Концепция развития кадрового потенциала государственной молодежной политики в Российской Федерации




 

В целях повышения качества работы специалистов по работе с молодежью в реализации ГМП в РФ была разработана и приказом Минспорттуризма РФ от 23 декабря 2008 г. №72 утверждена Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Федеральной целевой программы развития образования, законов Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Стратегии ГМП, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 года), Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Концепция определила принципиально новый подход к развитию кадрового потенциала молодежной политики, цель, принципы, приоритетные направления, основные понятия и механизмы подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы молодежной политики.

Прежде всего, в концепции обосновывается необходимость развития кадрового потенциала молодежной политики в современной России. В ней подчеркивается, что формирование кадрового потенциала является одной из ключевых задач государственной молодежной политики. Кадровый состав сферы государственной молодежной политики в настоящее время формируется за счет работников органов по делам молодежи; работников органов местного самоуправления; сотрудников учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; активистов молодежных общественных объединений; преподавателей и консультантов образовательных учреждений, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере государственной молодежной политики.

Реализация государственной молодежной политики требует от кадров, работающих с молодежью, глубокого понимания ее целей и задач, приоритетов в молодежной среде, умений реализовывать предусмотренные в ней проекты, разрабатывать и внедрять современные технологии, находить вариативные подходы, оптимальные и нестандартные решения. По существу, от профессиональной готовности кадров в значительной степени зависит дальнейшее развитие молодого поколения. В современных условиях подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для отрасли молодежной политики становится действенным инструментом реализации молодежной политики в целом.

В настоящее время неясно, каким должен быть оптимальный кадровый состав органов управления государственной молодежной политики. Именно поэтому его определение и обоснование является важнейшей проблемой совершенствования механизма молодежной политики в регионах, так как очевидно, что недостаточный профессионализм и функциональная несостоятельность кадрового состава неизбежно становятся причиной нарастания деструктивных тенденций в молодежной среде. В связи с этим очевидна актуальность и важность создания единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере государственной молодежной политики.

Решение проблем реализации государственной молодежной политики в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров молодежной политики предполагает:

формирование в общественном сознании представлений, адекватно отражающих положение молодежи в современном обществе, пути ее социального становления и развития;

подготовку государственных и муниципальных служащих различных отраслей, включая изучение вопросов организации работы с молодежью;

подготовку государственных и муниципальных служащих органов по делам молодежи;

объединение интеллектуальных, материальных и прочих ресурсов всех социальных институтов (государственных, муниципальных и неправительственных организаций) для решения задач кадрового обеспечения государственной молодежной политики.

В Концепции определены цель, задачи и принципы развития кадрового потенциала молодежной политики.

Организация системы формирования кадрового потенциала требует обоснования и разработки целевой программы действий и определяет следующие подходы и решения:

разработку концепции кадрового политики и кадрового обеспечения молодежной политики на всех уровнях (от федерального до муниципального);

постоянный мониторинг ситуации в отраслях сферы государственной молодежной политики;

оценку и характеристику развивающегося рынка труда, определение потребности в специалистах сферы государственной молодежной политики с высшим профессиональным образованием;

разработку системы профессиональной ориентации и непрерывного образования как единого комплекса, включающего в себя: школы - СПТУ (лицеи) - техникумы (колледжи) - вузы; разработку бюджета подготовки кадров для сферы молодежной политики с определением местных источников финансирования.

В практике кадрового обеспечения функционируют четыре источников:

первый - федеральная система планирования и воспроизводства руководителей и специалистов, научных работников (формирование федеральных органов исполнительной власти, подготовки кадров в вузах федерального подчинения, планирования процессов повышения квалификации и переподготовки специалистов на базе федеральных структур повышения квалификации, формирование кадрового резерва различных отраслей народного хозяйства и т.п.);

второй - отраслевая система организации работы с кадрами, управления кадровыми процессами (формирование отраслевого заказа на подготовку специалистов, повышение их квалификации и переподготовку, мониторинг процессов кадрового обеспечения отрасли, формирование сети специализированных организаций в регионах и т.п.);

третий - региональная система воспроизводства, подготовки, использования кадрового потенциала работников, а также регионального заказа на подготовку специалистов, повышение их квалификации и переподготовку, мониторинг процессов кадрового обеспечения региона кадрами по работе с молодежью, проведение научных исследований в этой сфере, организация информационного обеспечения процесса развития кадрового потенциала региона, формирование сети специализированных организаций в регионе и т.п.;

четвертый - структуры формирования кадрового потенциала организаций и

учреждений (организация мониторинга востребованности кадров по работе с молодежью в организациях и учреждений, формирование специализированных подразделений по работе с молодежью, формирование их кадрового резерва, заказ на повышение их квалификации и переподготовку, информирование молодых работников об их правах и обязанностях, организация удовлетворения их потребностей в образовании, занятости, жилье, воспитании детей, досуги, оздоровлении и т.п.).

В основу процесса реализации данной Концепции положена трехуровневая система взаимодействия государственных и общественных структур, осуществляющих работу с молодежью на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях, на каждом из которых определяются, конкретизируются и реализуются цели, решаются соответствующие специфические задачи и имеется достаточное ресурсное обеспечение. В рамках федеративного устройства нашего государства необходимо выделить три уровня государственной молодежной политики:

На федеративном уровне Концепция ориентируется на общероссийские социокультурные ценности;

На региональном уровне учитываются традиции молодежного образа жизни данного региона (что особенно важно по отношению к молодым людям из числа малых народов);

На местном уровне происходит поддержка молодых людей с учетом специфических особенностей местных условий.

Основными принципами развития кадрового потенциала являются:

признание молодежи как социальной группы, имеющей стратегическое значение для будущего общества;

разностороннее развитие образовательного процесса (вариативность организационных структур, форм, уровней, продолжительности и содержания обучения, расширение диапазона профессиональной востребованности образовательных программ и проектов);

функциональное взаимодействие образовательной и профессиональной деятельности в целях совершенствования образовательного процесса;

дифференциация обучения - выбор форм и методов обучения в зависимости от состава обучаемых, уровня их профессиональной подготовки и конкретных задач обучения;

осуществление поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации кадрового потенциала государственной молодежной политики в Российской Федерации.

развитие преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Совокупность указанных принципов, определяющих концептуальные основы развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации, должна учитываться при определении стратегических приоритетов данного направления. (2)




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: