Специалист по работе с молодежью




Содержание

Введение

1. Специалист по работе с молодежью

1.1 Общеобразовательный стандарт специалиста по работе с молодежью и требования к выпускнику специальности "Организация работы с молодежью"

1.2 Профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью

1.3 Концепция развития кадрового потенциала государственной молодежной политики в Российской Федерации

2. Достижение высших профессиональных качеств специалиста по работе с молодежью

2.1 Необходимость постоянной квалификации молодежных работников

2.2 Проект: "Методический центр повышения квалификации и переквалификации молодежных работников"

Заключение

Библиографический список


Введение

 

Сфера государственной молодежной политики в нашей стране стала развиваться относительно недавно. Постоянно развивается и усовершенствуется законодательство, открываются новые центры по работе с молодежью, реализуется множество проектов, обучаются и выпускаются специалисты в сфере государственной молодежной политики.

Опросы молодежи, государственных и муниципальных служащих, работающих с молодежью, свидетельствуют, что в организации и воспитании юношей и девушек не хватает профессиональных психологов, социологов, социальных работников, специалистов в области информатики и управления, юристов и специалистов по правам детей и молодежи, в том числе специалистов по ювенальной юстиции.

Актуальность моей курсовой работы показать важность профессии молодежного работника, определить психологический, сделать более понятной нашу роль в развитии социальной и политической активности молодежи.

Объектом данного исследования служат специалисты по работе с молодежью, профессиональные качества которых, играют не маловажную роль в социальной и политической активности молодежи.

Предметом исследования является деятельность государства по подготовке профессиональных, личностных и деловых качеств организатора работы с молодежью.

Целью моей работы является показать потребность государства в современно-обученных специалистах по работе с молодежью, изучить значимость и влияние профессиональных качеств молодежного работника на молодого человека,

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

молодежная политика специалист молодежь

1. Рассмотреть общеобразовательный стандарт специалиста по работе с молодежью и требования к выпускнику специальности "Организация работы с молодежью";

2. Рассмотреть профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью;

. Изучить Концепцию развития кадрового потенциала государственной молодежной политики в РФ;

. Рассмотреть необходимость роста постоянной квалификации молодежных работников;

. Разработать проект: "Методический центр повышения квалификации и переквалификации молодежных работников";

Данная работа состоит из введения, двух глав с пятью параграфами, заключения и библиографического списка.


Специалист по работе с молодежью

 

1.1 Общеобразовательный стандарт специалиста по работе с молодежью и требования к выпускнику специальности "Организация работы с молодежью"

 

В настоящее время в России сформировалось система исполнительной власти, ответственной за проведение молодежной политики на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Существует разветвленная инфраструктура учреждений по работе с детьми и молодежью, она включает следующие субъекты:

Федеральный орган исполнительной власти в области молодежной политики - Министерство РФ по делам спорта, туризма и молодежной политики; органы по делам молодежи РФ (самостоятельные комитеты, управления, министерства - 41, объединенные со спортом, физкультурой, семьей, туризмом и др. - 32, отделы, управления, комитеты, действующих в составе органов управления образованием, - 14) и межведомственные координационные советы в области патриотического воспитания (около 75);

Региональные подведомственные учреждения (около 170);

Муниципальные учреждения - клубы по месту жительств, бизнес инкубаторы, центры патриотического воспитания и т.д. (всего около 4500);

Свыше 120 тысяч специалистов;

специализированных института молодежной политики, занимающихся научно - методическим обеспечением системы (Волгоград, Новосибирск) и 60 российских курсов, в которых проходят обучение свыше 7200 студентов по специальности "Организация работы с молодью";

общероссийских и межрегиональных общественных молодежных объединений и свыше 25 тысяч некоммерческих организаций и фондов;

Действуют 220 программ по работе с молодежью. (9)

Молодежная политика направлена на создание условий для самореализации молодых людей, является компетенцией федеральных, региональных, муниципальных органов власти и предполагает организацию работы во всех дошкольных, школьных, вузовских и других образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования и воспитания, учреждениях социального обслуживания молодежи, в трудовых коллективах, среди всех возрастных групп молодежи независимо от их социальной, национальной или конфессиональной принадлежности.

Молодежную политику проводят служащие местного самоуправления, сотрудники учреждений и организаций, которые оказывают различные социальные услуги молодежи, организаторы и активисты молодежных организаций и объединений и т.д. Однако, как свидетельствуют социологические опросы молодежи, а так же работников государственных и муниципальных работников, юристов, медиков и других специалистов, которые могли бы работать с молодежью. Подготовка педагогов и воспитателей в вузах и колледжах ставит новые задачи, касающиеся работы с молодежью, к решению которых по окончанию учебных заведений они пока не всегда готовы.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, рассчитанная на период до 2016 г., в числе условий для ее реализации определяет необходимость формирования кадрового потенциала, что предполагает уточнение государственных образовательных стандартов по перечню специальностей, представленных в системе органов и организаций, реализующих государственную молодежную политику; пересмотр тарифно-квалификационных требований к специалистам, работающим в сфере государственной молодежной политики; совершенствование системы подготовки кадров в сфере государственной молодежной политики в области образования на базе действующей сети образовательных учреждений. Работники сферы молодежной политики должны участвовать современные социально - экономические проблемы различных групп молодежи, ее социальные и политические ценности и ожидания, необходимость участия в общественных организациях и политической жизни страны, сложности трудоустройства, характерные жизненные планы и возможности их реализации. (1)

Анализ показывает, что в нашей стране практически отсутствует единая система подготовки кадров по работе с молодежью. Имевшийся ранее подобный опыт практически утрачен или подчас не может эффективно использоваться в современных условиях. В западноевропейских странах единого подхода к этой проблеме не существует. Для успешной воспитательной работы с молодежью необходимы грамотные, высококвалифицированные кадры, обладающие высокими профессиональными и личностными качествами. В целях проведения качественной государственной молодежной политики и воспитания молодежи необходимо создать систему подготовки и переподготовки различных специалистов с учетом профиля специализации и региональных особенностей страны.

В последние годы появились научные работы, раскрывающие опыт подготовки деятельности кадров молодежных работников в различных регионов России. Сегодня состояние и квалификации кадров работающих с детьми и молодежью, не соответствует масштабам и темпам социальных перемен в стране и в молодежном движении, тем задачам, которые ставит нарастание негативных проявлений в молодежной среде.

Развитие молодежной инфраструктуры и молодежной политики государства настоятельно требует начать подготовку специалистов для этой сферы жизнедеятельности общества. Именно поэтому приказом Министерством образования России от 12 августа 2003 № 3310 была утверждена специальность "Организация работы с молодежью". (4)

В настоящее время 60 вузов Российской Федерации осуществляют подготовку специалистов по работе с молодежью.

Объектами предстоящей деятельности специалистов по работе с молодежью являются: а) федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти по молодежной политике; б) учреждения, осуществляющие молодежную политику (центры социального обслуживания, социально - психологической помощи молодежи, поддержки молодой семьи, профориентации, занятости и трудоустройства молодежи, содействия молодежного предпринимательству; молодежные пресс-центры, центры информационного обеспечения, патриотического воспитания, отдыха и оздоровления молодежи, поддержка молодежных объединений и молодежных инициатив, международного молодежного сотрудничества; институты подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, научных исследований по проблемам молодежи и молодежной политике; молодежные жилищные и социальные комплексы); в) формальные и неформальны объединения различных возрастных, социальных территориальных групп молодежи; г) организации и управления в соответствующих органах и учреждениях. (8)

Аналитическая, профилактическая, воспитательная, коррекционная, управленческая, исследовательская, прогностическая, организационная работа, международное сотрудничество, межкультурная коммуникация - таковы основные виды профессиональной деятельности специалистов по работе с молодежью.

Специалист по работе с молодежью должен изучить опыт деятельности органов исполнительной власти по месту жительства, учебы, работы, отдыха молодежи; знать проблемы функционирования учреждений по работе с молодежью. Кроме того, он должен владеть навыками работы с молодежными сообществами по интересам (профессиональным, творческим, спортивным); основами профилактики асоциальных явлений в молодежной среде; способами реализации комплексных мер по поддержке молодых семей; навыками взаимодействия с неформальными группами молодежи, детскими и молодежными общественными объединениями; навыками научного и информационного обеспечения молодежи, взаимодействия с молодежными СМИ; методами организации отдыха, оздоровления, творчества молодежи; мерами содействия занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; способами оказания поддержки студенческой, рабочей и сельской молодежи; технологиями развития международного молодежного сотрудничества; навыками гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Как видим, объем знаний, умений и навыков для организатора работы с молодежью весьма велик. Организатор работы молодежью должен соответствовать высоким требованиям к служебному поведению государственных гражданских служащих, изложенным в Федеральном законе "о государственной гражданской службе Российской Федерации". Перечислим некоторые из них:

исполнять должностные обязанности добросовестно на высшем профессиональном уровне;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ;

учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а так же конфессий;

способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию людей;

не совершать поступки порочащие честь и достоинство и др. (3)

июля 2009 г. "Российская газета" опубликовала Указ Президента РФ Д.А. Медведева, которым он внес изменения в Указ от 12 августа 2002 г. "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". В новой редакции в обязанности государственных служащих входит добросовестное исполнение своих обязанностей в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и в пределах полномочий своего ведомства. При этом госслужащие должны исходить из того, что признание и соблюдение прав и свобод человека определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и их работников. В обязанности госслужащих входит соблюдение норм служебной профессиональной этики, соблюдение установленных законодательством ограничений и запретов, проявление корректности и внимательности в обращение с гражданами и должностными лицами.

В указанном документе подчеркивается необходимость полного нейтралитета госслужащих. Они не должны оказывать предпочтение профессиональным и социальным группам и организациям. Они должны быть независимыми и исключать действия вызванными этим влиянием. Госслужащие не должны поддаваться влиянию политических партий. Обо всех попытках склонить к коррупционному поведению чиновники обязаны уведомлять своего работодателя и органы прокуратуры. (6)

В настоящее время разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, в котором определены требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. Выпускник должен обладать значительными общекультурными компетенциями, в их числе следующие:

готовность строго соблюдать конституцию и законы РФ;

уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям;

понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации и ее анализу и общению;

готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность;

понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности;

умение осуществлять профессиональную самооценку;

способность и готовность осуществлять вою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей;

готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку обществу, окружающей среде;

осознание необходимости и способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в течении всей жизни;

готовность к повышению своего культурного уровня;

знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;

понимание сущности и значения информации в развитии современного общества;

способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработка информации;

способность ясно и аргументировано сформулировать свою мысль в устной и мысленной формах, в том числе на иностранном языке;

способность владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной профессиональной деятельности.

Выпускник должен обладать основательными профессиональными компетенциями, в их числе следующие:

общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике; навыки в в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодежной тематике)

профессиональные компетенции (способность участвовать в реализации социально - психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социальные технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности)

проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, ременного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействия с объединениями организациями, представляющие интересы молодежи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений)

правленческие компетенции (способность участвовать в развитии проектно - аналитической и экспертно - консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрению проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде)

инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владения навыками участия в социальных проектах по реализации молодежных программ; владение педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи) (5)

Обозначенные общекультурные и профессиональные компетенции расширяют диапазон деятельности специалиста по работе с молодежью, в том числе в области социально - политической активности.

Специалист по работе с молодежью - это е просто чиновник, не просто государственный служащий. Организатор работы с молодежью должен иметь определенный имидж, создаваемый в массовом сознании коллегами по работе, другими работниками сферы молодежной политики, СМИ - имидж знающего, внушающего доверие, авторитетного человека. В условиях рыночных отношений конкурентно способная личность нуждается не только прочных профессиональных знаниях, но и в высоких деловых, организаторских, моральных и волевых качествах. На ряду с профессиональными знаниями специалисту по работе с молодежью требуется видеть цель и перспективы своей работы, обладать способностью анализировать и обобщать опыт работы. Ему необходимы глубокие знания права, современных методов организации управления системой образования и воспитания, знание экономики этой социальной среды. (2)

Он должен иметь развитые деловые качества, такие как творческий подход к работе, чувство нового, умение по достоинству оценить традиции и инновации, целеустремленность к работе, самостоятельность, избирательное отношение к окружающей действительности, что поможет определить стрежень в работе и не позволит "уходить" то в лево, то в право, в угоду конъюнктуре; решительность, инициативность, работоспособность. Большое значение имеет умение внушать и убеждать словом. Деловые качества должны дополняться организаторскими: умением организовать трудовой коллектив, оценить людей, создать "команду", установить деловые отношения, совершенствовать формы и методы работы; компетентностью и твердостью принятии правильных решений.

Заслужить авторитет специалисту по работе с молодежью помогут высокие моральные качества: справедливость, принципиальность, чувство общественного долга, скромность, моральна безупречность. На ряду с профессиональными и деловыми должны присутствовать волевые качества: решительность, энергичность, настойчивость, выдержанность, дисциплинированность. Организатор работы с молодежью должен быть энтузиастом, сам показывать пример высокой ответственности, принимать активное участие в делах муниципалитета, быть заботливым и душевным, быть истинным гражданином и патриотом. Только тогда молодежь поверит ему и последует его примеру.

Незаменимым профессиональным, деловым и моральным качеством специалиста по работе с молодежью является любовь к Человеку.

Молодежный работник - это гражданин и патриот, человек с большим любящим сердцем, который верит в светлое будущее молодежи и ведет ее за собой к самоутверждению и выполнению ее исторической роли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: