АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ОБЩЕНИЕ С НИМ
Контрольная работа по дисциплине «Педагогическая психология»
Салиховой Елены Владимировны
студентки 2 курса,
специальность «Психология»
(второе высшее)
заочной формы обучения
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук, доцент
Ксёнда Ольга Григорьевна
Дата сдачи на кафедру__________
Методист:
Минск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 3
2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ОБЩЕНИЯ С НИМ 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 7
ПРИЛОЖЕНИЕ. 8
АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задание:
- найти в художественной литературе отрывок про учебу человека и общение с педагогами (могут быть разные отрывки).
- проанализировать учебную деятельность (на основе любой из структур по учебнику).
Для анализа я взяла отрывок из детского рассказа Глеба Горышина «Любовь к литературе» (см. приложение). Анализ учебной деятельности я делала по следующей структуре, представленной в пособии О.Г. Ксенды [3, с. 62]:
● учебная мотивация;
● учебная ситуация (состоит из учебной задачи и учебных действий);
● контроль (самоконтроль);
● оценка (самооценка).
В данном отрывке рассматривается ситуация опроса ученика учителем истории. Проанализирую учебную деятельность исходя из приведенной выше структуры:
1. Учебная мотивация
По М.В. Матюхиной выделяют 2 типа мотивов, заложенных в самом процессе УД – мотивация содержанием и мотивация процессом [3, с. 77].
У учащегося в приведенном отрывке отсутствует мотивация содержанием. Так, Юзик Горчинский при ответе на вопрос учителя истории не проявляет интереса к фактам (Юзик не может назвать основы правления Шамиля); у ученика отсутствует интерес к сути явления (вопрос об авторитете Шамиля как вождя ученик пропускает мимо ушей).
В данном отрывке на мой взгляд, представлена мотивация процессом – и преобладает исполнительский уровень – выполнение деятельности. Так, Юзик мотивирован на ответ учителем, который задал учащемуся необходимую деятельность для получения оценки – ответить на поставленный вопрос.
Также в данном отрывке можно увидеть и вторую группу мотивов, которую выделяет М.В. Матюхин. В частности, отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей. Так, в представленном отрывке Юзик вынужден отвечать на вопрос учительницы, хотя явно не знает ответа, чтобы избежать неприятностей – плохой оценки.
Исходя из анализа учебной мотивации в данном отрывке, я думаю, что у учащегося, преобладает такой вид мотивации, как учеба в качестве вынужденного поведения.
2. Учебная ситуация (состоит из учебной задачи и учебных действий)
В данном отрывке учебная ситуация является нейтральной, а не проблемной, так как она связана с усвоением опыта в результате работы с полученной информацией. Так, Юзик должен ответить на вопрос учителя исходя из полученной им информации ранее на уроке и в учебнике.
В данном случае учебная задача это: рассказать об основах правления в государстве Шамиля (по А.Н. Леонтьеву характеристики учебной задачи состоят в том, что она выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, данную в определенных условиях), т.е. цель – рассказать об основах правления в государстве Шамиля, данную в определенных условиях – выполнить учебную задачу на уроке истории.
Учебные действия – то, что нужно выполнить ученику для решения учебной задачи, т.е. в данном случае ответить на поставленный вопрос и на дополнительные, связанные с основным вопросом учителя.
3. Контроль (самоконтроль)
Контроль предполагает звенья: ● модель, образ желаемого результата; ● процесс сличения образа и реального действия; ● принятие решения о коррекции или продолжении действия; ● обратная информация, на основе которой изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей и решения учебных задач [3, с. 68].
В описываемой ситуации, на мой взгляд, контроль выстроен следующим образом, исходя из перечисленных выше компонентов:
Первый компонент – образ желаемого результата – ответить на вопрос, чтобы не получить отрицательную оценку.
Второй – процесс сличения образа и реального действия – попытка решить учебную задачу, т.е. ответить на вопрос об Шамиле, даже при отсутствии знаний.
Третий компонент – принятие решения о коррекции или продолжении действия – несмотря на уточняющий вопрос учителя об личности Шамиля как вождя, чтобы направить ответ учащегося в нужное русло, Юзик не отвечает на вопрос, а «пропускает его мимо ушей», т.е. принимает решение о продолжении действия – бессмысленно и беспредметно отвечать на предыдущий вопрос и игнорировать уточняющий.
Четвертый компонент в данной ситуации отсутствует.
4. Оценка (самооценка)
Оценка – это система критериев для соотнесения образа результата и реальных результатов (промежуточных и конечного), а также моделей действий и реальных действий (по А. В. Захарову) [3, с. 69].
В рассматриваемом мной отрывке отсутствует развернутое суждение со стороны учителя истории с аргументацией выводов ответа ученика Юзика, оценка осуществлена в свернутой форме – в виде прямого выставления оценки - тройки.