2. Мир природы и ребенок. / Под ред. Л.М. Маневцовой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319 с.
3. Никонова Н.О., Талызина М.И. Предметно-развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста // Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сб. статей / РГПУ им. А.И. Герцена.- СПб: Детство – ПРЕСС, 2000. – С. 72-80.
4. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч. –1997. – № 6. – С. 22
5. Фрейдкин И.С. Ознакомление с неживой природой / Умственное воспитание детей дошкольного возраста /од ред. Н.Н.Подъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение 1984.– 1984. – С. 44 –60.
Задания:
1. Подготовиться к мини – контрольной по теме занятия.
2. Разработать опыт с предметом неживой природы, с животными, растениями для решения конкретной дидактической задачи, написать его в соответствии с требованиями организации и методики проведения опыта (каждому студенту оформить на ½ альбомного листа).
3. Подготовиться к проведению опыта на занятии, принести необходимый материал.
4. Дать анализ опыта, проведенного товарищем, по следующему плану:
- выделить дидактическую задачу опыта;
- определить методику проведения опыта (постановка познавательной задачи, высказывание предположений, их обсуждение, создание условий для решения детьми познавательной задачи, подведение их к самостоятельным выводам, обобщениям);
- раскрыть развивающее значение опыта (выявление скрытых особенностей, установление причинно-следственных связей, формирование познавательной активности, развитие речи-доказательства и др.)
Семинар 6.
Использование моделей в экологическом развитии дошкольников
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «модель», «моделирование». Значение, сущность моделей и моделирования в экологическом развитии детей.
2. Виды моделей, их характеристика:
а) пространственные модели (действующие): иконическая модель, отвлеченная модель;
б) предметно-схематическая модель: способы сенсорного обследования; для обобщения понятий (птицы, рыбы, звери, насекомые, растения); способы ухода за растениями и животными; процесс роста растений;
в) графические модели.
3. Последовательность обучения дошкольников созданию моделей.
4. Методика использования календарей природы разного вида в ознакомлении дошкольников с природой.
Литература:
1. Дошкольная педагогика. Ч.2 / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1983. – С. 63-68.
2. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой. – СПб.: Акцидент, 1998. – С. 150 – 153.
3. Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 4.
4. Николаева С.Н. Ознакомление с животными // Дошкольное воспитание. – 1976. –№ 8. – С. 21–30.
5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с явлениями природы и трудом взрослых в разные сезоны // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8. – С. 9–16.
Задания:
1. Изучить литературу, составить развернутый план по вопросам семинара.
2. Самостоятельно разработать 1 модель 2-м студентам, определив содержание моделируемого объекта (явления природы, процесса), решаемую с помощью модели дидактическую задачу: раскрыть с заданных позиций требования к модели, методику работы с ней в одной из возрастных групп (формат А 4 –0,5).
3. Подготовиться к защите самостоятельно разработанной и подготовленной модели, раскрыть методику её использования.
4. К вопросу 4 законспектировать источник 5 (методика использования календарей природы).
Лабораторная работа 3
Тема: Методика формирования системных знаний о растениях по исследованию
И.А. Хайдуровой.
Цель: Учить студентов анализировать теоретические источники.
Вопросы для повторения:
1. Понятия: знания, объектные знания, систематизированные знания, системные знания.
2. Принципы отбора содержания знаний для дошкольников.
3. Этапы построения системы знаний
Литература:
1. Саморукова П. Г. Систематизация знаний детей о природе // Дошкольное воспитание. -1973. - №4 - с. 76.
2. Хайдурова И.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста – Л., 1976. – С.73-85.
3. Хайдурова И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей пяти лет // Умственное воспитание детей в детском саду. – Л., 1981.
4. Программа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с зависимостями в растительном мире // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста – Иркутск, 1977.
Выполнение задания на занятии:
1. Из статей И.А. Хайдуровой студенты последовательно выписывают этапы работы, выделяют задачи каждого этапа.
2. Соответственно каждому этапу выписывают формы работы с дошкольниками, используемые методы и приемы, направленные на решение поставленных задач.
3. В конце занятия проводится анализ по следующему плану:
· усложнение задач от этапа к этапу;
· определить адекватность используемых методов для реализации поставленных задач;
· рекомендации по программе: какие методы приемы можно еще использовать.
К занятию приготовить:
1. Статьи И.А. Хайдуровой (к 16).
2. Подготовить ниже представленную таблицу:
Методика формирования системных знаний о растениях
Этапы работы, задачи | Формы работы. Методы и приемы. |
К., 8 сем
Семинар 7