основанной на непосредственном ак­тивном общении членов клуба с конкретным композитором (такие встречи прошли с композиторами Г.Свиридовым, А.Петровым, В.Гаврилиным, А.Колкером, В.Биберганом и др.). С постепенным ростом эрудиции и творческой активности членов клуба меро­приятия концертного типа перестали их удовлетворять и перерос­ли в творческие, дискуссионные встречи с музыкантами и испол­нительскими коллективами, превращавшиеся всякий раз в боль­шой взаимоинтересный разговор о музыке. Наиболее распростра­ненной формой работы клуба любителей музыки стал диспут. Требования дискуссионности заседаний, возможности высказаться каждому члену клуба, став всеобщими, превратились в ведущую тенденцию внутриклубной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: