Устав Ярославской области – основной закон субъекта РФ, который закрепляет правовой статус области, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления.
Устав Ярославской области состоит из 6 глав. В первой главе описываются общие положения. Содержит 13 статей. Вторая глава посвящается Ярославской областной Думе. Содержит 20 статей.
Третья глава раскрывает понятия Губернатора Ярославской области, описывает его статус, полномочия. Содержит 9 статей. Четвертая глава повествует о правительстве ЯО и иных органах исполнительной власти. Содержит 10 статей. Пятая глава посвящена местному самоуправлению. Содержит 5 статей.
Шестая глава –Заключительные положения. Содержит 1 главу в которой прописывается,что: «Настоящий Устав вводится в действие законом Ярославской области о введении в действие Устава Ярославской области».
13. Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и виды.
Конституционный строй - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.
В понятие основ конст. строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократическог, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.
Признаки конституционного строя:
» верховенство права; » широкие права и свободы человека, их гарантированность;» участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство; » разделение властей.
Элементы конституционного строя РФ:
1. республиканская форма правления; 2. суверенитет РФ; 3. права и свободы личности; 4. источник власти - многонациональный народ России; 5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
6. федеративное государственное устройство; 7. гражданство РФ; 8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 9. организация местного самоуправления.
14. Народовластие как основа конституционного строя: понятие и формы.
Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.
Формы народовластия.
1)Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия).
2)Народ осуществляет свою власть через органы гос-ной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия).
Непосредственная (прямая) демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам гос-ого или местного значения.
Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, выражающих волю народа или представителей определённой территории.
15. Референдум как форма непосредственного народовластия: понятие и виды.
Референдум -- форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
Виды референдумов. По масштабам проведения референдумы подразделяются на: общенациональные (общегосударственные), т.е. проводимые на всей территории страны; региональные, т.е. проводимые в масштабах более или менее крупной части страны (региона), например, субъекта федерации или иной автономной части; местные, т.е. проводимые на муниципальном уровне, в том числе и в рамках местного самоуправления. По их содержанию референдумы разграничивают на: конституционные, т.е. по проекту конституции или поправкам к ней; законодательные, т.е. по проектам законов; консультативные, т.е. по важному принципу или направлению деятельности государства, правительства, регионального или местного органа власти и т.д.
Референдумы могут классифицироваться и по другим основаниям. Так, по обязывающей силе своих итогов они подразделяются на решающие, т.е. вызывающие обязательные юридические последствия, и консультативные, т.е. могущие вести к таким последствиям, но могущие и не вызывать их. При проведении законодательного референдума он может проводиться в различное время и играть разную роль.
16. Понятие и виды выборов.
Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо - президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют 2 и более кандидатов или несколько партий.
Виды выборов:
1. Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и др. должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (напр., в США), правительства, судьи и др.
2. Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.
3. Очередные и внеочередные выборы. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.
4. По уровню проведения выборы делятся: национальные (федеральные); региональные; муниципальные.
5. Безальтернативные выборы (выборы без альтернативы) - вид выборов, при котором в предвыборной гонке участвует только один кандидат или одна партия. Электорат при этом может голосовать только за или против кандидата.
17. Вопросы, порядок инициирования и назначения референдума Российской Федерации.
Референдум РФ - это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, деи̌ствующим федеральным конституционным и федеральным законам и иным вопросам государственного значения.
Референдум РФ проводится только по вопросам общегосударственного значения.
1) изменение статуса субъектов РФ;
2) досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а равно проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы, досрочное формирование Совета Федерации либо отсрочка этих выборов;
3) принятие и изменение федерального бюджета͵ исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств государства;
4) введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты;
5) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) амнистия и помилование.
Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации включает несколько стадий:
1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;
2) назначение референдума;
3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;
4) проведение агитации;
5) голосование и определение результатов референдума;
6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.
Принципы проведения всероссийского референдума˸
1) всеобщность;
2) равенство права всех граждан РФ на участие в референдуме;
3) волеизъявление граждан должно быть прямым на референдуме;