Сформированности основных компонентов мыслительной деятельности (Тест Уленковой)




 

Диагностика.

I. Проверка чтения.

1. Свободно читает книгу, предложения. (5 баллов)

. Читает по букварю свободно по слогам. (4 балла.)

. Отделяет слова 2 и 3-сложные. (3 балла.)

. Читает слоги: ку, ра, со и т. д. (2 балла.)

. Знает все буквы или отдельные буквы. (1 балл.)

II. Проверка знаний по математике: 1. 9 + 2 12-4 (5 баллов.)

. 5 + 2 6-3 (4балла.)

. Умеет сравнивать числа в пределах 20 (12 и 19) (3 балла.)

. Умеет сравнивать числа в пределах 10, считает туда и обратно. (2 балла.)

. Знает только название некоторых цифр. (1 балл.)

III. Саморегуляция.

Копирование бессмысленных слогов.

. вел зу бот вел зу бот;

. по рат вен ко рат вен

. со пре веш

. пук е баш

. кот взо ри

. бру то шас

. тор же мур

. лу кеб шап

. су боз кин

. горнумаж Нарисовать точно такие же. Оценка:

. Каждая буква написана четко, и вся фраза имеет наклон(5 баллов.)

. Можно прочитать все буквы. (4 балла.)

. Прочитать 4 буквы. (3 балла.)

. Если распознаются не более трех букв. (2 балла.)

. Написаны каракули. (1 балл.)

IV. Проверка фонематического слуха.

Детям дается слово, которое произносится несколько раз, потом в слове заменяется один звук и ребенок должен хлопнуть ладошкой по столу и назвать ошибку.

горка-корка коза-коса коробок-колобок рампа-лампа

Если 3 задания выполняются правильно - 3 балла. Если пришлось повторять обычным темпом - 2 балла. Если пришлось повторять замедленным темпом - 1 балл. Если совсем ничего не заметит хотя бы в 1 слове - 0 баллов.

V. Словарь.

Умение ребенка высказываться своими словами.

а)Например, существительные: велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, самолет.

Опиши, что это.

)Если все говорит, например, самолет похож на птицу, есть крылья, хвост, перевозит людей, грузы - 2 балла.

)Самолет - это летательный аппарат - 1,5 балла.

)Самолет - летать. Если понимает, что это, а сказать не может -1 балл.

б)Прилагательные: мокрый, гладкий, колючий, шершавый, твердый.

Объясни эти слова.

1)Намочился - вот и мокрый - 1 балл.

2)Вышел из ванны и был еще мокрый - 1,5 балла.

3)Полное объяснение - 2 балла.

в)Глаголы: разбрасывать, разбивать, складывать, вертеться, прыгать.

Что такое прыгать?

1)Ученик прыгает сам - 1 балл.

2)На прыгалке можно прыгать - 1,5 балла.

3)Оттолкнуться от земли и снова опускаться - 2 балла.

VI. Слуховая и зрительная память.

1. Зрительная.

Берутся 2 листа, разделенные на 6 частей, и 2 набора по 6 фишек.

Например: голубь, елочка, кукла, книга, мяч, чайная чашка.

Учитель раскладывает фишки, ученик смотрит, как, учитель закрывает свой лист и предлагает ученику так же разложить фишки на своем листе.

1)Разложил все правильно - высокий уровень.

2)Разложил все со второго раза - средний уровень.

3)Не разложил после второго раза - низкий уровень.

2. Слуховая.

Ребенку читается текст из 1-2 предложений. Он должен его запомнить и пересказать точно.

а)Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, а Петя ниже Вани.

Кто из мальчиков самый высокий?

б)Жили-были три девочки: Оля, Аня и Наташа. Оля младше Ани, Аня младше Наташи.

Какая девочка старше всех?

в)Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.

Кто из поросят толще всех?

Уровень слуховой памяти определяется по количеству повторов учителем текста, чтобы ребенок его воспроизвел. Повторили

1)8 раз- низкий;

2)от 3 до 7 раз - средний;

3)1-2 раза - высокий.

VII. Умозаключение.

Ответы на вопросы:

· Кто из мальчиков самый высокий?

· Какая девочка старше всех?

· Кто из поросят толще всех?

При повторении вопроса 2 раза - высокий уровень; 3 раза -средний.

Результаты диагностики по тесту Уленковой представлены в таблице 1.

 

Таблица1. Протокол обследования по тесту Уленковой.

№п.п. Название компонента Уровень
1. Проверка чтения 2 балла
2. Проверка знаний по математике 4 балла
3. Саморегуляция 4 балла
4. Проверка фонематического слуха 3 балла
5. Словарь 5 баллов
6. Слуховая и зрительная память Высокий уровень
7. Умозаключение Высокий уровень

 

Вывод: ребенок читает слоги, может выполнять вычислительные операции в пределах 10, умеет сравнивать числа. Фонематический слух развит хорошо. Ребенок может высказываться своими словами, речь развита. Слуховая и зрительная память, а так же способность к умозаключениям развиты на высоком уровне. Таким образом, основные компоненты мыслительной деятельности развиты хорошо. Ребенок готов к обучению в школе.

 

Таблица 2. Общий протокол обследования готовности к обучению в школе.

№п.п. Название компонента Уровень
1. Уровень ориентировки в окружающем, запас знаний Средний
2. Беседа о школе Направленность на содержательные стороны учения
3. Мотивы учения Позиционный мотив
4. Методика «раскраска» Тип ситуации психического развития - предучебный
5. Сформированность основных компонентов мыслительной деятельности Средний уровень

 


Заключение

Исследование проводилось на МОУ СОШ№3. Испытуемый занимается в школе будущих первоклассников. Возраст - 6 лет 7 месяцев. ДОУ не посещал.

Обследование проводилось по различным методикам определения готовности к школе.

По результатам исследования можно сделать вывод, что ребенок готов к обучению в школе. Уровень ориентировки в окружающем мире и запас знаний средний. Уровень сформированности положительного отношения к школе определен как высокий. Ребенок ориентирован на содержательную сторону образования, хотя иногда может позволить себе игру вместо учебы. Общение с ним должно строиться на школьных формах с самого начала обучения. Ребенок осознает свое будущее новое положение. Преобладает позиционный мотив, связанный со стремлением ребенка занять новое положение в отношениях с окружающими.

Тип индивидуальной ситуации психического развития ребенка - предучебный. Основные компоненты мыслительной деятельности сформированы. Ребенок читает слоги, может выполнять вычислительные операции в пределах 10, умеет сравнивать числа. Фонематический слух развит хорошо. Ребенок может высказываться своими словами, речь развита. Слуховая и зрительная память, а так же способность к умозаключениям развиты на высоком уровне. Таким образом, основные компоненты мыслительной деятельности развиты хорошо. Ребенок готов к обучению в школе.

Учитывая результаты обследования родителям можно дать следующие рекомендации: для повышения уровня знаний об окружающей действительности очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы нужно заинтересованно выслушать, даже если они односложны или сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать почаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

Для формирования познавательных интересов полезно ставить с ребенком дома простые опыты, проводить наблюдения, например, наблюдать за прорастанием цветка, за поведением животных в разных ситуациях и т.п.

Для развития мелкой моторики рук давать ребенку задания требующие работы пальчиками: рисовать, раскрашивать, штриховать, лепить, выкладывать мозаику и т.д.

 


 

Список литературы

1. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция ее неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога. Библиотека развивающего обучения. - Вып.11.-Томск: Пеленг, 1992. - 92с.

. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 159с.

. Попова Г.П., Чаус Е.А. Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия. - Волгоград: Учитель, 2007. - 90с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: