Диагностика.
I. Проверка чтения.
1. Свободно читает книгу, предложения. (5 баллов)
. Читает по букварю свободно по слогам. (4 балла.)
. Отделяет слова 2 и 3-сложные. (3 балла.)
. Читает слоги: ку, ра, со и т. д. (2 балла.)
. Знает все буквы или отдельные буквы. (1 балл.)
II. Проверка знаний по математике: 1. 9 + 2 12-4 (5 баллов.)
. 5 + 2 6-3 (4балла.)
. Умеет сравнивать числа в пределах 20 (12 и 19) (3 балла.)
. Умеет сравнивать числа в пределах 10, считает туда и обратно. (2 балла.)
. Знает только название некоторых цифр. (1 балл.)
III. Саморегуляция.
Копирование бессмысленных слогов.
. вел зу бот вел зу бот;
. по рат вен ко рат вен
. со пре веш
. пук е баш
. кот взо ри
. бру то шас
. тор же мур
. лу кеб шап
. су боз кин
. горнумаж Нарисовать точно такие же. Оценка:
. Каждая буква написана четко, и вся фраза имеет наклон(5 баллов.)
. Можно прочитать все буквы. (4 балла.)
. Прочитать 4 буквы. (3 балла.)
. Если распознаются не более трех букв. (2 балла.)
. Написаны каракули. (1 балл.)
IV. Проверка фонематического слуха.
Детям дается слово, которое произносится несколько раз, потом в слове заменяется один звук и ребенок должен хлопнуть ладошкой по столу и назвать ошибку.
горка-корка коза-коса коробок-колобок рампа-лампа
Если 3 задания выполняются правильно - 3 балла. Если пришлось повторять обычным темпом - 2 балла. Если пришлось повторять замедленным темпом - 1 балл. Если совсем ничего не заметит хотя бы в 1 слове - 0 баллов.
V. Словарь.
Умение ребенка высказываться своими словами.
а)Например, существительные: велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, самолет.
Опиши, что это.
)Если все говорит, например, самолет похож на птицу, есть крылья, хвост, перевозит людей, грузы - 2 балла.
)Самолет - это летательный аппарат - 1,5 балла.
)Самолет - летать. Если понимает, что это, а сказать не может -1 балл.
б)Прилагательные: мокрый, гладкий, колючий, шершавый, твердый.
Объясни эти слова.
1)Намочился - вот и мокрый - 1 балл.
2)Вышел из ванны и был еще мокрый - 1,5 балла.
3)Полное объяснение - 2 балла.
в)Глаголы: разбрасывать, разбивать, складывать, вертеться, прыгать.
Что такое прыгать?
1)Ученик прыгает сам - 1 балл.
2)На прыгалке можно прыгать - 1,5 балла.
3)Оттолкнуться от земли и снова опускаться - 2 балла.
VI. Слуховая и зрительная память.
1. Зрительная.
Берутся 2 листа, разделенные на 6 частей, и 2 набора по 6 фишек.
Например: голубь, елочка, кукла, книга, мяч, чайная чашка.
Учитель раскладывает фишки, ученик смотрит, как, учитель закрывает свой лист и предлагает ученику так же разложить фишки на своем листе.
1)Разложил все правильно - высокий уровень.
2)Разложил все со второго раза - средний уровень.
3)Не разложил после второго раза - низкий уровень.
2. Слуховая.
Ребенку читается текст из 1-2 предложений. Он должен его запомнить и пересказать точно.
а)Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, а Петя ниже Вани.
Кто из мальчиков самый высокий?
б)Жили-были три девочки: Оля, Аня и Наташа. Оля младше Ани, Аня младше Наташи.
Какая девочка старше всех?
в)Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.
Кто из поросят толще всех?
Уровень слуховой памяти определяется по количеству повторов учителем текста, чтобы ребенок его воспроизвел. Повторили
1)8 раз- низкий;
2)от 3 до 7 раз - средний;
3)1-2 раза - высокий.
VII. Умозаключение.
Ответы на вопросы:
· Кто из мальчиков самый высокий?
· Какая девочка старше всех?
· Кто из поросят толще всех?
При повторении вопроса 2 раза - высокий уровень; 3 раза -средний.
Результаты диагностики по тесту Уленковой представлены в таблице 1.
Таблица1. Протокол обследования по тесту Уленковой.
№п.п. | Название компонента | Уровень |
1. | Проверка чтения | 2 балла |
2. | Проверка знаний по математике | 4 балла |
3. | Саморегуляция | 4 балла |
4. | Проверка фонематического слуха | 3 балла |
5. | Словарь | 5 баллов |
6. | Слуховая и зрительная память | Высокий уровень |
7. | Умозаключение | Высокий уровень |
Вывод: ребенок читает слоги, может выполнять вычислительные операции в пределах 10, умеет сравнивать числа. Фонематический слух развит хорошо. Ребенок может высказываться своими словами, речь развита. Слуховая и зрительная память, а так же способность к умозаключениям развиты на высоком уровне. Таким образом, основные компоненты мыслительной деятельности развиты хорошо. Ребенок готов к обучению в школе.
Таблица 2. Общий протокол обследования готовности к обучению в школе.
№п.п. | Название компонента | Уровень |
1. | Уровень ориентировки в окружающем, запас знаний | Средний |
2. | Беседа о школе | Направленность на содержательные стороны учения |
3. | Мотивы учения | Позиционный мотив |
4. | Методика «раскраска» | Тип ситуации психического развития - предучебный |
5. | Сформированность основных компонентов мыслительной деятельности | Средний уровень |
Заключение
Исследование проводилось на МОУ СОШ№3. Испытуемый занимается в школе будущих первоклассников. Возраст - 6 лет 7 месяцев. ДОУ не посещал.
Обследование проводилось по различным методикам определения готовности к школе.
По результатам исследования можно сделать вывод, что ребенок готов к обучению в школе. Уровень ориентировки в окружающем мире и запас знаний средний. Уровень сформированности положительного отношения к школе определен как высокий. Ребенок ориентирован на содержательную сторону образования, хотя иногда может позволить себе игру вместо учебы. Общение с ним должно строиться на школьных формах с самого начала обучения. Ребенок осознает свое будущее новое положение. Преобладает позиционный мотив, связанный со стремлением ребенка занять новое положение в отношениях с окружающими.
Тип индивидуальной ситуации психического развития ребенка - предучебный. Основные компоненты мыслительной деятельности сформированы. Ребенок читает слоги, может выполнять вычислительные операции в пределах 10, умеет сравнивать числа. Фонематический слух развит хорошо. Ребенок может высказываться своими словами, речь развита. Слуховая и зрительная память, а так же способность к умозаключениям развиты на высоком уровне. Таким образом, основные компоненты мыслительной деятельности развиты хорошо. Ребенок готов к обучению в школе.
Учитывая результаты обследования родителям можно дать следующие рекомендации: для повышения уровня знаний об окружающей действительности очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы нужно заинтересованно выслушать, даже если они односложны или сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать почаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.
Для формирования познавательных интересов полезно ставить с ребенком дома простые опыты, проводить наблюдения, например, наблюдать за прорастанием цветка, за поведением животных в разных ситуациях и т.п.
Для развития мелкой моторики рук давать ребенку задания требующие работы пальчиками: рисовать, раскрашивать, штриховать, лепить, выкладывать мозаику и т.д.
Список литературы
1. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция ее неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога. Библиотека развивающего обучения. - Вып.11.-Томск: Пеленг, 1992. - 92с.
. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 159с.
. Попова Г.П., Чаус Е.А. Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия. - Волгоград: Учитель, 2007. - 90с.