Особенности организации дошкольного образования в РФ




ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Особенности организации дошкольного образования в РФ

 

Дошкольные образовательные учреждения являются первым уровнем системы государственного образования.

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, которое реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе особенности образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольное образование можно получить как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и в форме семейного образования. Образовательное учреждение осуществляет не только получение дошкольного образования, но и присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Функционирование образовательных учреждений осуществляется с помощью федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 года ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт определяет:

- формы обучения по образовательной программе, которая, в свою очередь, определяет содержание дошкольного образования;

- формы получения дошкольного образования;

- сроки получения дошкольного образования;

- требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования;

- самостоятельную разработку и утверждение образовательными организациями образовательных программ дошкольного образования.

Задачи ДОУ
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения на рис.1.

 

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей  
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

 

 


Рисунок 1. Основные задачи ДОУ

 

В группах осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации: рис. 2.

Группы
группы общеразвивающей направленности
группы компенсирующей направленности
реализация образовательной программы дошкольного образования
реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
группы оздоровительной направленности
создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий
группы комбинированной направленности
осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников
группы детей раннего возраста
без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет
группы по присмотру и уходу
без реализации образовательной программы для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152697/ © КонсультантПлюс, 1992-2014
семейные дошкольные группы
с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях, могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152697/ © КонсультантПлюс, 1992-2014

 


Рисунок 2. Группы в образовательных дошкольных организациях

 

Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы в соответствии со своим уставом по пятидневной или шестидневной рабочей неделе.

Группы имеют право функционировать в режиме:

- полного дня (12-часового пребывания);

- сокращенного дня (8 - 10,5-часового пребывания);

- продленного дня (13 - 14-часового пребывания);

- кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.

По желанию родителей (законных представителей) группы могут функционировать также в выходные и праздничные дни.

Родители (законные представители) воспитанника имеют права без взимания платы на получение консультативной, методической, диагностической, психолого-педагогической помощи.

Для функционирования дошкольных образовательных учреждений, которые осуществляют воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, разрабатываются адаптированная образовательная программа и индивидуальная программа реабилитации инвалидов.

В ДОУ создаются специальные условия, включающие в себя использование образовательных программ и специальных методов воспитания, обучения и развития таких детей, а именно:

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь.

В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается: рис.3.

 

 

Группы детей с ограниченными возможностями здоровья


 

для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению
присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152697/ © КонсультантПлюс, 1992-2014
для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации
для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений)

 


Рисунок 3. Группы детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в группах должно быть не более 15 человек. Образование этих детей может осуществляться как в отдельных специализированных учреждениях, так и вместе с другими.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: