Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 7. – С. 43 – 47.




2. Мир природы и ребенок. / Под ред. Л.М. Маневцовой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319 с.

3. Никонова Н.О., Талызина М.И. Предметно-развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста // Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сб. статей / РГПУ им. А.И. Герцена.- СПб: Детство – ПРЕСС, 2000. – С. 72-80.

4. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч. –1997. – № 6. – С. 22

5. Фрейдкин И.С. Ознакомление с неживой природой / Умственное воспитание детей дошкольного возраста /од ред. Н.Н.Подъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение 1984.– 1984. – С. 44 –60.

Задания:

1. Подготовиться к мини – контрольной по теме занятия.

2. Разработать опыт с предметом неживой природы, с животными, растениями для решения конкретной дидактической задачи, написать его в соответствии с требованиями организации и методики проведения опыта (каждому студенту оформить на ½ альбомного листа).

3. Подготовиться к проведению опыта на занятии, принести необходимый материал.

4. Дать анализ опыта, проведенного товарищем, по следующему плану:

- выделить дидактическую задачу опыта;

- определить методику проведения опыта (постановка познавательной задачи, высказывание предположений, их обсуждение, создание условий для решения детьми познавательной задачи, подведение их к самостоятельным выводам, обобщениям);

- раскрыть развивающее значение опыта (выявление скрытых особенностей, установление причинно-следственных связей, формирование познавательной активности, развитие речи-доказательства и др.)

Семинар 6.

Использование моделей в экологическом развитии дошкольников

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «модель», «моделирование». Значение, сущность моделей и моделирования в экологическом развитии детей.

2. Виды моделей, их характеристика:

а) пространственные модели (действующие): иконическая модель, отвлеченная модель;

б) предметно-схематическая модель: способы сенсорного обследования; для обобщения понятий (птицы, рыбы, звери, насекомые, растения); способы ухода за растениями и животными; процесс роста растений;

в) графические модели.

3. Последовательность обучения дошкольников созданию моделей.

4. Методика использования календарей природы разного вида в ознакомлении дошкольников с природой.

Литература:

1. Дошкольная педагогика. Ч.2 / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1983. – С. 63-68.

2. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой. – СПб.: Акцидент, 1998. – С. 150 – 153.

3. Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 4.

4. Николаева С.Н. Ознакомление с животными // Дошкольное воспитание. – 1976. –№ 8. – С. 21–30.

5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с явлениями природы и трудом взрослых в разные сезоны // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8. – С. 9–16.

Задания:

1. Изучить литературу, составить развернутый план по вопросам семинара.

2. Самостоятельно разработать 1 модель 2-м студентам, определив содержание моделируемого объекта (явления природы, процесса), решаемую с помощью модели дидактическую задачу: раскрыть с заданных позиций требования к модели, методику работы с ней в одной из возрастных групп (формат А 4 –0,5).

3. Подготовиться к защите самостоятельно разработанной и подготовленной модели, раскрыть методику её использования.

4. К вопросу 4 законспектировать источник 5 (методика использования календарей природы).

Лабораторная работа 3

Тема: Методика формирования системных знаний о растениях по исследованию

И.А. Хайдуровой.

Цель: Учить студентов анализировать теоретические источники.

Вопросы для повторения:

1. Понятия: знания, объектные знания, систематизированные знания, системные знания.

2. Принципы отбора содержания знаний для дошкольников.

3. Этапы построения системы знаний

Литература:

1. Саморукова П. Г. Систематизация знаний детей о природе // Дошкольное воспитание. -1973. - №4 - с. 76.

2. Хайдурова И.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста – Л., 1976. – С.73-85.

3. Хайдурова И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей пяти лет // Умственное воспитание детей в детском саду. – Л., 1981.

4. Программа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с зависимостями в растительном мире // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста – Иркутск, 1977.

Выполнение задания на занятии:

1. Из статей И.А. Хайдуровой студенты последовательно выписывают этапы работы, выделяют задачи каждого этапа.

2. Соответственно каждому этапу выписывают формы работы с дошкольниками, используемые методы и приемы, направленные на решение поставленных задач.

3. В конце занятия проводится анализ по следующему плану:

· усложнение задач от этапа к этапу;

· определить адекватность используемых методов для реализации поставленных задач;

· рекомендации по программе: какие методы приемы можно еще использовать.

К занятию приготовить:

1. Статьи И.А. Хайдуровой (к 16).

2. Подготовить ниже представленную таблицу:

Методика формирования системных знаний о растениях

 

Этапы работы, задачи Формы работы. Методы и приемы.

К., 8 сем

Семинар 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: