Даосизм: происхождение и история. Дао Дэ Цзин. Основные идеи даосизма.




 

Основатель Даосизма считается Лао Цзы.
Основная религиозная книга Даосизма – Дао дэ Цзин.
Лао Цзы так же как и Конфуций не был принят, но в отличии от Конфуция Лао Цзы покинул страну и эмигрировал на Запад. Есть мнение, что Будда – сын Лао Цзы.
В отличии от конфуцианства в даосизме пантеистическим божеством выступает не Небо, а Дао. Дао существует во всем и выплескивает все.
Во время попытки покинуть страну Лао Цзы был остановлен и было сказано, что он может уехать, но мудрость должна остаться. Так на границе была написана книга даосизма Дао дэ цзин.
Дао определяется противоречием (всесильно и бессильно и т.д.), что обозначает божественную пантеистическую сущность.
В 42 чжане Дао дэ цзин говорится о том, как Дао создает мир.

Человеческое Дэ именуется термином Увэй, что буквально означает недеяние.
Человек остается человеком, пока культивирует путь недеяния.
Под Увэй подразумевается принцип спонтанной активности, это должны быть не организованные и целенаправленные акты. Это и есть Увэй.
У Лао Цзы нет никакой системы т.к. это насилие над природой. У него, в отличии от Конфуция, тотальная десистематизация. Даосизм прижился вместе с Конфуцианством т.к. Конфуцианство более основана на внешнюю сторону жизни, то так же требовалось что-то делать с внутренней стороной жизни, на которую и было основано учение Лао Цзы.

Даосизм: религиозная практика. И Цзин.

 

Религиозная практика даосизма была связана с алхимией. Но не как с наукой, а как с религиозной практикой. Поиски бессмертия. Они искали вещество, которое употребив человек, становится бессмертным, чтобы отождествиться с природой. Даосы из поколения в поколение занимаются поисками этого продукта. Даосы изобрели нечто противоположное – порох.

Фен-шуй также изобретение даосов. Гадание по ландшафту. Для того, что бы ориентироваться на месте даосы изобрели компас.

Так же даосы занимались астрологией и составили звездную карту неба.

Гадание даосов происходила по книге И-цзин (Книга перемен). Книга древняя, появилась еще до жизни Лао Цзы. Изначально книга предназначена для гаданий и состоит из 64 гексограмм. Строятся знаки таким образом: 6 позиций, на всех позициях либо сплошная, либо прерывистая линия. 1 сплошная линия – ян, 1 прерывистая – инь.

Конфуцианство.

 

Пантеизм.
Пан – все. Теос – Бог. Всебожье.

Эманация – выделение исходным божеством из себя всего существующего. Все, что выделилось из божественности, сохраняет истинную сущность живого. Любой предмет этого мира является единосущным с исходным божеством. Божество невменяемо, автоматически действующая безличная природа. Все, что выделяет исходная божественность, выделяется бессознательно, импульсивно, руководствуясь только своим устройством. Ясно, что в пантеистических религиях коммуникация с этим божеством невозможна. В пантеистических религиях люди вступают в контакт с персонифицируемыми божествами, выделившимися из божества. Эти божества объединены в иерархию. Конечная цель религиозной деятельности это слияние с исходной божественной природой.
Есть основания поделить пантеизм на 3 религии:
1. Натуралистический.
2. Спиритуалистический.
3. Нигилистический.

Натуралистический пантеизм.
Это такой пантеизм, согласно которому исходное божество это закон природы. Такие религии являются относящимися к почитанию закона природы.
Типичными представителями натуралистического пантеизма являются Конфуцианства и Даосизм. Произошли они в Китае и ориентированы на китайский менталитет.

Конфуцианство.
Происхождение этой религии связано с реальным историческим персонажем, который жил в 6ом веке до н.э. Его имя Кун Цзы. Цзы – мудрец, учитель. Кун – родовое имя.
Конфуций жил в Северном Китае. Конфуций был хорошо образован т.к. родился в бедном дворянском роде.
Конфуций задается вопросом «почему происходит гражданская война и как это преодолеть?». Он приходит к выводу, что стоит вернуться к историческому началу. В прошлом Китае был Золотой Век идеальной гармонии. Важный принцип для китайца – умение смотреть назад.
Имя является сутью живого существа. Имена всему дает Небо (Тянь), высшая божественная субстанция. Небо, как метафизическая божественная природа. Все существует согласно законам Неба, которые выражаются в его имени. Вещь до тех пор пока соответствует своим именам Поднебесная существует в гармонии. Когда происходит так, что имена не соответствуют, происходит дисгармония. Идеальная Вселенная, по Конфуция, такой механизм, где каждая деталь находится на своем месте. Гражданская война произошла из-за дисгармонии имен.
Основное содержание доктрины Конфуция – этико-политическая идея. Она опирается все же на базовый религиозный принцип (волю Неба).
Цзюнь Цзы – совершенномудрый.
3 принципы Цзюнь Цзы:
1. Гуманизм. Уважительное отношение к другому человеку. «Не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы он делал тебе».
2. Сяо. Сыновья почтительность. Почитание старших. Все люди в семье относятся друг к другу по принципу Сяо.
3. Ли. Ритуал, церемония. Китаец (Цзюнь Цзы) должен не только выполнять ритуал, но и следить за правильностью его выполнения.
Лунь Юй (Беседы и суждения). Книга записанная учениками Конфуция за его речами.

Конфуций считается основателем образовательной программы Китая. Это сделано для того, чтобы определять людей, которые посланы Небом и их роль. Все граждане этой системы проходили тестирование и выясняли имя, данное Небом. Если человек поступал в Высшее Учебное Заведение (шенши), но не прошел по конкурсу, он мог занимать некие высокие посты. Государство его статус подтверждало допуском к экзаменам. Благодаря этой системе образования в Китае образовалось «сито отбора» лучших людей для власти. Эта система всеобщей тотальной законности, система рационального устройства государства. Оно служило для создания единства нации, и служить этой системе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: