Потребности в общении, в любви,




В привязанностях, в причастности к группе

Потребность в безопасности

(физической и психологической)

Физиологические потребности

(в пище, питье, сне, кислороде)

 

 

Рис. 9

 

Когда потребности физиологического уровня удовлетворены, равно как и удовлетворена потребность в физической и психологической безопасности, активность индивидуума направляется на реализацию потребности в общении, дружбе, любви.

Потребность в уважении, в социальном признании, утверждении в обществе относятся к очередному уровню пирамиды; таким образом, по мере удовлетворения нижестоящих уровней потребностей человек переходит на вышестоящие и, в конечном итоге, выходит на этап самоактуализации, потребность в которой становится доминирующей.

Незначительный процент людей – самоактуализаторов, по мнению А. Маслоу, объясняется тем, что у подавляющего большинства потребности более низших, но в то же время жизненно важных уровней, оказываются депривированными, вследствие этого вся жизненная энергия и активность человека направлена не столько на осуществление собственного личностного роста, сколько на преодоление фрустрирующего дефицита на том или ином «этаже» иерархической пирамиды.

На разных уровнях пирамиды находятся не только отдельные индивиды, но и целые нации и народы. Определить, на какой ступени пребывает то или иное общество, можно по так называемым «мета-жалобам», которые, с точки зрения А. Маслоу, очень точно локализируют его место в структуре пирамиды.

Понятно, что общество, репрезентативная часть которого жалуется на то, что им нечем кормить собственных детей, сильно отличается от общества, члены которого возмущаются, в основном, какими-либо фрагментами бытия, противоречащими их эстетическим или когнитивным представлениям. «Маслоу полагает, что жалобам не может быть конца; можно надеяться лишь на повышение их уровня. Жалобы на несовершенство мира, отсутствие совершенной справедливости и т. п. – это здоровое указание на то, что несмотря на довольно высокий уровень фундаментальной удовлетворенности, люди стремятся к дальнейшему совершенствованию и росту. Фактически Маслоу полагает, что уровень жалоб может служить показателем просвещенности общества» [133, вып. 4, 53].

Факт нахождения людей на различных уровнях реализации потребностей детерминирует различные виды мотивации, познания, ценностей и любви. Если удовлетворение потребностей индивида блокировано на
каком-либо уровне, то его мотивация ориентирована на преодоление специфического для данного уровня дефицита; такую мотивацию А. Маслоу называл дефициентной мотивацией, или Д-мотивацией. Понятно, что в сфере Д-мотивов не содержится тех, которые побуждают к самоактуализации.

В случае реализации индивидуумом фундаментальных потребностей, его мотивация не ослабевает, более того, она усиливается и переходит на новый качественный уровень; такую мотивацию А. Маслоу обозначил как бытийная мотивация, или Б-мотивация.

Б-мотивация – это мотивация к насыщенной жизни, к полноценному бытию, а не просто к выживанию. В то же время, именно Б-мотивация является побудительным механизмом самоактуализации человека. «Бытие и Становление не противоречат друг другу и не исключают друг друга. Как результат, так и процесс приносят удовлетворение сами по себе» [76, 192]. По мнению Маслоу, основным недостатком бихевиоризма и психоанализа является ориентация исключительно на Д-мотивацию человека и игнорирование или отрицание Б-мотивации.

По такому же принципу разделяются познавательная деятельность человека и значимые для него ценности.

Дефицитное познание (Д-познание) направлено исключительно на поиск знаний и средств, необходимых для удовлетворения потребностей низших уровней пирамиды. Каждому уровню соответствует свой спектр дефициентных ценностей (Д-ценностей), которые человек стремится достичь – пища, вода, сон; безопасность, стабильность; семья, любовь, дружба, принадлежность к социогруппе; уважение, признание, собственная значимость и так далее. Как правило, «… голодный человек замечает только пищу, нищий – только деньги» [133, вып. 4, 53].

Для верхнего «этажа» пирамиды специфично бытийное познание (Б-познание), направленное на осознание и освоение бытийных ценностей (Б-ценностей) – истина, добро, красота, целостность, единство противоположностей (отказ от дихотомических жизненных выборов), жизненность (ценность самого процесса бытия, а не только его цели и смысла), уникальность, самодостаточность и так далее.

Дефициентная любовь, или Д-любовь присуща людям, находящимся ниже уровня самоактуализации. Это эгоистичная любовь, она проявляется к тем людям, благодаря которым можно удовлетворить какую-либо потребность, преодолеть тот или иной фундаментальный дефицит. В Д-любви всегда присутствует тревога, враждебность и боязнь потерять свое влияние над ее объектом.

Бытийная любовь, или Б-любовь свойственна людям самоактуализирующимся; это бескорыстная любовь к бытию другого человека. Б-любовь свободна от собственнических и эгоцентрических чувств, она «несет в себе, скорее, уважение, чем претензии, поскольку она не может причинить какие бы то ни было огорчения и практически всегда доставляет радость» [76, 69].

Бытийная любовь создает условия для наиболее аутентичного восприятия другого человека и помощи ему в самоактуализации. «Б-любовь неявным, но вполне верифицируемым образом, творит партнера. Она дает ему представление о самом себе, позволяет ему примириться с самим собой, почувствовать, что он достоин любви. Все это создает предпосылки для его дальнейшего развития. И вот в чем вопрос: возможно ли без этого полноценное развитие человеческого существа?» [Там же, 71].

Так же как и тенденция к самоактуализации, бытийные феномены не формируются извне, они являются врожденной частью человеческой сущности, однако у большинства людей на протяжении всей их жизни этот потенциал остается в рудиментарном состоянии и замещается Д-мотивами, Д-ценностями, Д-любовью.

Таким образом, смысл профессиональной деятельности психотерапевта, психолога, педагога в концепции А. Маслоу заключается в оказании индивидууму содействия в самоактуализации, в активизации естественного стремления здорового человека к собственному уникальному развитию, в оказании помощи по ликвидации дефицита на разных уровнях пирамиды потребностей и в поддержке процесса вытеснения Д-феноменов Б-феноменами.

Теория самоактуализации Абрахама Маслоу входит в число наиболее популярных современных концепций личностного развития. А. Маслоу явился одним из первых психологов, профессионально исследовавших не столько слепые деструктивные инстинкты и негативную часть психики, сколько высшие достижения человеческой сущности. Он открыл и верифицировал пути становления здорового и счастливого человека и доказал очевидность того, что эти пути открыты для каждого.

 

 

15.Проблема личности в концепции К. Роджерса.

 

Фундаментальная природа человека, действующего свободно, конструктивна и заслуживает доверия.

(К. Роджерс)

Выдающийся американский ученый – психолог и психотерапевт Карл Рэнсом Роджерс (1902 – 1987) считается одним из основоположников гуманистической психологии. Получив психологическое образование в университете штата Висконсин (степень бакалавра 1924 г.) и в учительском колледже Колумбийского университета (степень магистра – в 1928 г., доктора философии – в 1931 г.), он начал работать в качестве практического психолога в исследовательском отделе Общества по профилактике детской жестокости в г. Рочестере; примечателен факт, что свою гуманистическую концепцию Роджерс построил на основе двенадцатилетней клинической работы с трудными детьми и малолетними преступниками. В 1939 г. он стал директором этого отдела.

В 1945 г. Чикагский университет предоставил Роджерсу возможность открыть консультационный центр, работа которого была основана на гуманистических подходах. Здесь Роджерс продолжил работу над созданием гуманистической концепции, которая в последующем (подобно психоанализу Фрейда) перешла с уровня психотерапии в ранг учения о человеке.

К началу 50-х годов К. Роджерс становится признанным авторитетом среди психологов и психотерапевтов (всего Роджерс издал 16 книг и свыше 200 научных публикаций, переведенных на многие языки; в 1982 году он получил рейтинг самого влиятельного психолога Соединенных
Штатов). Однако конфликты, постоянно возникавшие из-за радикальности положений Роджерса, представлявших человека как субъекта собственных изменений, привели к тому, что он ушел из государственных структур,
организовав в Калифорнии в 1968 г. Центр по изучению личности,
где и была окончательно построена его гуманистическая концепция, повлиявшая на философию, психотерапию, психологию, педагогику и другие науки.

По признанию самого Роджерса: «... в образовании, промышленности, социальной работе, в философии,... психологии, а также в других областях мои идеи распространились и оказали такое влияние, какого я никогда не мог себе представить» [133, вып. 4, 28]. Причем К. Роджерс наиболее полно адаптировал свою концепцию именно к педагогической науке, создав принципиально новый гуманистический (личностно-центрированный) подход в образовании личности.

На протяжении трех лет (1965 – 1968) он работает над внедрением своих идей в практику обучения и создает программу, адаптируемую к любой системе образования. Несколько образовательных учреждений (в частности, крупный колледж в Лос - Анжелесе, включавший в свою структуру несколько средних заведений и значительное количество начальных школ) принимают личностно-центрированную программу обучения К. Роджерса за основу своей работы и через несколько лет заявляют об успешных результатах ее внедрения. Образовательные учреждения вышли на уровень «самоуправляемых изменений» и эффективно работали независимо от личного участия К. Роджерса и его коллектива.

Позже Роджерс собрал отчеты и отзывы преподавателей, воплощавших его идеи на практике и включил их в свой наиболее фундаментальный педагогический труд «Свобода в обучении...» [173], который был признан «манифестом гуманистического образования». «Свобода в обучении…» демонстрировала, каким образом преподаватели могли быть личностями, новаторами и ассистентами в обучении даже в рамках устаревшей системы» [175, 7].

Как и в предыдущих главах, из всей многогранной теории в настоящем тексте представлен анализ лишь тех ее аспектов, которые касаются феномена личности.

Структура личности, с точки зрения гуманистического подхода Роджерса, условно состоит из трех психических компонентов: организм, феноменальное поле, самость.

Организм - это индивидуум как живое существо в целом: физическое бытие, чувства, эмоции, потребности и т. д. Организм изначально направлен на самоусиление и в нем нет ничего негативного, не отвечающего задаче личностного роста. Организму присуще естественное и здоровое стремление к постоянному усилению себя, к непрерывному развитию, идущему через определенные стадии роста. Развитие в сторону усиления – это имманентная личностная тенденция организма, которая не формируется и не задается извне; она является врожденной и ориентирует личность, по мере ее взросления, на индивидуальное становление, личностную автономию и самоактуализацию. Базальной характеристикой такой тенденции организма (особенно в детском возрасте) является поведенческая активность.

Данная активность не обусловливается внешней средой и находящейся в ней системой подкреплений. Последствия активности ребенка могут быть для него в какой-то момент и негативными (по Скиннеру – «отвращающими»), но они не способны фрустрировать генетическое влечение к развитию; ребенок, реализуя тенденцию организма к росту, может овладеть новыми навыками, более эффективными. Таким образом, в отличие от Скиннеровского утверждения, что «Поведение - это то, что делает организм» [Цит. по 133, вып. 3, 53], гуманистическая теория предполагает обратное – активность, поведение являются естественными проявлениями тенденций здорового организма к саморазвитию и самореализации. «В каждом ребенке существуют мощные силы, которые непрерывно стремятся к самоактуализации» [71, 65].

Феноменальное поле (поле опыта) – это весь опыт индивидуума, который им осознается, независимо от того, существовал ли этот опыт изначально на сознательном или бессознательном уровне; иными словами – это внутренний мир человека, в котором отражается все, что происходит в организме и во внешней среде. «Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или «феноменальное поле» содержит все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознаванию» [133, вып. 4, 7].

Феноменальное поле по Роджерсу – это категория достаточно близкая к той, что в традиционной отечественной психолого-педагогической науке называется сознанием. Однако развитие сознания (по крайней мере, с позиции науки советского периода) полностью обусловлено внешними и независимыми от него факторами, в том числе воспитанием и обучением. В то время как, по Роджерсу, феноменальное поле в какой-то мере есть продолжение организма и развивается «изнутри».

Пространство феноменального поля охватывает рефлексивную способность, волю, управление психическими процессами, речью, поведением и т. д. В контексте Роджерианского подхода поле опыта эпифеноменально по отношению к организму и развивается из него, в то время как структуры социальной системы, в которой существует индивид, рассматриваются как условия становления данного поля.

Феноменальное поле содержит в себе некую субъективную модель внешней реальности, которую человек может строить на протяжении всей жизни. Человек не отражает напрямую «объективную картину» внешнего мира, а живет внутри своей индивидуальной реальности, относящейся (по словам Роджерса) к внешнему миру, как карта к территории, которую она представляет, «... мы живем по воспринимаемой «карте», которая никогда не есть сама реальность» [133, вып. 4, 8].

Внутренний мир феноменального поля каждого человека уникален и неповторим, он не всегда может совпадать с существующей реальностью. Степень соответствия переживаемого и рефлексируемого индивидуумом в своем феноменальном поле реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью (от лат. congruens – соответствующий, совпадающий). Высокая степень конгруэнтности означает, что нечто сообщаемое или как-либо выражаемое индивидуумом другим участникам общения и нечто внутренне им переживаемое, в том числе и рефлексия собственных сообщений и переживаний, более или менее тождественны.

По мнению Роджерса, наиболее высокую конгруэнтность демонстрируют дети, они непосредственно и искренне выражают свои чувства и эмоции, и, как правило, не переносят свой нереализованный потенциал в новые ситуации. «Возможно, самой простой иллюстрацией является ребенок. Если он ощущает голод на физиологическом и висцеральном уровне, то, вероятно, его осознание приходит в соответствие с этим ощущением и его общение также соответствует его внутреннему опыту. Он испытывает голод и дискомфорт, и это наблюдается на всех уровнях. В этот момент он как бы объединен и составляет целое в ощущении голода. С другой стороны, если он сыт и доволен, это чувство также представляет собой единство соответствия на висцеральном уровне, на уровне сознания и на уровне общения... Если младенец проявляет любовь, гнев, презрение или страх, нам не приходит в голову сомневаться, что он испытывает на всех уровнях именно эти чувства» [102, 401].

Для демонстрации неконгруэнтности, по мнению Роджерса, нужно обращаться к людям, миновавшим стадию детства, отсюда вытекает один из известных тезисов гуманистического подхода, полагающий, что в ряде ситуаций живого опыта ребенок более мудр, чем взрослый.

Неконгруэнтность возникает в случаях несоответствия между
переживаемым опытом индивидуума и осознанием этого опыта, а также между переживаемым опытом и сообщением индивидуума о нем. Примером неконгруэнтности может быть человек, который испытывает гнев или тревогу, но говорит, что он совершенно спокоен. Нарушение конгруэнтности означает, что человек или не способен адекватно оценить реальность, или же не выражает то, что он действительно переживает, чувствует, думает.

Неконгруэнтность субъективно может ощущаться индивидуумом как дискомфортное психическое состояние, тем более острое, чем выше степень неконгруэнтности; такое состояние ведет к росту напряженности, тревожности, а в более серьезных случаях к невротизации личности в целом.

Большинство конфликтов, личных и семейных проблем, в том числе проблем, связанных с воспитанием и обучением, Роджерс рассматривает как проявление неконгруэнтности. В то же время для обеспечения здорового личностного роста человеку необходимо быть как можно более конгруэнтным, то есть тем, кто он есть на самом деле. «Нет смысла казаться спокойным и удовлетворенным, если на самом деле я раздражен и критичен. Нет смысла делать вид, что я люблю кого-то, если я настроен к нему враждебно... Иначе говоря,... нет смысла, общаясь с людьми, делать вид, что испытываешь одно, а на самом деле чувствовать совсем другое» [107, 58 - 59].

Самость - это совокупность восприятий индивидуумом самого себя. В отличие от Юнгианского представления, самость, по Роджерсу, находится в пространстве сознания и выражается, прежде всего, в способности индивидуума к самооценке и определению своего места и своей роли во внешнем мире. Самость изначально эпифеноменальна по отношению к полю опыта, но по мере социализации ребенка становится самостоятельной психической подструктурой.

Самость не является врожденным компонентом в структуре личности, она приобретается ребенком в процессе взаимодействия с социумом. Общение ребенка с внешним миром и, прежде всего, с другими людьми является непременным условием развития самости и личностного роста в целом.

Таким образом, Роджерс и другие представители гуманистического подхода ни в коей мере не отвергают важнейшей роли и значения социума, но и не относят его к главному фактору становления личности. Социум представляется как некая «почва» или активная образовательная среда, в которой протекает процесс индивидуального саморазвития.

Уже в раннем возрасте ребенок постепенно начинает воспринимать как собственное «Я», так и свои стремления и потребности (идущие из организма) на основе своего собственного поля опыта. «Собственное Я ребенка растет и изменяется в результате непрерывного взаимодействия в феноменальном поле» [71, 61].

Самость, по Роджерсу, включает в свою структуру такие
компоненты, как восприятие своей сущности, индивидуальности, своих особенностей и способностей; восприятие и самооценивание себя в отношениях с внешним миром и другими людьми; отношения к внешним (знаемым) целям, ценностям, идеалам. В целом, самость или представление личности о самом себе «…есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего» [Цит. по 133, вып. 4, 8].

С момента (относящегося к более старшему детскому возрасту), когда у индивидуума развиваются способность к самооценке, потребность в самоуважении и, соответственно, стремление завоевать уважение со стороны других людей, самость приобретает бинарную структуру и разводится на самость реальную (Я – реальное) и самость идеальную (Я – идеальное).

Я – реальное – это совокупность представлений индивидуума о самом себе в настоящем времени, которая складывается на основании более или менее адекватной самооценки собственных качеств, способностей, личностных особенностей и т. п.

Я – идеальное – это совокупность представлений, отражающих то, каким человек хотел бы быть.

Представления индивидуума о своем реальном и идеальном личностном образе создают уникальную внутреннюю систему, получившую название Я – концепция, на основании которой развиваются как взаимоотношения с внешним миром, так и отношение к самому себе. Степень соответствия Я – реального Я – идеальному также характеризуется конгруэнтностью.

Несоответствие между актуальным состоянием индивида и его
идеальными представлениями о себе, по мнению Роджерса, может стать причиной психического дискомфорта, невротизации и затруднить процесс здорового личностного роста. В то время как принятие самого себя таким, каким реально человек является, ведет к полной конгруэнтности и, как следствие, к психическому здоровью и равновесию. Здесь идеи Роджерса полностью совпадают с представлениями одного из основателей
экзистенциализма С. Кьеркегора о цели жизни, которая заключается
в том, чтобы «быть тем «Я», которым ты действительно являешься»
[167, 29].

Понятие «конгруэнтность» в понимании К. Роджерса становится антонимом фрейдовскому понятию «защита», поскольку «защита», являясь поведенческой реакцией организма на угрозу или какую-либо иную негативную информацию, ведет к перцептивному искажению опыта в сознании, или же к вытеснению этой информации из пространства сознания; в то время как состояние конгруэнтности обеспечивает адекватное восприятие индивидуумом его актуального опыта.

Таким образом, в отличие от психоанализа Фрейда, доказывающего, что личностное развитие в значительной степени обусловлено прошлым опытом, а также в отличие от индивидуальной психологии Адлера,
считающего, что личностное развитие зависит от ориентации
индивидуума на разные формы компенсации в будущем, гуманистическая концепция Роджерса исходит из того, что в личностном росте главную роль играет настоящее, которое всегда важнее прошлого, а зачастую и
будущего.

Подчеркивая значение настоящего, Роджерс выдвигает гипотезу, в соответствии с которой человек может самореализоваться, стать «полноценно-функционирующей личностью» лишь при условии полной конгруэнтности и освоения опыта осознания каждого текущего момента собственной жизни как важного и неповторимо-ценного; опыта проживания жизни «здесь и теперь».

Анализируя личностную структуру с позиций роджерианской концепции, необходимо охарактеризовать такое свойство личности, как ориентация на ценности. Роджерс, используя данные исследований американского философа Чарлза Морриса (1901 – 1979), изучавшего различия в ценностных ориентациях у людей разных национальностей [171], разделяет существующие ценности на два вида: ценности «действенные», проявляющиеся в выборе индивидуумом реальных объектов, и ценности «знаемые» – проявляющиеся в выборе объектов символических.

Ценности действенные - это то, что ценно и важно для конкретного индивидуума как для живого существа в данный момент времени; то, что необходимо «здесь и теперь» организму для реализации его тенденций к саморазвитию и самоусилению. Эти ценности обладают высокой динамикой и гибкостью; они не фиксированные и не абсолютные. То, что сейчас ценно человеку для здорового функционирования или для обеспечения жизнедеятельности, через некоторое время (как правило после получения и реализации ценности) может стать абсолютно неважным и безразличным. Пример действенных ценностей можно проиллюстрировать известным тезисом дзэн-буддизма*: «Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю».

Действенные ценности обусловливаются текущими и конкретными потребностями такой психической подструктуры, как организм. Организм транслирует в пространство феноменального поля свои потребности, которые и осознаются индивидуумом как действенные ценности.

Иными словами, феноменальное поле выполняет роль внутреннего экрана, на котором проецируется то, что происходит в организме.
Исходя из положения Роджерса о том, что в здоровом организме
изначально нет негативного потенциала, все потребности идущие из него в феноменальное поле трансформируются там в действенные ценности,
ориентирующие индивидуума исключительно на самоусиление. Именно
поэтому Роджерс подчеркивал необходимость доверять опыту собственного организма и обращаться к своему внутреннему миру как к главному консультанту в вопросах личностного роста. «Собственному организму можно доверять; организм является подходящим инструментом для
выбора поведения, наиболее соответствующего данной ситуации»
[101, 402].

В потенциале организма находятся не только потребности, имеющие биологический характер (по словам Роджерса – сенсорные и висцеральные потребности), в нем генетически заложена потребность к освоению информации, к получению знаний, к осознанию внешнего мира и самого себя. Иными словами, в организме находит свое выражение вся целостность человека: «... если мы можем добавить к сенсорному и висцеральному опыту, характерному для всего животного царства, дар свободного неискаженного осознания, которое во всей полноте свойственно лишь человеку, то у нас получится конструктивный, соответствующий реальности организм..., который осознает как требования культуры, так и свои собственные потребности... Когда эта уникальная способность человека – осознавать – функционирует настолько полно и свободно, мы обнаруживаем, что у нас имеется не животное, которого нужно бояться, не зверь, которого надо контролировать, а организм, способный с помощью удивительной интегративной способности нервной системы достичь поведения, которое сбалансировано, соответствует реальности, ведет к обогащению своей личности и личности других людей» [102, 151].

В конечном итоге, принятие человеком действенных ценностей (как результат безусловного доверия собственному организму) является основным условием эффективного личностного роста.

Ценности знаемые (абсолютные) – это ценности, приходящие из социальной среды; они внешние по отношению к индивидууму и не связаны с тем, что происходит в его организме. Ценности знаемые достаточно абстрактные, негибкие и, как правило, неизменчивые. В отличие от ценностей действенных, которые синхроничны, поскольку включают только то, что необходимо индивидууму в данный момент как развивающемуся существу, ценности знаемые носят диахронический характер.

В пространство знаемых могут входить ценности сами по себе, не представляющие значимости для организмических процессов индивидуума и его личностного роста, но способные в определенных условиях приобретать статус действенных. Кроме того, к знаемым можно отнести такие ценности, как любовь, признание и уважение со стороны других людей и, прежде всего, родителей. «Как только ребенок начинает сознавать себя, в нем развивается потребность в любви и позитивном внимании. Эта потребность универсальна для людей, она всепроникающа и постоянна. Является ли она врожденной или приобретаемой – несущественно для теории» [133, вып. 4, 12].

Ценности знаемые - это также результат проекции на «экран» феноменального поля потребностей, но уже не со стороны организма, а со стороны самости. Самость как самостоятельная психическая подструктура обладает собственными внутренними тенденциями и потребностями (часто несовпадающими с потребностями организма), среди которых доминирующей, особенно у ребенка, и является потребность в любви и принятии. Условная схема соотношений психических подструктур и детерминируемых ими ценностей, с позиции гуманистического подхода Роджерса, представлена на рис. 8.

 

 

 

ВНЕШНИЙ МИР

 

 

САМОСТЬ

 
 


ЦЕННОСТИ ЗНАЕМЫЕ

ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ ПОЛЕ

ЦЕННОСТИ ДЕЙСТВЕННЫЕ

 
 


ОРГАНИЗМ

 

 

Рис. 8

Рассмотрим механизмы личностной динамики с позиции К. Р. Роджерса. Изначально (в младенчестве) ребенок ориентирован исключительно на действенные ценности; в то же время он закрыт для принятия ценностей внешних, знаемых. В феноменальном поле младенца (которое еще полностью бессознательно) отражаются только потребности его организма, и они направлены исключительно на усиление и здоровый рост. По мнению Роджерса, младенец развивается физически и психически так быстро и эффективно, потому что безусловно следует имманентным организмическим тенденциям.

Такое развитие продолжается до тех пор, пока в структуре личности не появляется новый психический компонент – самость, которая является достаточно самостоятельной подструктурой, но эпифеноменальна по отношению к полю опыта, являясь, в определенной степени, его продолжением. С момента появления в структуре личности самости, на ребенка начинают воздействовать две мощные силы: одна, идущая из организма и опирающаяся на тенденцию к самоактуализации и индивидуальному росту; вторая, идущая от самости и ориентированная на получение любви и признания.

Если обе силы совпадают по направлению, то есть взрослые (родители, педагоги) поддерживают тенденции ребенка к индивидуальному саморазвитию, безусловно удовлетворяя при этом его потребность в любви, признании и уважении, то идет процесс эффективной личностной самореализации.

Если обе силы противостоят друг другу, то есть взрослые принуждают ребенка отказаться от собственного уникального пути развития своих возможностей и навязывают (как правило, из лучших побуждений) свои нормы и ценности, определяя их принятие как условие получения любви и уважения, то идет процесс «расщепления личности» [174]. Такое противостояние приводит к необходимости выбора (часто на бессознательном уровне) отказаться от своего пути личностного роста и принять навязанные извне стандарты, получив при этом любовь и уважение со стороны взрослых, или же продолжать развиваться, ориентируясь на внутренние индивидуальные тенденции собственного организма, но рискуя не получить любви и признания.

Первый путь ведет к «фундаментальному отчуждению» (отчуждению от собственного внутреннего мира) и потере индивидуальности. У ребенка формируется недоверие и даже опасение по отношению к собственным чувствам, переживаниям, оценкам, к своему опыту в целом; локус оценки все более становится экстернальным, что делает ребенка конформным и ориентированным исключительно на внешние оценочные суждения. В результате он превращается в объект манипулирования, лишенный свободы внутреннего выбора, без которого возможность здорового личностного роста исключается. «Ребенок начинает действовать так, чтобы получить любовь или одобрение, независимо от того, является ли это для него здоровым. Дети могут действовать против собственных интересов, приходят к представлению о себе как созданных для того, чтобы удовлетворять или умиротворять других» [Цит. по 133, вып. 4, 12].

Второй путь (избираемый ребенком реже) ведет к неудовлетворенности общением, конфликтам, агрессии, аномалиям в поведении; второй путь (равно как и первый) является источником не только социально-педагогических, но и психотерапевтических проблем.

Таким образом, оба пути являются препятствием для здорового личностного роста человека, и задача взрослых заключается в объединении сил, действующих как со стороны организма, так и со стороны самости, с тем, чтобы обеспечить наиболее здоровый, полноценный процесс самоактуализации личности ребенка. Такая задача решается, если взрослый безусловно принимает ребенка, что определяется позицией «я принимаю (люблю, признаю) тебя таким, какой ты есть», а не позицией – «я приму тебя, если...».

В то же время безусловное принятие ребенка не означает безусловного принятия всех его поступков; Роджерс полагает, что со стороны взрослого вполне допустимы высказывания негативного содержания, но они не должны отрицательно оценивать саму личность ребенка. Принятие ребенка, уважение его индивидуальности не должно зависеть от поведения. Безоценочное принятие ребенка является основным условием реализации его уникального личностного потенциала и, соответственно, здорового личностного роста.

Здоровый вариант личностного развития Роджерс определяет термином самоактуализация (self - actualization). Самоактуализация – это естественный процесс, обусловленный стремлением индивидуума к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей; она проявляется как унаследованная тенденция двигаться в сторону усиления себя, к психическому и физическому здоровью, к личностной автономии. Одновременно тенденция к самоактуализации способна приблизить человека к состоянию конгруэнтности.

В целом самоактуализация ведет к становлению «полноценно функционирующей личности», то есть личности неконформной, свободной, успешно ориентирующейся как на неискаженные потребности своего целостного организма, так и на ценности внешнего мира. Полноценно функционирующий человек свободен от защит, открыт опыту, он способен жить «здесь и теперь», способен к рефлексии и интеллектуален, но при этом интеллект не подавляет эмоциональных и интуитивных аспектов его личности. «Полноценно функционирующая личность – синоним оптимального психологического приспособления, психологической зрелости, полной конгруэнтности, полной открытости опыту... Некоторые из этих терминов звучат несколько статически, поэтому необходимо подчеркнуть, что все характеристики такого человека – процессуальны. Полноценно функционирующая личность – это человек в процессе, постоянно изменяющийся человек» [101, 388].

С понятием «полноценно функционирующая личность» неразрывно связаны такие характеризующие ее категории, как «смысл жизни», «хорошая жизнь», «внутренний локус оценки», «творчество».

Такие экзистенциальные вопросы, как «Какова моя жизненная цель?», «В чем смысл моего существования?», «К чему я стремлюсь?», «Каково мое назначение?» так или иначе ставит перед собой каждый человек. Бессмысленная и бесцельная жизнь не может быть полноценной. В то же время Роджерс (как и другие представители гуманистического и экзистенциального подходов) отрицает идею какой-либо абсолютной цели, единой для всех. Жизненные цели исключительно индивидуализированы, каждый человек должен сам поставить перед собой этот фундаментальный вопрос и сам на него ответить. Попытки «коллективных» поисков и решений в области экзистенциальных проблем абсурдны и часто ведут к нетерпимости и насилию по отношению к «инакомыслящим». Человек несвободный, идущий по пути развития, навязанному другими, не способен быть полноценно функционирующим.

«Хорошая жизнь», в понимании Роджерса, – это не жизнь, наполненная удовольствиями, развлечениями, равно как и не спокойная, беспроблемная жизнь. Богатство, власть, вершины социального успеха – также не являются обязательными атрибутами «хорошей жизни». Роджерс называет этим понятием движение по пути, выбранном человеческим организмом. Это реализация внутренней, уникальной и неповторимой стратегии личностного развития.

«Хорошая жизнь», по Роджерсу, – это процесс, а не фиксированное «застывшее» состояние бытия. Это движение, а не конечная цель, причем движение по пути, выбранном целостным человеческим организмом п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: