Раздел 2. Методы и прикладные направления исследований в психологии труда, инженерной психологии и эргономике




 

Эргономическая оценка условий в различных видах трудовой деятельности с учётом нормативов пространственной организации рабочего места, факторов производственного освещения, шума, пыли, аэрозолей, возможностей опорно-двигательного механизма и сенсорных систем. Основы разработки эргономических принципов и рекомендаций, направленных на коррекцию условий трудовой деятельности.

Анализ действий и профессиональных задач в отечественных и зарубежных исследованиях труда. Предположение об аддитивности и операциональный анализ действий. Линейные модели действия. Функциональная структура сенсо-моторного действия (Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко, В.М. Девишвили). Психическая функциональная система предметного действия (Д.А. Ошанин). Неаддитивность деятельности. Многоуровневая структура действия (по Н.А. Бернштейну). Антиципации по С.Г. Геллерштейну. Модель потребного будущего Н.А.Бернштейна.

Простые и сложные задачи в профессиональной деятельности. Виды сложных задач. Моделирование профессиональных задач в труде операторов (штурманов и диспетчеров).

Операционально-смысловые структуры профессионального опыта. Пространство время, смысл. Пространственные и временные структуры опыта работника. Представленность движения в опыте профессионала (автоводителя, авиадиспетчера). Смысловые и эмоциональные дифференциации в структурах профессионального опыта. Временная связность образа мира и структур опыта профессионала. Многомерность временной формы. Применение темпоральной концепции деятельности при анализе происшествий. Темпоральный анализ деятельности и технологии тайм-менеджмента.

Особенности дифференцированного профессиографирования и истоки его появления. Применение дифференцированного профессиографирования в практике при решении научно-практических задач, востребованных в сфере разнообразного профессионального труда. Дифференцированное профессиографирование как стратегия организации психологического изучения профессиональной деятельности при решении задач психологии труда, инженерной психологии, эргономики и организационной психологии.

Моделирование и эксперимент в проектировании техники и новых видов деятельности; моделирование как один из методов расследования происшествий. Этапы проектирования техники и видов деятельности обслуживающего ее персонала. Моделирование процесса, технической системы, деятельности человека. Особенности моделирования на разных этапах разработки новой технической системы. Исследования многоуровневой системы регуляции мыслительной деятельности при отказе техники методом моделирования (по Голикову и Костину). Общая модель, используемая для интерпретации результатов: понятие проблемности, краткая характеристика уровней регуляции мыслительной деятельности.

Понятия “эргатическая система”, предмет труда, цели труда, средства, орудия труда и их основные разновидности. Анализ деятельности человека в эргатической системе. Характеристика трудового процесса: технология и эргономика. Учет факторов среды. Классификация рабочих мест. Эргономическое обеспечение функционирования систем. Типы пространств при организации предметной среды (функциональные, рабочие, лишние). Проектирование рабочего пространства и его этапы. Пространственная организация, расчет параметров и планировка предметной среды рабочего места. Стадии организации движения в предметной среде. Базы отсчета при проектировании. Психологический подход к выявлению баз отсчета. Антропометрические и функциональные характеристики рабочих мест.

Проектирование информационной среды. Средства отображения информации. Кодирование информации. Индивидуальные и коллективные средства отображения информации. Органы управления, их характеристики. Панели отображения информации. Проектирование предметно-пространственной среды деятельности оператора. Принципы компоновки информационных и управляющих устройств. Операторские пункты: принципы компоновки оборудования. Значение психологического (а также эргономического) анализа профессиональной деятельности в выявлении причин и симптомов снижения работоспособности, ухудшения функциональных состояний персонала.

Психофизиологические особенности функционирования зрительной и слуховой систем в различных условиях трудовой деятельности. Действие различных параметров шума и освещения на слуховую и зрительную системы. Характерные изменения в слуховой и зрительной системах в результате действия травмирующего шума и неэффективного освещения. Методы диагностики потери слуха и зрения и возможные пути реабилитации и коррекции. Допустимые нормы (согласно СНИП-ам) экспозиции шума и освещения в течение рабочего времени.

Механические и энергетические особенности мышечного сокращения. Допустимые с эргономической точки зрения усилия развиваемые мышцами в течение рабочего дня в динамическом и статическом режимах. Учёт биомеханических, силовых, скоростных и кинематических особенностей исполнительной системы при проектировании условий трудовой деятельности, техники, инструмента и др.

Современные подходы к изучению профессионального стресса (экологический, транзактный и регуляторный). Острые и хронические формы профессионального стресса. Отсроченные негативные последствия стресса в труде. Профессиональная «эпидемиология стресса». Основные формы болезней стрессовой этиологии. Профессионально-личностные деформации, их формы и последствия для успешной деятельности. Посттравматический стресс. Общая характеристика средств оптимизации состояния профессионала. Особенности процедуры построения программ стресс-менеджмента.

Характеристика методов нервно-мышечной релаксации, сенсорной репродукции образов и аутогенной тренировки как основных методов психологической саморегуляции. Целевое назначение данных методов: развитие навыков саморегуляции на основе формирования новых внутренних средств самоуправления состоянием; текущая оптимизация функционального состояния и работоспособности человека. Формирование состояния релаксации в качестве основного фактора изменения функционального состояния при использовании основных методов ПСР; характеристика специфических черт состояния релаксации.

Специфика приемов каждого метода психологической саморегуляции. Принципы построения упражнений и непосредственные эффекты их использования. Сравнительная характеристика данных методов с точки зрения оценки возможностей формирования целевого функционального состояния.

Типы обучающих программ: последовательное обучение разным типам приемов. Принцип комплексного построения тренинговых программ ПСР. Комплексная программа обучения навыкам саморегуляции (А.Б. Леонова). Активность субъекта по отношению к оказываемому воздействию - необходимое условие эффективного использования методов психологической саморегуляции. Проблема оценки эффективности процесса обучения приемам саморегуляции. Понятие об актуальной, пролонгированной и отсроченной эффективности обучения. Методы диагностики и оценки навыков психологической саморегуляции. Особенности динамики функционального состояния как результат обучения навыкам психологической саморегуляции.

Профилактика и коррекция последствий воздействия экстремальных видов деятельности. Профилактика и коррекция психологических нарушений: практика профотбора психически устойчивых сотрудников — применение методов управления негативными состояниями в разных видах профессиональной деятельности, организация работы психолога практика в экстремальных видах деятельности. Моделирование профессиональной деятельности как способ предвосхищения последствий критических ситуаций. Работа по нейтрализации негативных последствий нарушения деятельностных процессов: профилактика травматизма, реабилитация травмированных, особенности правильной организации режимов труда и отдыха в экстремальных видах деятельности. Тренажеры как средство подготовки к воздействию экстремальных факторов.

Организационная психология как область междисциплинарных исследований. Специфика предмета организационной психологии в комплексе наук о трудовой деятельности человека и социальной психологии. Основные направления исследований в организационной психологии. Труд и работа. Структура трудовой деятельности. Организационные формы труда. Процесс труда и трудовые нагрузки. Профессионал и профессиональная роль. Служащий организации и должностная позиция. Требования к профессионалу и должностные регламентации. Система прав и обязанностей служащего организации.

Понятие организации как социотехнической системы. Общее понятие организации в рамках системного подхода. Основные определения организации, используемые в организационной психологии. Типы организаций и их классификации по целевой направленности. Основные функции персонала в организациях, их распределение. Организации в постиндустриальном обществе. Основные характеристики организаций. Целевая структура деятельности организации. Иерархии внешних и внутренних целей. Понятие «технологии». Структура организации, функциональные подразделения и типы взаимодействий. Размеры и пространственная локализация организаций. Рабочее время и режимы работы в организациях. «Неформальный устав», традиции и их роль в обеспечении длительного существования организаций. Успешность работы организации: критерии продуктивности и эффективности деятельности организаций. Методика организационного скрининга.

Иерархические уровни анализа организационного поведения. Взаимодействия уровня «человек - работа». Взаимодействия уровня «специалист – рабочая группа/трудовой коллектив». Взаимодействия уровня «служащий – организация». Межорганизационные взаимодействия.

Основные типы исследований в организационной психологии. Особенности проведения эмпирических исследований в организационной среде. Принцип «активного взаимодействия». Парадигма «исследование – диагностика – консультирование/оптимизация» и формы ее реализации. Классификация видов оптимизационной работы и консультационной помощи в организациях. Основные функциональные роли психолога в организациях (исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель). Место психолога в реализации оптимизационных мероприятий (ролевое кольцо). Должностной статус и особенности профессиональной позиции в организации. «Организационный психолог» – профессиональные требования и сферы компетентности. Этические нормы и правила работы психолога в организации.

Руководитель как субъект деятельности в формальной подструктуре организации.

Особенности линейного, функционального, штабного и матричного соподчинения в организации. Психологические особенности деятельности руководителя при линейной, функциональной, штабной и матричной формах соподчинения. Проблема ролевой неопределенности; психологические последствия ролевой неопределенности. Стресс в деятельности руководителя. Уровень управленческой нагрузки и особенности определения диапазона управления. Подходы к оценке сложности и напряженности деятельности руководителя.

Принятие решения в различных видах труда. Характеристика управленческого решения. Консультирование по принятию решения. Основные положения теории принятия решения. Средства и процедуры, используемые в процессе консультирования. Стратегии поведения лиц в ситуации, когда требуется принять решение (По Джанису и Манну). Стили поведения руководителя команды в сложной ситуации, требующей быстрого решения. Решетка стилей Р.Блейка. Основания, используемые для классификации стилей по Р.Блейку.

Психологические особенности функции регулирования. Психологические методы управления в структуре методов регулирования. Классификация социальных и психологических методов управления. Соотношение этих методов с психологическим воздействием. Их отличие от прочих методов управления.

Имитационные модели деятельности операторской команды. Исходные положения модели (по А. Зигелю и Дж. Вольфу). Метод Монте-Карло. Предположение о связи между напряженностью ситуации и скоростью действий человека. Испытания модели. Соответствие модели реальному процессу.

Психологические аспекты оценки, подбора и расстановки руководителей (параметры, критерии, процедуры). Сфера применения экспертных процедур в оценке руководителей; типы экспертных процедур, отбор и подготовка экспертов. Управленческая концепция руководителя. Соотношение феноменов «стиль управления» и «управленческая концепция». Профессиональные ценности в структуре управленческой концепции руководителя. Методы исследования стилей управления и управленческой концепции. Управленческое и индивидуальное психологическое консультирование в сфере психологического обеспечения управления человеческими ресурсами. Функции управленческого консультирования. Взаимоотношение консультирования и других видов психологической практики. Факторы, определяющие специфику управленческого консультирования. Конфиденциальность и доверие как основа консультативного взаимодействия. Нормы профессиональной этики для консультантов. Наиболее типичные консультативные запросы в рамках психологического обеспечения управления человеческими ресурсами. Индивидуальное психологическое консультирование в организационной практике и при работе с руководителями. Методологический аспект индивидуального консультирования. Процедура, стратегии и типы вмешательства в индивидуально психологическом консультировании. Социально-психологическое сопровождение и коучинг.

Социокультурные и организационные нормы труда. Организационная мифология. Организационная политика и личная жизнь. Понятие «организационной культуры». Методики оценки организационной культуры.

Поиск и отбор персонала. Основные принципы построения системы поиска и отбора. Комплексный подход. Прогностичность отбора. Планирование системы отбора. Мониторинг рынка труда. Определение потребности в найме. Кадровое делопроизводство. Должностные инструкции. Критерии отбора: объективные и субъективные факторы. Внешний и внутренний отбор. Организация процесса отбора. Определение вакантной должности. Поиск и привлечение кандидатов. Сбор и анализ сведений. Анализ резюме. Учет особенностей профессиональной единицы и специфики деятельности компании. Осуществление подбора персонала в кадровую службу компании и на др. вакансии.

Подбор менеджеров среднего и высшего звена. Headhunting. Методы отбора. Интервьюирование, психодиагностические и профессиональные методики отбора. Процедура собеседования. Уровни собеседований. Личностные опросники. Проективные методики. Моделирование ситуаций. Групповые методы отбора. Профиль кандидата. Проверка достоверности информации, предоставляемой кандидатом. Принятие решения о приеме кандидата на работу. Переговоры об условиях найма. Подписание контракта. Краткосрочный и долгосрочный наем. Обратная связь.

Особенности профессионального самоопределения. Профориентация как комплексная социальная проблема. Психологические аспекты профориентации молодежи и реориентации безработных. Типы профессиональных карьер. Выбор профессии, как проектирование профессионального жизненного пути. Индивидуальная профконсультация как условие активизации профессионального самоопределения. Общая структура и типы индивидуальных ситуаций выбора профессии, условия создания приемлемого личного профессионального плана. Задачи профконсультации, принципы и методы работы психолога-практика в роли профконсультанта. Активные методы (игры) в профориентации и профконсультации. Психологическая и врачебная профконсультация. Анализ возможностей и ограничений в отношении точности и дальности профконсультационного прогноза.

Литература

 

Основная литература

 

1. Асеев В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М.: Экономика, 1974. 191 С.

2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» - М.: Флинта: МПСИ, 2000

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд.-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 280 с.*

4. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд.-во Моск. ун.-та, 1992. 94 С.

5. История советской психологии труда. Тексты (20-30-е гг. ХХ в.) / Под ред. В.П.Зинченко, В.М.Мунипова, О.Г.Носковой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

6. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. (Учебное пособие.) - СПб.: Питер. 2003.

7. Кабаченко Т.С. Психология управления (Учебное пособие.)-М.: Педагогическое общество России. 2000.

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд.-е Моск. ун.-та, 1988. Или 2-е изд. М.: Юнити, 1998. 350 с.

9. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996. 400 С.

10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. Учебное пособие. М.: Изд.-во Моск. ун.-та, 1995.

11. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. — М.: МГУ, 1992.

12. Котик М.А. Психология безопасности. Таллинн, 1981. 408 С.

13. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Моск. ун.-та. Сер. 14. Психология, 2000, № 3. С. 4-22.

14. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд.-во Моск. ун.-та, 1984. 187 С.

15. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М.: Смысл, 2007.

16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Дело», 1992, гл. 13, 18, 19.

17. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957 гг.) /Под ред. Е.А.Климова. — М.: МГУ, 1997.

18. Носкова О.Г., Психология труда /Под ред. Е.А.Климова. — М.: «Академия», 2004 (2011 – 6 изд.).

19. Петров В.Л. Психологическое проблемы профессиональной переориентации взрослых // Психологический журнал, 1993, № 3.

20. Практикум по инженерной психологии и эргономике/ Под ред. Ю.К.Стрелкова, М.: Академия, 2003

21. Практикум по психологии профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой и др. – С-Пб.:Изд.-во С.-Пб. ун.-та, 2000. –200 с.

22. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. / Сост. А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. - М.: «Радикс», 1995. - 448 С.

23. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия /Сост. В.А.Бодров. — М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007.

24. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/Сост. А.Е. Тарас, К.А. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2000. – 480 с.

25. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд.-во Моск. ун.-та, 1985. гл. 3, 4.

26. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Изд. «Академия», 2005.

 

Дополнительная литература

 

1. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М.Чиксентмихайи) // Вестник Моск. ун.-та. Сер.14. Психология. 1995, № 2. С. 53-61.

2. Буякас Т.М., Любимова Г.Ю., Михеев В.А., Родина О.Н. Конфликты в разнотипных профессиях // Мир психологии, 1997, № 3, с. 81-94.

3. Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. М.: Медгиз, 1958. 148 С.

4. Геберт Д., Розенштиль Л. Организационная психология. — Харьков, 2006.

5. Гертер Г., Оттл К. Работа в команде. Практические рекомендации для успеха в группе /Перев. с нем. — Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2006.

6. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М.: Наука, 1970. 272 С.

7. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд.-во Ленингр. ун.-та, 1979. С. 6-128.

8. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник Моск. ун-та, Серия 14. Психология, 1987, № 4.

9. Зигель А., Вольф Дж. Модели группового поведения в системе «человек-машина». – М., 1973.

10. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии, 1988, № 6.

11. Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология, 2000, № 2.

12. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. – М.: Знание, 1986. – 80 с.

13. Климов Е.А. Как выбирать профессию? Книга для учащихся старших классов средней школы. 2-е изд., М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону.: Изд.-во «Феникс», 1996. С. 337-434.

15. Колбановский В.Н. Так называемая психотехника //Психологический журнал, 1992. 3.

16. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н., Носкова О.Г. — И.Н. Шпильрейн и советская психотехника // Психологический журнал, 1990, № 2.

17. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984., гл.1-3.

18. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. Перев. с англ. — СПб.: Питер, 2003.

19. Курек Н.С. Педология и психотехника о нравственном, интеллектуальном и физическом уровнях развития населения СССР в двадцатые годы // Психол. журнал, 1997. № 3.

20. Курек Н.С. Социально-политические факторы и последствия запрета педологии и психотехники // Психологический журнал, 1998, № 1.

21. Любимова Г.Ю. Профессиоведение: конфликтологический подход // Мир психологии, 1997, № 3. С.62-70.

22. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В книге: Мерлин В.С. Психология индивидуальности. — М.-Воронеж, 1996.

23. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. — М.: Наука, 2001.

24. Мясищев В.Н. Работоспособность и болезни личности // Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1965. С. 17-51.

25. Орел. В.Е. Развитие личности профессионала // Психология труда /Под ред. А.В.Карпова. — М.: Владос-пресс, 2003.

26. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.: Энергия, 1965.

27. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 142 с.

28. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе / Перев. с англ. — М.: HIPPO, 2005.

29. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Психология музыкальных способностей. Ум полководца // Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1985. С.15-305.

30. Толочек В.А. Индивидуальный стиль – устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии, 1987, № 4.

31. Тютюнник В.И. Психолого-педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1989, № 4.

32. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 С.

33. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: «Логос», 1994.

34. Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. Ярославль, 1981.

Примерные вопросы к государственному экзамену

 

1. Предмет и задачи психологии труда как отрасли науки, учебной дисциплины и профессии. Сущностные характеристики труда, отличающие труд от других видов деятельности; психологические признаки сознания субъекта труда, метод их оценки (по Е.А. Климову).

2. Задачи, объект воздействия, предмет изучения, основные концепции, подходы и методы исследования в инженерной психологии и эргономике.

3. Возникновение и развитие психологических наук о труде в России: проблема периодизации.

4. Концепция эргатической системы, её теоретические модификации в инженерной психологии и психологии труда; экономическая, техническая и психологическая оценка эффективности эргатической системы; трудовые действия и эргатические функции, классификация эргатических функций.

5. Общая программа психологического изучения объектных компонентов трудовых постов (должностных позиций) в организации и возможности ее использования для выявления психических регуляторов деятельности профессионалов.

6. Профессиографирование как средство планирования деятельности психолога при решении различных практических задач в сфере профессионального труда. Особенности методов исследования в психологии труда и в психологическом профессиоведении.

7. Идеал «нормального труда» и развития его субъекта; нежелательные варианты профессионального развития, способы их оценки, пути коррекции и профилактики.

8. Развитие человека как субъекта труда в онтогенезе и цикле профессионализации. Концепция личностной зрелости и ее использование в управлении персоналом организации.

9. Профессионализм персонала как фактор безопасности эргатических систем и основа управления продуктивностью и качеством производства. Теории профессионального обучения. Современные методы профессиональной подготовки.

10. Классификации профессий, профессиональных задач, трудовых действий в психологии труда и смежных дисциплинах: цели использования, основания классификации, методы разработки.

11. Структурные и процессуальные концепции трудовой мотивации и их применение в практике менеджмента.

12. Совместная деятельность команды операторов. Имитационное моделирование деятельности операторских команд. Психологические проблемы оптимизации деятельности группового субъекта профессионального труда.

13. Функциональные состояния человека в труде: содержание, характеристики, факторы, методы исследования и оценки, пути оптимизации.

14. Концепции профессионального развития и их использование в консультировании по выбору профессии. Методы и технологии карьерного консультирования старшеклассников.

15. Концепция оперативного образа: концептуальная модель и оперативный образ. Свойства оперативного образа, область применения.

16. Организационная психология как область междисциплинарных исследований, ее предмет, основные направления исследований, уровни анализа организационного поведения.

17. Системный подход к пониманию профессиональной пригодности человека. Возможности и ограничения психологического прогнозирования профессиональной пригодности. Психометрические требования к методам профессионального отбора.

18. Понятие ошибки профессионального действия. Типология отказов в эргатических системах (по Е.А. Климову), психологические, эргономические и организационные способы их профилактики.

19. Соотношение информационной и образно-концептуальной моделей в автоматизированных и автоматических системах управления. Инженерно-психологические требования к информационным моделям, средствам отображения информации и органам управления.

20. Индивидуальный стиль трудовой деятельности: теоретические основы исследования его генеза и реализации, условия направленного формирования и коррекции.

21. Современные концепции профессионального стресса. Методы и приемы консультирования лиц, находящихся в условиях профессионального стресса.

22. Оценка эффективности использования методов психологической саморегуляции в условиях практики. Сравнительный анализ трёх различных методов психологической саморегуляции.

23. Психологическая характеристика деятельности руководителя. Управленческое взаимодействие. Власть руководителя и проблема баланса власти в системе руководитель-подчинённый: психологический контекст.

24. Варианты профессионального взаимодействия и общения работников. Разновидности профессиональных конфликтов. Модель исследования и оценки конфликта как процесса. Функциональные и дисфункциональные конфликты, возможности управления конфликтами.

25. Психолого-трудовые и эргономические аспекты социально-профессиональной реабилитации больных и инвалидов. Лечебные свойства ручного труда и целенаправленных занятий, используемые в трудотерапии (на примере восстановления больных после физических травм верхних конечностей и при психопатологии).

26. Психологические исследования безопасности производственной деятельности. Метод критического инцидента в расследовании аварий и ошибок. Культура производства и ее роль в профилактике происшествий.

27. Продукты труда и их разновидности. Подходы и методы в оценке эффективности профессиональной деятельности.

28. Концепция психологического обеспечения инновационной деятельности организации. Подходы к оценке степени успешности инновационной кампании в организации.

29. Концепция практического мышления руководителя, специалиста-профессионала: исторический взгляд и современные исследования.

30. Особенности образа мира у представителей разнотипных профессий.

31. Временной анализ трудового процесса. Временная связность образа мира и структур опыта профессионала.

32. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта, их генез, возможности направленного формирования и оценки.

33. Психологические особенности деятельности руководителя при различных формах соподчинения. Последствия ролевой неопределенности. Управленческая нагрузка и диапазон управления.

34. Принятие решения в различных видах труда. Характеристика управленческого решения. Консультирование по принятию решения.

35. Психологическое воздействие, разновидности методов и способов воздействия; психологические методы управления в организационной практике.

36. Метод экспертной оценки в психологии труда, инженерной психологии и эргономике (возможности и ограничения, пути повышения достоверности оценок). Экспертные процедуры в оценке руководителей.

37. Медико-биологические основы эргономической оценки условий труда и трудовой нагрузки работника.

38. Тяжесть труда в узком и широком понимании; степень тяжести труда как интегральная оценка неблагоприятного влияния совокупности трудовых факторов на состояние работника; возможность экспертной оценки тяжести труда.

39. Мышление профессионала: исторический взгляд и современные исследования.

40. Методы и технологии психологического анализа профессиональной деятельности работника, выявления профессионально-важных качеств, компетенций и компетентности.

41. Векторно-координатный метод оценки и проектирования рабочих мест: теоретические основы и практика применения. Особенности психологического подхода к проектированию профессиональной предметной среды.

42. Оценка влияния шума и освещения на производительность труда. Критерии оценки травмирующего характера шума и освещения. Почему, на ваш взгляд, фактор освещения рабочих зон не оказывал влияния на производительность и качество труда сборщиц электрических реле в Хоторнских экспериментах?

43. Понятие организации как социотехнической системы; типы организаций и их классификация по целевой направленности. Успешность работы организации: критерии продуктивности и эффективности деятельности организации. Методика организационного скрининга.

44. Типы организационной культуры и методы их оценки. Процедура сравнения организационной культуры двух организаций.

45. Мотивационный потенциал трудового поста (должностной позиции); какими шкалами данный конструкт описывается в методике Олдхэма и Хакмана?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: