Раздел 1. История и методология психологии труда и инженерной психологии




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030301 «Психология», квалификация (степень) специалист и включает следующие разделы

Раздел 1. История и методология психологии труда и инженерной психологии

 

Периодизация возникновения и развития психологического знания о труде и работающем человеке в России. Научный подход в психологических знаниях о труде и трудящихся в работах специалистов-практиков (инженеров, врачей-гигиенистов, педагогов, военных деятелей) в России конца XIX–начала ХХ века. Вклад И.М.Сеченова и В.М.Бехтерева в развитие отечественной психологии и психофизиологии труда. Всеобщая организационная наука (тектология) А.А.Богданова и психологические науки о труде и производстве. Судьба и научное творчество лидеров индустриальной психотехники – И.Н. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна. Теоретико-методологические основы отечественной индустриальной психотехники и ведущие направления ее практики. Причины ликвидации психотехнической практики.

Развитие психологических наук о труде и трудящемся в России во второй половине ХХ - начале ХХI века.

Направления профессиографии в зависимости от прикладной цели исследований. Подходы и способы выявления психологического своеобразия профессиональных действий. Подходы к выявлению психологических компетенций и компетентностей в профессиональной деятельности. Методы психологического изучения профессиональной деятельности.

Критерии и методы разработки классификации профессий. Опыт классификации профессий в целях профориентации. Другие психологические классификации профессий.

Психические регуляторы труда, их разновидности. Отличие труда от других форм ведущей деятельности. Понятие «субъект труда». Психологические признаки сознания субъекта труда и их оценка. Профессиональное сознание и самосознание субъекта труда.

Развитие субъекта труда в онтогенезе. Изучение условий формирования психологических признаков сознания субъекта труда в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте. Стадии цикла профессионализации личности. Разновидности нежелательных вариантов профессионального развития личности. Кризисы в профессиональном развитии личности. Понятие профессиональной акцентуации и деформации личности.

Психосемантика профессионального опыта. Операционально-смысловые структуры опыта, методы их изучения и оценки.

Временной анализ трудового процесса. Феноменологический подход. Положение о неразрывности сознания и переживания времени. Ритмы, сроки, синхронизация, последовательность. Понятие длительности (А.Бергсон). Настоящее, прошлое, будущее. Временные синтезы. Временная форма деятельности – множество ритмов и сеть сроков. Краткая характеристика методов исследования темпоральных аспектов труда и его субъекта (С.Г. Геллерштейн, Н.А. Бернштейн, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Завалишина, Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко, Д.А. Ошанин, Ю.К. Стрелков и др.)

Концепция оперативного образа: концептуальная модель и оперативный образ. Свойства оперативного образа. Применения понятия для исследования профессионального опыта операторов. Компоненты концептуальной модели. Факты, свидетельствующие о роли энергетической компоненты модели оперативного образа..

Психология труда и задачи профессиональной подготовки и переподготовки персонала. Понятия: компетенция, компетентность, квалификация, карьера и профессионализм. Виды компетентности. Компетентность работника и эффективность его деятельности. Методы оценки компетентности и эффективности. Психологические требования к обучающим технологиям (тренажерам, тренингам и др.). Достижения психологии труда, педагогической психологии, психологии спорта, акмеологии и профессиональной педагогики в формировании профессионально-важных качеств работников. Тренинг как метод профессионального обучения. Особенности разработки и проведения программ профессионального тренинга. Структура программы профессионального тренинга. Предтренинговая диагностика участников. Оценка эффективности профессионального тренинга. Модель Д. Киркпатрика (реакция, усвоение, поведение, результат): возможности и ограничения.

Понятия: потребность, мотив, стимул, мотивация, профессиональные интересы, предпочтения, склонности; удовлетворенность трудом; ценностные ориентации, ценностно-мотивационная направленность субъекта труда. Ожидания, мотивы, потребности, и ценностные ориентации, типичные для представителей операторского труда. Классификации трудовых мотивов. Хоторнские эксперименты, концепция человеческих отношений в научном управлении и проблема удовлетворенности трудом. Причины отказа работников от задания в сложных и опасных профессиях. Тревожность, страх, профессиональные неврозы. Методы диагностики мотивационных образований. Содержательно-структурные (А.Маслоу, Ф.Герцберг, Д.Макклелланд) и процессуальные концепции трудовой мотивации (В.Врум, М.Чиксентмихайли), их достоинства, ограничения и пути использования в практике работы с персоналом. Мотивационные критерии оценки личности в труде. Соотношение и функции объективно-результативных и собственно мотивационных критериев оценки личности. Два принципа распределения материальных благ: «по труду» и «по нуждаемости». Критерий личного вклада или «затратный» критерий оценки. Влияние характера профессиональной деятельности на критерии оценки личности. Изменение критериев оценки личности в стабильный и нестабильный периоды развития общества и организации.

Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина и индивидуальный стиль деятельности (ИДС). ИДС и эффективность труда. Значение степени регламентации труда и «зоны неопределенности» в проявлениях ИСД. ИСД и условия труда. ИДС ткачих-многостаночниц, феноменология, свойства индивидуальности, важные для ИСД. Развитие ИСД в онтогенезе. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты ИСД. Возможности направленного формирования эффективного ИСД.

Понятие профессиональная пригодность. Типы профессий и виды профпригодности (абсолютная и относительная) по К.М.Гуревичу. Профпригодность и ИСД. Объектные и субъектные компоненты профпригодности по Е.А.Климову. Пути оптимизации соответствия профессии и профессионала: «золотое правило» психологии труда. Прогнозирование профпригодности при профотборе и карьерном консультировании (профконсультации). Этапы разработки методов психодиагностики профпригодности. Диагностические возможности деятельностных игр в оценке персонала. Технологии ассессмент-центров. Оценка надежности и валидности методов профессиональной психодиагностики.

Понятия: трудоспособность, дееспособность, работоспособность (актуальная и потенциальная), функциональные состояния человека в труде. Личностные факторы в саморегуляции функциональных состояний. Трудовая нагрузка и методы ее оценки. Стадии динамики работоспособности. Оптимальные состояния (операциональная напряженность, функциональный комфорт, состояние «потока» и др.). Неблагоприятные функциональные состояния (утомление, переутомление, монотония, психическое пресыщение, стресс и др.). Острые и хронические состояния. Экстремальные состояния. Синдром выгорания, источники, феноменология, методы оценки, пути профилактики.

Цели и методы диагностики функциональных состояний. Психологические технологии профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний. Психологические и физиологические основы проектирования, оценки и коррекции режима труда и отдыха.

Работоспособность и трудоспособность как критерии психического здоровья и отклонений от нормального личностного развития. Типичные нарушения работоспособности у подростков с акцентуациями характера; психолого-педагогические способы коррекции. Психологическая и социально-психологическая трудовая реабилитация больных и лиц с ограниченными возможностями как средство компенсации нарушений физического и психического здоровья и способ пополнения трудовых ресурсов. Психология трудотерапии как способа восстановления нарушенных функций при физических травмах. Уровни социально-трудовой реадаптации психически больных. Психологические основы трудотерапии при психических заболеваниях. Характеристики трудовой деятельности, обеспечивающие восстановление нарушенных психических функций при психических заболеваниях. Принципы подбора видов труда в зависимости от характера дефекта и стадии болезни. Опыт успешной трудотерапии. Особенности трудоспособности лиц пожилого возраста, подходы и способы психологической помощи в целях поддержания личности, деятельности и общения престарелых.

Содержательные характеристики управления. Понятие властных полномочий и основных управленческих функций. Виды управления. Психологическая характеристика управленческой деятельности. Место управленческого взаимодействия в структуре деятельности по управлению. Сферы управленческого взаимодействия и его содержательные характеристики. Субъекты управленческого взаимодействия. Совместная деятельность и управленческое взаимодействие. Виды, стратегии и средства управленческого взаимодействия. Психологические аспекты оптимизации управленческого взаимодействия.

Понятие власти и властных полномочий. Виды власти. Власть и влияние. Понятие баланса власти в организации.

Понятие психологического обеспечения управления человеческими ресурсами. Его место в системе управления человеческими ресурсами. Объем и состав психологического обеспечения управления человеческими ресурсами. Основные принципы психологии управления персоналом в контексте психологии труда

Психологическое обеспечение инновационной деятельности организации. Плановые изменения и организационное развитие. Особенности этапов и процессов изменений. Психологическое обеспечение плановых изменений и организационного развития. Инновационная готовность персонала и психологическое обеспечение, направленное на ее повышение.

Теоретические основы психологического изучения совместной трудовой деятельности (группы, бригады, команды, коллектива). Психологическая характеристика группового действия (пространственная координация, синхронизация, единство смысла, динамика отношений). Типы совместной трудовой деятельности. Моделирование групповой деятельности операторских команд (динамическая и имитационная модели). Психология формирования команд. Совместимость, сплоченность, срабатываемость, социально-психологический климат в трудовом коллективе и эффективность совместного труда; методы их диагностики, способы оптимизации. Специфика операторских групп на транспорте. Социальная среда группы и индивида. Методики тренировки летных экипажей. Профессиональное общение в рабочей команде. Коммуникативная компетентность, её диагностика и развитие. Типы лидерства в трудовых коллективах.

Противоречия и конфликты в труде (внутриличностные, ролевые, конфликты личности и группы, межличностные и межгрупповые). Модель развития конфликта как процесса. Функциональные и дисфункциональные конфликты. Специфика конфликтов в разнотипных профессиях. Индивидуальные стили поведения в конфликтной (проблемной) профессиональной ситуации. Методы диагностики и способы управления конфликтами.

Концепция практического мышления руководителя: исторический взгляд и современные исследования. (Ю.К.Корнилов, А.В.Панкратов и др.). Мыслительный процесс как движение от стимульной ситуации к ситуации проблемной и ее решение. Стили поведения руководителей: этапы развития и изменения стиля. Специфика знаний производственного процесса и включенных в него людей. Мышление и общение руководителя на производстве. Проблема поиска адекватных методов исследования практического мышления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: