Просветительской тенденции в демократической печати 70х годов.




Они называются просветительскими, так как в них не отражена идея народничества. Людей, не поддерживающих народничество, было меньше, но тем лучше были эти издания, так как они были более объективны. Главной опасностью страны видели крепостничество, которое, на самом деле, дожило почти до 1917 года.

Журнал "Дело", Благосветлов. Единственное демократическое издание, которое на протяжении сложных 66 и 67 годов выражало идеи демократии, так как после выстрела в александра все подобные издания закрывали. Благосветлов быстро понял всю сложность ситуации. Он не мог оставаться реальным владельцем журнала, потому просит помощи у...(???). У журнала возникали большие трудности: он подвергается предварительной цензуре; главный цензор - Еленьев, который душил журналистику. Из первого номера "Дела" он запретил 22 печатных листа, и издание вышло с пустыми страницами (это почти половина журнала). Именно поэтому ведущие журналисты этого издания печатались параллельно и в газете "Неделя", которая не подвергались цензуре. Это было сотрудничество.

Благосветлов был человеком, очень уповающим на науку. Являлся абсолютным атеистом. Не был идеологом крестьянства, но было идеологом фермерства. Уповал на разночинную интеллегенцию, так как крестьянство, конечно, изменить не могло страну. Его идеал - свободный труд в свободном государстве. О Благосветлове потом писали, что он - чистый продукт 60х годов.

В какой-то степени Б. был манчестерцем. Его нельзя назвать либералом. Главным публицистом был Шелгунов. Он вел внутреннее отделение. В отличие от Благосветлова, он больше внимания уделял крестьянству, и практически все статьи по этому вопросу были написаны именно им. Часто бывал в Европе, Лондоне, был знаком с Герценом. В 1861 году он вместе с Михаилом Михайловым (первым человеком, до Чернышевского пострадавшим) написал прокламацию к молодому поколению, которая была отпечатана в типографии Герцена. Михайлова сослали, Шелгунова Михайлов умолил не сознаваться в своей причастности к этому делу (здесь была замешана романтическая история). Через год он поехал организовывать побег Михайлова и был пойман, его посадили в Петропавловку. После этого он постоянно жил в провинции и именно оттуда писал в журнал. Считал, что крестьянство получило гомеопатические дозы свободы, что выплатить долги оно сможет только к 1937 году. Жизнь крестьянства он знал очень хорошо, так как имел шансы ее наблюдать. Обращал внимание на рабочее движение в Европе. Проводил мысль, что русская община - признак народничества, когда она считается панацеей от всех проблем. Для Шелгунова община интересна как форма, которая, по его наивному мнению, похода на рабочую ассоциацию в Европе по своим признакам коллективизма. Это сравнение весьма условно, но показательна. Шелгунов обращал внимание и на детей носить Интернационала, что в то время было еще возможно.

Шелгунов очень интересен с точки зрения его теории журналистики. Много говорил о публицистике и публицисте. В своей статье "Великие люди" (первый номер журнала за 66 год) говорил, что публицист - это хороший гражданин, которым нельзя являться, не будучи хорошим человеком. Корреспонденты и фельетонисты подобны поэтам и отдаются в первую очередь своим чувствам. Публицист же должен отдавать перевес мыслям над чувствами, указывая читателю на отдаленные идеалы и являясь проводником народа.

Очень много внимания уделялось женскому вопросу, и этой проблемой опять же больше всего занимался Шелгунов. У него очень нмого педагогических идей, он даже печатал книги о воспитании. Говорил о воспитании в семье, которая должна давать мать- а для этого она должна быть хорошо образована и свободна. Только так она сможет воспитает свободную личность. Отсюда - проблемы образования и право на труд женщины, которое сделало бы ее экономически независимой.

Здесь же работали достаточно хорошо подкованные в истории люди -> историзм. Афанасий Прокофьев-Чапов. Он воспитанник казанской духовной семинарии, то есть он получил духовное образование. Часто эти люди становились ярыми атеистами. Своеобразное объяснение этому - в книге Бердяева, говорившего о происхождении атеизма из среды духовной. Писал Александру второму с предложением создать федерацию общин. Умер в 1867 году в возрасте 37 лет, сосланный в сибирь.

Это журнал от всех прочих отличает отсутствие народничестких идей, нет блестящей публицистики ОЗ, зато есть очень последовательная просветительская тенденция.

"Журналы второго эшелона". Эти издания интересны тем, что они были общественно-политическим журналами, хотя и казались внешне-отраслевыми изданиями. Журналистов, которые здесь работали, было очень немного, но они умели друг друга поддержать.

"Архив судебной медицины и общественной гигиены". Был задуман в 65 году, окончательно закрыт в 72 году. Самый первый редактор - врач Бендерсон. Занимался проблемой эпидемии. Ему на смену пришел врач сергей ловцов. Вообще этот период - это время врачей в журналистике. Первая часть посвящена сугубо судебной журналистике. Для бендерсона была интересна именно первая часть. А ловцов, пришедший ему на смену, расширяет вторую часть - публицистику. Медико-топографическое описание - жанр журнала. Уровень питания на местах, рабочий день, длящийся иногда до 17 часов, цифры смертности, детский труд, степень качества медицинской помощи - главные темы. В 71 году ловцова отстраняют от руководства журналом за статью о положении рабочего в западной Европе. Говорится, что ситуация там, конечно, тоже сложная, но там есть множество нужных законов.

Приходит архангельский, который пишет совершенно страшный материал о процессе над фабрикантом Егоровым. Он взял информацию из ведомственного санкт-петербургского издания. "Опыты кормления хлебом человека и животных". Последняя капля, которая переполнила чашу терпения цензоров, была статья швейцарца Эрисманна, преподававшего в МГУ. Он писал именно о гигиене и говорил о том, что рабочие живут в подваленных помещениях. После этого журнал превратили в сборник, который был никому не нужен.

Еще в период существования журнала появляется другой журнал - "Знание". Уже в 71 году получает первое предостережение за идеи материализма. Первая статья - "Вещество и сила". Все, что вне нас - только вещество, которое. Может существовать без силы. Вторая статья - "Право и жизнь": все в мире сменяемо, и политические формы тоже подлежат смене. Цикл статей был посвящен проблеме цивилизации, которая приносит иные политические формы (Якобе). Развитие цивилизации заставляет понимать, что появляется новое сословие - рабочее, приносящее иные взгляды. Здесь же появлялись и статьи медицинского характера, одну из них писал Ловцов. Делал вывод: излечить болезни рабочих невозможно, пока не изменятся условия существования рабочих, что в наше время невозможно- это дело будущего. Статьи Евгении Ивановны Конради. Она начинает печататься здесь, когда понимает, что ее газета "Неделя" скоро закроется. Две основные статьи. Вторая из них, "Школа Керигермании" (?), посвящена Дюрингу. Статья 71 года. Только через 6,5 лет появляется статья Энгельса "Анти-Дюринг". Она почти теми же словами, что и Энгельс, за столько лет до него пишет о той же проблеме.

"Воспитание и обучение". Первоначальной его название с 66 года - "Детский сад", ее основателем была Аделаида Семеновна Симонович. Редактор несколько раз менялся. В 76 году он достается Цебриковой. Она получила богатое наследство и вложила его в это издание. Переименовала, расширила программу. Статьи и о воспитании, статьи и общественного характера. Здесь печатаются Шелгунов, Конради. Своеобразное программное издание - книга Конради.

Газета "Неделя". Единственная на всем протяжении русской журналистики 19 века имела демократический характер. Основателем ее был Валуев, что помогло газете выжить. В 66 году он поручает генералу Муду (????) внести 1200 рублей как залог для издания (для этого выделяются деньги из казны). Была задумана как тайная проправительственная. После выстрела Каракозова она не имела большого успеха, и Муд думал, кому бы ее передать. Пытается перекупить ее Некрасов, но к нему все питают большие сомнения. И газета достается Генкелю, казавшемуся лояльным книгоиздателем. Ог был человеком с просветительской жилкой. Хотел издавать книги первых русских демократических писателей. Когда он купил эту газету (сумел ее купить до того, как подоспел указ уничтожить одну из отпечатанных им книг в переводе Конради - "Отверженные" Гюго). Когда он получает эту газету, он приглашает туда работать врачей. Курочкин становится редактором газеты (хотя подпись стоит и Генкеля). Курочкин несправедливо забыт. В 59 году он общался с Герценом, и именно потому ему было раз и навсегда запрещено иметь свое издание. Когда он, хоть и негласно, сумел организовать газету, он был счастлив.

Более дерзкого и открытого, почти не пользовавшегося эзоповским языком издания, пожалуй, не было. Еленьев, прочитав первые три номера, велел быстро вынести три предостережения. Но задушить издание смог только много позже.

А сути, это некрасовское издание, но без Некрасова. Гендель давал подписку не приглашать никого из некрасовского кружка. Потому он приглашает либо тех, кто был связан с "Современником", либо будущих сотрудников Некрасова.

Россель становится внутренним обозревателем. Его статьи были наиболее свободными, так как имел английские корни и считался поданным Англии, потому являлся неподсудным.

Петр Лаврович Лавров, отдел науки. Печатал "исторические письма". Хорошо был знаком с супругами Конради. Математик, поэт, талантливый публицист, в свое время друживший с Чернышевским.

Минаев - фельетонист журнала "Дело" и "русского слова". Работал и здесь. Очень острый на язык. В силу цензурных условий он не все мог напечатать в "Деле" и потому печатается здесь.

Здесь же начинает свою работу Скобичевич. Печатаются Решетников и другие писатели.

В 69 году происходит смена редакторов. Курочкин видел сложную ситуацию Некрасова и решает, что ему необходимо помочь. Уходит к нему, за ним уходит и Михайлович. Редакторское место достается Евгения ивановна Конради. При ней появляются Шелгунов, Ткачев и Зайцев. Вид газеты несколько изменился: внутренних обозрений нет, так как Деммерт ушел за Курочкиным, появляется Бартеньева. В центре становится обсуждение уже не крестьянского, а рабочего вопроса. В 71 году издание вторично закрывают на шесть месяцев. В 74 году Конради и Шелгунов уходят из издания. Редактором становится Гайдебуров. Геккель бежит от кредиторов и до конца жизни за границей издает только русских писателей.

Гайдебуров много сделал, чтобы спасти газету. Он приспосабливает ее под цензурные условия, но остается все же радикальной и до 84 года получает много предостережений. Становится больше либеральной. Приходит Каблиц, который много говорит о крестьянстве. Абрамов говорит о тихой работе в земствах - то есть о помощи народу на бытовом уровне.

Гайдебуров смог опубликовать отрывок из запрещенной цензурой работы Толстого "О голоде". Так что газета, конечно, хотела сохранить свое реноме, но это был сложно.

Павел Гайдебуров расширила сферу читателей, ориентируясь на провинцию. Создает приложение "Книжки недели", где печатается критика и беллетристика. Оно давало определенный доход, что показывало предпринимательскую хватку. В 93 году он умирает. Редактором становится его сыном Василий.

Он решает сделать газеты радикальной. Печатает статью, идеи которой были почерпнуты у Толстого из публицистики: отрицание частной собственности. А Толстого в то время, кстати, называли нигилистом. Проводником этих идей становится в газете Меньшиков. Газета начинает получать предостережения. И все тот же Еленьев становится ее главным противником. В итоге в 1901 году ее закрывают.

Гайдебуров судился по этому поводу очень долго, потому что закрыли газету незаконно/ он долже был заплатить за продление работы газеты, и он заплатил в срок, но это не помогло.

 

 

20.03.12

 

Журнал "Вестник Европы". Был создан отставной профессурой петербургского университета, причем ушли они в расцвете сил. Это своеобразное продолжение западничества сороковых годов. Все публицисты - идеологи реформ, не революционеры. В учебнике сказано, что они гнобили всех тех, кто писал о революции, но это неправда. Они и сами писали очень много о революции, особенно французской. Очень убедительно говорили, что революция - это возможный, но нежелательный способ модернизации России.

Стасюлевич был человеком очень объективным, потому у него в журнале печатались многие люди, чьи мнения совсем не совпадали с его мнением (Россель). Также печатались и люди, более умеренные, нежели он сам (Полонский). Самого стасюлевича можно отнести к леволиберальному кругу.

Первое предостережение получили в 1871 году. Второй - в 1873 году. Идем после этого Стасюлевич решил несколько обуздать своих журналистов. И до 1889 года, то есть времен правления уже Александра 3, предостережений не было.

В качестве своего заместителя Стасюлевич пригласил Пыпина, двоюродного брата Чернышевского, раньше работавшего в "Современнике" Некрасова. После того, как Ч. сослали а каторгу, он содержал его семью, потому и пришел в место с более надежным финансовым положением. К Пыпину власти относились очень настороженно, когда Стасюлевич уезжал, он каждый раз просил утвердить Пыпина в качестве ио главного редактора и всегда получал отказ. Пыпин впервые в работе о декабристах заявил, что отмена крепостного права опоздала по крайней мере на 50 лет. Считал, что отменить следовало сразу после победы над Наполеоном. Был создателем так называемой культурно-исторической школы в литературоведении. Пыпин, может, недооценивал роль искусства, но сама по себе эта школа нашла широкое развитие. Критика не только исполнителей реформы, но и самой реформы.

Первая работа, которая появилась о результате реформ, это большой цикл статей Головачева "Десять лет реформ".

Журнал появился в 1866 году и получает название журнала Карамзина, так как 1866 год - год столетия со дня рождения Карамзина. Стасюлевич подает заявление на публикацию сборников раз в квартал. Разрешение получает.

Но в это время появляется журнал "Дело". Стасюлевич понимает, чтобы добиться того, чего он хотел, нужно расширить рамки журнала. Так появляется общественно-литературный энциклопедический журнал.

Пишут о том, что у нас процветает кумовство, жестоко критикуют Каткова. Говорят, что все реформы страдают одним недостатком - крепостничеством. Больше внимания уделяют не проблеме земли, а сумме выкупа. Бюджет налоговой системы - наиболее яркое проявление крепостничества.

Суть налоговой политики в то время - опора исключительно на крестьян.

"Земская повинность России", Васильчиков. Приведение цифр. Если бы это был добровольный выкуп, то это не было бы налогом. Но это же обязательный выкуп!

Также журнал не мог не писать о проблеме земли (Полонский, Арсеньев). Говорили, что 2,5 десятины земли - это очень мало. Они как либералы, в отличие от демократов, не говорили, что много земли отрезали - говорили лишь, что дали мало. Нужно эти земли увеличить за счет обрабатыванмя новых земель. Выступали против общины, которая тяготив крестьянина. Считали, что крестьянами следует переезжать на пустующие земли за счет государства. Столыпин пытался это сделать, но не все гладко прошло, так как он не посягнул на помещичьи земли в центральной России.

Вторая реФорма, о которой они много писали - это земская реформа. Она им очень импонировал как попытка создать некое гражданское общество, самоуправление на местах. И первые отклики на реформу были очень во стороженными. Но постепенно восторги угасают. В первую очередь нужны были деньги для этих реформ - а денег, конечно, не давали.

За статьи Арсеньева о реформах и были получены предупреждения. Серия статей: "Итоги судебной реформы". Статья полностью возмутила цензуру. В предупреждение она была полностью процитирована. Через два года появляется статья "О перед елках судебного устава", за которую также выносится предупреждения. Арсеньев говорил о разделение трех ветвей власти, писал, что уже много лет идет реформа, но охвачены ею не более чем 20% губерний. И движения на этом пути практически нет.

Военная реформа - последняя из реформ Алекандра 2, проведенная в 1874 году. На нее долго власть не шла. ВЕ исписал гору бумаги, пытаясь инициировать ее начало, в итоге добилась своего. В журнале появляются публикации двойного плана: одни активно защищают активную революцию как людей, которые борются с Германией за свободу. Вторая часть - это восторги по поводу победы прусской армии. Полонский лет, что прусская армия устроена по-другому, нежели русская. Там есть ограниченный срок службы, там всеобщее воинское право, а не русская рекрутчина. Доказывая, что именно это служит пучиной победой, они все же добились военной реформы.

Она была проведена не так, не с теми цифрами, которые предлагались в журнале, но все же проведена.

Сторонники органичной модернизации, то есть модернизации не только экономики, но и политической жизни. И в этом смысле пример Европы для них был, кого, очень важно. Англия их очень интересует с точки зрения ограничения монархии. Они монархисты, и особенно интересуют их парламент и конституция. И за это они получают постоянные предостережения.

Они идеологи капиталистического развие и понимают, что все, что прроисходит в Европе (развитие рабочего класса, стремление к свободе политической, хотя бы относительной), ждет и Россию. Потому и требуют законы о труде и капитале. Это давление привело к тому, что в 1885 году был принят соответствующий закон. Он ограничив трудовой день до 12 часов, что, конечно, было не самым решительным шагом, но уже движением вперед.

29.03.12

 

"Северный вестник". Издавался и редактировался женщинами. Примерно с 60х годов начинается женское движение, и естественно, что в печати его должны были как-то освещать. Первая попытка - попытка издавать журналы чисто женской тематики.

Октябрь 1866 года - начало издание "Женского вестника". Анна Борисовна Писорож (?), номинально издателем числился ее муж. Правда, эта мера не помогла избежать предварительной цензуры. В те годы демократическая журналистика находилась в очень сложной ситуации. Но это не дамское издание! Хотя и писали о женщинах. Те люди, которые так или иначе тяготели к проблеме женской эмансипации (Писцов), писали здесь. Застрагивали женское движение Штатов и Европы (Лавров, который писал и Вологодской слободы под псевдонимом Миртов; Конради), говорили о проблеме труда. Первой причиной закрытия журнала была сильная конкуренция (выход ОЗ); женская тематика как ведущая тематика не собирала достаточного количества читателей.

"Женское дело" (1899-101 годы). Толиверова (псевдоним; по рождению Пешкова, по замужеству Якобе). Хорошо знала европейскую жизнь, женскую тематику. Выпускает журнал, в котором прежде всего пишут об истории женского движения. В первом номере выходит очерк жизни Конради.

Ведущей журналистской стала Бертеньева, которая и написала очерк о Конради. Но более всего материалов она писала о Франции, о французских журналистах и общественных деятелях; она же говорит о произведении Толстого "Воскресение", так что попытки выхода из только женской темы были, но неудачные, потому журнал тоже закрылся.

Женская тематика не собирала достаточно подписчиков. Во-первых, женщина-подписчик - это вообще редкость, так как для подписки женщина должна была быть экономически независимой. Кроме того, темы были достаточно спорными: говорили о праве участвовать в выборах и о борьбе за это за рубежом, тогда как в России даже мужчины толком на это право не имели. Говорили и о праве на высшее образование. Все эти волосы становились частью волоса демократизации России. Потому многие журналистки этих изданий в итоге стали журналистками общелитературных изданий. В этом смысле первой была Конради, которая стала в 1869 году руководить газетой "Неделя".

"Северный вестник" создали две дамы, которые в некоторых изданиях называются одной фамилией - Еврииновы. Но одна из них была Антонина Васильевна Собашникова. Собашниковы были достаточно богатыми, потому могли для домашнего образования звать профессоров университетов. И в 19 лет у них было уже достаточное образование для того, чтобы издавать что-либо. Создали издательство братьев Собашниковых. Из старшая сестра, Антонина Васиьльевна, после смерти родителей их воспитывала. Они разделили унаследованные деньги, которые Антонина вложила в свое издание. Вскоре она вышла замуж за Евриинова, тетка которого и стала вместе с ней руководить "Северным вестником".

Евриинова обучалась в Гейлельбергском университете, получила степень доктора прав - первая женщина с подобной степенью. Возвратившись в Россию, писала на юридические темы.

Собашникова в издание вклады вала в основном свои идеи, свой круг знакомых. Отвечала за первую часть издания, научную, где писали статьи материалистического характера. За вторую часть, публицистическую, отвечала как раз Евриинова. Здесь печатается Шелгунов, который ведет областной отдел (СВ очень выигрывает тем, что начинает ориентироваться на областного читателя). Здесь же пишут авторы, вышедшие из ОЗ. Журнал очень тесно сотрудничает с Чеховым. Михайловский в издании отстаивает народничество. При этом интересно, что Евриинова эту идею не поддерживала, потому позднее у нее в статьях появляются некоторые противоречия с Михайловским.

В это время к журналу начинают присматриваться очень молодые еще тогда будущие марксисты. Они пишут письма. Направление журнала шатается, к концу 88 Михайловский уходит из журнала. Собашникова уезжает с мужем и отдает свой пай Евриинове. Создается некое общество пайщиков. И именно в этот момент появляется еще одна женщина - Любовь Яковлевна Гуревич. Тоже вышла из очень интеллигентной семьи: отец выпускал разного рода хрестоматии по русской литературе, закончила высшие Бесстужевские курсы для женщин. И вот благодаря ей меняется курс издания с народничества.

Она отдает свой пай Акиму Львовичу Волынскому, который начинает вести там цикл"Литературные заметки". Уходят все бывшие авторы, связанные с ОЗ и Делом, так как Волынский начинает насаждать совершенно новые взгляды (как он говорил, только в области эстетики, но на самом деле не так): говорил, что литература - действительно учебник жизни (постулатах Чернышевского), учебник жизни нравственной, духовной. И здесь начинается сближение журнала с Толстым. На смену Чехову приходят публикации Толстого. Далее Волынский говорит о роли критики: раньше это было объяснение социального смысла дворянских произведений; теперь ж, по мнению Волынского, истолковывается не социальный смысл произведения, а интуитивные духовные догадки автора. Самое главное для него в критике - философские обобщения. Он говорит, что критик должен уметь подняться над общественный жизнью, и именно потому для него неприемлем Чехов. Он критикует его за отсутствие всеобъемлющего миросозерцания.

Волынский последовательно уничтожал всю предшествующую русскую критику.

Гуревич была страстной поклонницей Волынского. *Гуревич была очень хороша, и это одна из причин, почему Толстой перестает здесь печататься.

Гуревич называли носительницей маниакальной идеи, обделенной эстетическим началом. В ней побеждало ее социальное началом, и потому Волынский уходит из журнала (хотя есть и вторая причина: здесь появляются новые журналисты, и Волынский перестает чувствовать себя мэтром). Оказывал Чернышевскому за его революционные идеи, и это настораживаем Гуревич.

Волынского можно назвать теоретиком символизма. Символисты во многом выводили свою теорию из произведений Лермонтова.

Уход Волынского совпадает с праздником в жизни Гуревич: ей разрешили издавать без предварительной цензуры. Однако это означало взнос больной суммы денег. А до этого она всегда издавала журнал исключительно в долг. (*когда журнал закрылся, на ней был долг в 155 000 рублей, и она выплачивала эту сумму очень долго). Для сохранения журнала нужны были деньги. И ее спасает женская тема, которая в издании активно муссируется. Гуревич работает с авторами: появляется отдел "Письма", отсюда - корреспонденция из Франции и Италии. Ведет переговоры со Струве, чтобы он печатался у нее в издании, это окончательно доконало Волынского.

Сближение с Туган-Борановским. Оно очень символично, так как этот человек был мужем дочери Давыдовой, которая в тот момент становится известной журналисткой, и Гуревич было выгодно это сближение.

Статья Петрова о голоде, которая в некоторых мостах повторяет идеи Толстого, писавшего ранее статью на ту же тему. Статья Толстого была запрещена и была выпущена лишь маленьким отрывком, а статью Петрова Гуревич решилась опубликовать.

Переименовает областной отдел в отдел "За пределами европейской России". Вводит отдел "внутреннее обозрение", стараясь всеми силами спасти журнал, но в 1899 году он все же был закрыт.

Учатие женщин в русской журналистике достойно отдельного рассмотрения. В билетах будет вопрос об изданиях о женской проблематике, потому о "Женском вестнике" и "Женском деле" посмотреть в книге Лапшиной "Силою слова живого".

Главная идея: были журналы, ориентированные только на женщин, и ориентированные на большую аудиторию. Феминизм в том узком понимании, как проблема женская, отличная от всех других проблем, в России не развился, так как в России были ущемлены права не только женщин! Ущемлялись права всех.

 

 

03.04.12

 

Бесцензурная революционная печать 70-80 гг.

Первым продолжателем Герцена в эмигрантских изданиях был Бакунин. Он его ровесник (разница всего в два года), умер в 1876 году. Происходил из дворянской, богатой, очень просвещенной семьи. Отец его долго работал в посольстве в Италии. 4 дочери и 5 сыновей, старшим был Михаил Бакунин. Белинский назвал эту семью, их обстановку примухинской гармонией (их усадьба называлась Мухино). После посещения бакунинской семьи Белинский начинает писать о музыке.

Странно, что именно из такой семьи вышел родоначальник первой анархистской теории. Бакунин первый нацелил русских мальчиков в 30е годы на Гегеля. Он положил начало изучению Гегеля в кружке Станкевича, заразил им Белинским. Начал говорить про разумное действительное, первым же и отошел от этой формулы. В 40 году уезжает в Европу - один из первых русских идеологических эмигрантов.

До этого он окончил военную академию, стал офицером, но подал в отставку.

Европа 40х годов - начало младогегельянства, отхождение от Гегеля в его ортодоксальном понимании. В первую очередь это Маркс и Энгельс, которые познакомились с Бакуниным и друг другу не понравились, но прониклись интересом. Маркс и Бакунин, кстати, люди равновеликие, обозначившие два разных вектора.

Бакунин был человеком, который мог существовать только в стадии бунтарства. Герцен называл его Дантоном. Обладал удивительной логикой, даром пропаганды и убеждения кого угодно в чем угодно. (РУдин, кстати, был полностью списан с Бакунина - даже внешне). Особые надежды возлагал на Россию, так как, по его мнению, страна, которая родила Разина и Пугачева, всегда готова к бунту - брось только спичку. Потому когда в 1848 году его заключили тюрьму, он написал работу "Исповедь" - отнюдь не отречение от собственных взглядов, а их изложение и объяснение (Название нужно было для того, чтобы вообще написать такую работу). Был сослан в Сибирь, где женился на полячке. К нему был приставлен офицер, который должен был за ним следить. Но тот его так распропагандировал, что офицер помог ему бежать. Через Японию и Америку Бакунин бежит в Лондон.

Он осознал неправильность той примухинской гармонии, в которой живет.

В середине 60х появляется две разные мощные организации: Первый Интернационал (который строился на противостоящей объединению капиталов стран рабочей организации) и Альянс социалистической демократии Бакунина (Цель - уничтожение государства в любой его форме; здесь - революционные методы, которых у Интернационала не было!). Бакунин считал, что государство насаждает капитал - и с этой точки зрения он народник, так как думает, что капитализм - регресс, шаг назад. Потому он и хочет отказаться от государственности. Он отказывается от политической борьбы и от необходимости создания политической партии как таковой. Его цель - бунт, но он не террорист! Задача революционера - объяснить народу потребность борьбы за свои права.

Видя обаяние Интернационала, популяризацию его идей, Бакунин просит принять его в Интернационал. Те соглашаются с условием, что Бакунин свой альянс распустит. Тот соглашается, но обещание нарушает и альянс сохраняет уже внутри Интернационала.

Тогда обсуждалось две резолюции: сторонников Маркса (заменить частную собственность) и сторонников Бакунина (уничтожить право наследствования, и тогда частной собственности и не будет). В итоге ни одна из этих резолюций не была принята, так как обе они набрали равное количество голосов. Это показывает, насколько Бакунин был популярен.

Бакунин в 68 году, когда уже фактически вступил в Интернационал, начинает в Женеве издавать журнал "Народное дело". Первый номер был полностью посвящен его анархическим взглядам. Для Бакунина важны организация и объединение, идеи терроризма ему не присущи.

В этот момент происходит его размежевание с остальной молодой редакцией, Несмотря на то, что сначала его семья была очень богатой, к тому моменту она успела разориться. Деньги дала некая Оьга Левашева, и в издание пришел ее брат, Евгений Утин, а также многие другие работники. Эта группа молодежи упрекнула Бакунина в том, что он в статьях ни разу не упомянул об ИНтернационале. Кончилось тем, что Бакунину пришлось уйти из этого журнала.

В 1869 году в Европу приезжает Сергей Нечаев, который был одиночкой-убийцей (никакой нечаевщины тогда не было). Когда он приехал, денег у него не было, зато был бахметьевский фонд (неприкосновенный, на самый крайний случай) у Огарева и Герцена. Герцен денег давать не хотел, чувствуя в Нечаеве что-то нехорошее. Часть денег дал Огарев. Нечаев вернулся в Россию, сказав, что он представитель европейской комиссии. Когда ему один из друзей-студентов не поверил, он его убил и привязал к этому убийству еще одного студента. Это было обыкновенное уголовное дело, политического характера оно не имело, но надо было к чему-то прицепиться, потому появился так называемый нечаевский процесс (Достоевский на ней выстроил целую теорию бесовства).

Бакунин выпустил один номер с Нечаевым - газета "Народная расправа", это был его грех, связавший его с Нечаевым, но ничего общего у них все же не было. У Бакунина своих детей не было, потому к Нечаеву он относился как к сыну. Потом Нечаева посадили, тот попытался сбежать. После случая с Нечаевым Бакунин больше не издавал печатные издания.

 

Эмигрантская газета "Работник", выходила раз в месяц. Издание не для рабочих только, а вообще для людей труда, не делая разницы между крестьянином, рабочим и так далее. Стилизована под популярне в то время брошюры сказок для рабочих. ТАм была передовая статья (жанр передовой статьи родился еще у Герцена в "Колоколе", затем начал активно развиваться в легальной печати). С точки зрения современной в заголовках содержались призывы к эстремизму.

Здесь печаталось много статей о голоде в России. Но проблема заключалась в том, что задача, которую поставил Бакунин для газеты (функция организации бунта), газета выполнять не могла, так как в это время в России возмущения затихли, кроме того, газета приходила раз в месяц из-за границы... Но она выполнила другую функцию.

Ленин, начав издавать газету "Искра", написал, что издание выполняет три функции: пропаганды, организации, агитации. И Бакунинское издание было организаторскими, хотя и агитационная функция там была. Другое дело, что все статьи были не очень свежими, так как там описывались реальные события, но которые произошли уже некоторое время назад. Так газета просуществовала один год. Ее достоинство в том, что она ориентировалась не на интеллигенцию, а на массу.

 

После смерти Бакунина, в 1878 году начал издаваться журнал "Общее дело", ориентировавшийся на интеллигенцию. Там выступали за систему общин.

 

Вторым издателем был человек другого поколения. Это был Петр Лаврович Лавров (1823-1900 гг.). Лавров очень много внимания уделял вопросам теории, в какой ситуации, возможно, необходима революция (не просто "брось спичку!").

Был полковником, преподавал математику в ВУЗах, был крупным философом. Был талантливым литературным критиком, прекрасным поэтом и обладал несомненным организаторским журналистским талантом, Энгельс называл его "крупным русским ученым". В 1864 году Лавров стал издавать журнал "Заграничный вестник". В это время он был дружен с Чернышевским, с которым они вместе входили в легальный филиал "Земли и воли" - шахматный клуб. Когда Чернышеский был арестован и отправлен на каторгу, Лавров решил организовать журнал, под невинным названием которого продолжались идеи Чернышевского. Две части: наука (ее заполнял в основном сам Лавров) и общественная жизнь (ее вела Конради).

В книге "Исторические письма" Лавров ставит цель активизации роли личности в истории, чтобы изменить соотношение труда и капитала. Он считает, что история должна быть прогрессивной, личность должна вырабатывать идеалы и выставлять их впереди, чтобы к ним двигаться => прогресс. Над этой книгой плакали так же, как над книгой Чернышеского. Выдвигает идею долга народу. Целью прогресса является развитие личности в физическом, нравственном и умственном отношении. В это время наступает своеобразная эпоха: создаются формулы прогресса (у Лаврова и Михайловского). Для Лаврова это, подчеркивается, именно развитие личности. Михайловский же ориентируется на частный капитал в крестьянстве (у него нет общины в теории, но он ее защищает). У них долго была полемика. Эту книгу в "Неделе" опубликовала Конради, хотя Михайловский и был против того.

В этих письмах есть письмо седьмое. Там мысль интересная: по мнению Лаврова, критически мыслящие должны объединиться в партию. Лавров задается вопросом, на каких основаниях должны объединяться в партию, чтобы просветить народ.

Лаврову удается бежать из России. Появляется в Париже, вступает в парижскую сецкию Интернационала. Он участвует в революции. парижский кружок студентов дает ему деньги на создание печатного издания. Вторую часть денег ему дает Тургенев, и в 1873 году Лавров начинает издавать в Женеве журнал "Вперед!" (далье - газета с таким же названием; потому дальше будет называться просто изданием). Очень много интересных рубрик, которые обличают в Лаврове народника. Он считает, что буржуазная цивилизация несет только хаос, и Россия этого пути должна избежать. Учитывая, что при таких взглядах он оставался участником парижской секции, удивляешься, как это все в нем уживалось. Рубрика так и называлась: "Хаос буржуазной цивилизации".

4 номер, статья "Государственный элемент в будущем обществе". Говорит о постепенном видоизменении государства. Издание было настолько острым, что Бисмарк запрещал его издание в Пруссии, а Катков вступал с ним в полемику. Лавров хотел объединить то, что происходит в России, с тем, что происходит в Европе. Это отличает его от других народников. Выступает с призывом к русской молодежи идти в народ и сеять знание ("Знание и революция"). Если для Бакунина главной предпосылкой революции была воля, то для Лаврова - знание.

Как сочетается культурная составляющая в жизни общества и социальная? Думал, что просвещение должно определить понимание суммы доводов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: