Вопрос 38. Человек как философская проблема. «Пять идей о человеке» М.Шелера и постструктуралистская идея «смерти человека».




Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира.
Эти слова Николая Бердяева.

Проблема человека — центральная проблема во всей мировой философской мысли.
Да и не только философия, но и любая другая деятельность людей имеет ориентированный на самого человека стержень, исчезновение которого приводит к потере цели всякой деятельности, ее движущих символов. Человека изучают биология, медицина, психология, лингвистика и другие науки, обращая внимание на его частные проявления. Какова же специфика философского подхода к человеку Он предполагает исследование человека в его целостности, выявление его сущности. В философии исследуется родовая сущность человека вообще независимо от исторического этапа и условий общественной жизни.

Человек — наиболее сложный объект исследования. Сложность философского определения человека вполне объяснима. Во-первых, категорию человек невозможно однозначно подвести под более широкое родовое понятие природа, Бог, общество, ведь человек — это всегда микрокосм, микротеос и микросоциум одновременно. Уместны здесь будут слова Шелера: Человек — это в известном смысле все. Во-вторых, человек соединяет в себе множество противоположных начал биологическое — социальное, душа — тело, природное — культурное и др., которые не позволяют односторонне и категорично определить человека. В-третьих, к проблеме человека можно подходить с разных сторон, выбирая тот или иной метод исследования, ту или иную точку отсчета.

Проблема человека оформляется в философии и культуре далеко не сразу. В философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Существенное отличие западной и восточной философии на этом этапе заключалось в том, что Восток никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое оформилось в западной философии и культуре, начиная с Платона.

Если говорить конкретнее об античной философии, то следует указать следующие факты. В период своего становления философия была направлена вовне, на объективный мир. Накопление философского объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения в общественной жизни обусловили переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека. Возникает субъективистско — антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. В их философии человек становится единственным бытием. Таким образом, можно констатировать, что именно со времен софистов и Сократа который в начальный период своего творчества был их учеником проблема человека становится одной из важнейших проблем философии.

В христианской философии библейское представление о человеке как образе и подобии Бога, внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в образе Христа, следовательно, возможности внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати. Заостряется внимание на противоречивой связи в человеке души и тела, животного и божественного начал. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с понятием человек. Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животным и ангелом.

Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни. Человек здесь актуализирован без непременной для средневекового мировоззрения соотнесенности с Богом. В своих творческих возможностях человек сам выступает как микротеос.

В философии Нового времени в соответствии с идеей Декарта cogito ergo sum я мыслю, следовательно я существую делается акцентировка самосознания и связанных с ней процессов индивидуализации личности.

Творческий статус человека был обоснован немецкой классической философией и романтизмом. Романтики подчеркнули иррациональную природу свободы, благодаря которой гений творчества достигает вершин. Немецкая классическая философия через идею трансцендентального субъекта обосновала миросозидающие возможности человеческого разума.

Подводя итоги разговору о проблеме человека в истории классической философии, отметим, что практически любая философская система так или иначе касалась этой проблемы, пытаясь ответить на вопросы: что есть человек для чего он живет каким образом познает мир и др. Иной вопрос: когда эта проблема стала центральной.

«Пять идей о человеке» М.Шелера и постструктуралистская идея «смерти человека».

5 идей М. Шелера:

1. Основана на религиозной вере. (Результат иудаизма, античных идей и Евангелия:Миф о сотворении человека,Миф о грехопадении,Миф о спасении человека Богочеловеком,Миф о бессмертии души,Миф о воскресении плоти,Миф о Страшном суде).

2. Homo sapiens (Человеку присуще специфическое деятельное начало, неразложимое на элементарные начала, - разум. Благодаря разуму человек может познавать сущее таким, каким оно есть само по себе, познавать Бога, мир и самого себя. Разум – часть Божественного.1. Человек наделен божественным началом, которого нет во всей природе;2. Разумное начало и начало, формирующее мир, -- одно и то же, поэтому познание истинно;3. Это начало достаточно сильно для того, чтобы претворять в мир свои идеальные содержания;4. Это начало абсолютно по сравнению с другими качествами человека, общими с животными;).

3. Homo faber( Человек – лишь особый вид животных. Человек определен влечениями. Дух – не самостоятельная субстанция, а эпифеномен (побочное явление, сопутствующее другим) тех начал, которые действуют в природном мире. Шопенгауэр, Фейербах).

4. Человек – упадок в развитии, тупик жизни(Чел-ек-дезертир жизни-он способен лишь к развитию пустых суррогатов-язык, орудия труда;Разум – результат отключения инстинктов, биологической слабости и бессилия.

5. Атеистическая антропология( Свобода, ответственность, добро, исполнение своего предназначения были бы невозможны, если бы Бог определял жизнь человека.Отрицание Бога означает предельно допустимое повышение ответственности человека).

По мнению Шелера, между этими антропологическими подходами вообще нет никакой связи; нет единой идеи человека, нет сущностного понятия человека. В свою очередь, занимающиеся человеком специальные науки, количество которых все возрастает, больше скрывают сущность человека, чем проясняют ее.

Постструктуралистская идея «смерти человека»:

Структурализм- интеллектуальное течение;фил-ое направление, сложившийся в 60-70-е годы 20 века.Стало методологией для этнологии, литературоведения, искусствоведения.

Структуралисты пытались найти в любых областях чел.жизни устойчивые структуры, кот.описывают функционирование этих систем, чел-ка.

К.Леви-Стросс(1908-2009)-структуралист.

Постструктуралисты критикуют жесткую структуру(Делез, Ж.Лакан,Фуко).

Человек детерминирован силами языка, жизни и труда, поэтому вопрос о человеке как сущности невозможен. «Человек умирает, остаются структуры», - эта идея М.Фуко была воспринята как девиз постструктуралистского движения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: