Специфика технологической подготовки школьников в условиях учреждений дополнительного образования




В современных социально-экономических условиях подготовка школьни­ков к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новое значение. Наряду с сокращением и реструктуризацией рынка труда резко изменились требова­ния к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего образования. Анализ занятости населения показы­вает, что при достаточно высоком образовательном цензе молодежи вероят­ность реализации полученных знаний на практике невелика, лишь ма­лая часть выпускников средних и высших профессиональных учебных заведе­ний получает возможность профильного трудоустройства.

Низкая конкурентоспо­собность молодежи делает ее наиболее незащищенной катего­рией на современном рынке труда. Чаще всего это обусловлено несоответствием получен­ного образования профессиональным интересам и рыночному спросу, недостаточной квалификацией и неготовностью молодых специалистов к практиче­ской деятельности [Евладова, 2008, с. 202].

Качество подготовки специалистов в средних и высших учебных заведе­ниях определяется структурой и содержанием предшествующего общего образова­ния, подготовленностью школьников к профессиональному обучению.

Отечественный педагогический опыт показывает, что практическая подготовка учащихся в настоящее время осуществля­ется преимущественно на базе школьных учебных мастерских. Это особенно актуально в условиях сельской школы. Ограниченные возможности механизации и материально-технического обеспечения учебно-производственных процессов приводят к изменению направленности трудовой подготовки школьников. Обучение в школьных мастерских в большинстве своем ориентировано на сферу ремесленного, часто ручного труда, что приво­дит к стагнации, а подчас и деградации целей и задач технологического обуче­ния.

Общеобразовательная практикоориентированная подготовка включает в себя трудовое и технологическое обучение, завершающееся специализированной подго­товкой старшеклассников.

Анализ организации профессиональной подго­товки школьников (см. таблицу 1.3.) указывает на современные тенденции и условия развития технологического образования.

 

Таблица 1.3.

Организация профессиональной подготовки старшеклассников (в %)

  Школьные мастерские   % Учебно- призводсвенные комбинты % Учебные участки предприятий % На базе профессио­нальных учебных заведений %
Город        
Село       -

 

Роль учебно-производственных комбинатов (УПК) становится заметной в дос­таточно больших населенных пунктах с расширением системы межшколь­ного взаимодействия. Современные профессионально-образовательные потребно­сти школьников выдвигают новые требования к содержанию деятельно­сти УПК по решению задач технологического обучения, совершенствованию его научно-методического и организационного обеспече­ния [Сальцева, 2010, с. 45].

Практика последнего периода показывает, что с изменением социально-эконо­мических условий резко сократились функции и возможности учебных участков предприятий, призванных осуществлять практическую подготовку и диагностику учащихся в процессе реального производства.

Следует отметить, что в условиях современного сокращения экономической базы системы образова­ния крайне слабо используются возможности взаимодействия и комплекс­ного использования образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного и профессионального образования.

Работа в сфере материального производства явля­ется ориентиром лишь для некоторой части школьников. Среди объективных индикаторов личностных, в том числе профессионально значимых интересов можно отметить распределение учащихся по различным видам деятельности в системе дополнительного образования. Оно подтверждается спектром формирую­щихся в процессе обучения и творческой практической деятельности профессиональных интересов и устремлений подростков.

По окончанию основной школы около третьей части городских и почти поло­вина сельских школьников переходят на обучение в систему начального и среднего профессионального образования по профилям производственных и, чаще, непроизводственных специальностей. На выбор профессиональной траекто­рии влияют не только личностные качества, но и конъюнктура рынка труда, общественные условия и социальные возможности учащихся.

Перешедшие в старшие классы школьники продолжают технологическое обу­чение, которое может быть общетрудовым или профильным в зависимости от готовности системы образования к решению задач специализированной подго­товки школьников [Цит. по: Ануфриева, 2014, с. 127].

Кроме того, имеющее место в процессе технологического обучения разделе­ние контингента учащихся по половому признаку (на мальчиков и дево­чек) отвечает традиционному решению вопросов самообслуживания и самообеспе­чения в процессе бытового разделения труда, однако не решает за­дачи профессионально-ориентированной подготовки учащихся. Следует также отметить низкий уровень профессиональной мотивации общего и трудового обуче­ния школьников и необходимость обеспечения этой важнейшей составляю­щей целеполагания учебного процесса.

В наши дни технология приникает во все сферы жизни – от промышленно­сти и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления. Требования, предъявляемые к человеку на современном этапе развития общества, существенно изменились: от работника требуются не только хорошо развитые производственные функции, но и умения проектиро­вать, анализировать, принимать решения, выполнять творческую работу. Зада­чей первостепен­ной важности становится подготовка подрастающего поколе­ния к жизни в сложном информационно-технологическом обществе.

Анализ отраслевой структуры рынка труда, относительного уровня заработ­ной платы и профессиональных устремлений учащихся на примере облас­тей центрального региона за последние годы (таблица 1.4.) указывает на несба­лансированность социально-экономического развития современного обще­ства и необходимость совершенствования процессов его обеспечения.

Однако среди особенностей существующей системы технологического обуче­ния следует отметить социально обусловленное построение его базовой части по отраслям и компонентам хозяйственной деятельности. Это входит в противоречие с задачами личностно-ориентированного построения профессио­нально значимого обучения школьников в соответствии с объектами и типами профессиональной деятельности [Цит. по: Крашенинников, 2013, с. 22].

Таблица 1.4.

Отраслевая структура и профильное обучение школьников (в %)

Отрасли экономики Струк­тура эко­номики Уровень зарплаты отн.сред. Распределение уча­щихся
Всего Город Село
Промышленность          
Сельское хозяйство          
Транспорт и связь          
Строительство     0,5 0,5 -
Торговля и общепит         -
Жил.- ком. хозяйство          
Прикладная экономика         -
Наука, здравоохранение, образо­вание, культура          
Прочие   -      

 

Технологическое образование школьников может осуществляться различными путями. В общеобразовательной школе технологическое образова­ние, в основном, осуществляется посредством реализации образовательной об­ласти «Технология», включенной в инвариантную часть базисного учебного плана согласно приказу Министра образования РФ.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе дополнительного образования является формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения [Тагариев, 2011, с. 24].

Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решения проблем, развитие творческих способностей, сознательности, гибкости, предприимчивости.

Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

Технологическая культура предполагает овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Технологическая культура включает ряд сторон: культура труда, информационную и графическую культуры, культуру дизайна, предпринимательскую и проектную культуры, культуру человеческих отношений и экологическую культуру.

Технологическое образование – это процесс и результат творческого, актив­ного приобретения учащимися технологических знаний, умений, навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выра­жающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе [Бим-Бад, 2010, с. 392 ].

Основной целью технологического образования, является «подготовка моло­дежи к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире».

Исследователи В. Д. Семенов, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолов отмечают, что в системе общего образования образо­вательная область «Технология» формирует у учащихся систему технологи­ческих знаний и умений, закладывающую основы для успешной созида­тельной и преобразовательной деятельности, внутреннюю потребность и уважительное отношение к процессу и результатам труда, формированию трудо­вой, графической, предпринимательской, экологической, информацион­ной, этической, эстетической культур. [Цит. по: Александрова, 2014 с. 22]

В современном образовании актуальной темой остается вопрос сохране­ния единого образовательного пространства, которое обеспечит условия, необходи­мые для реализации каждым человеком права на полноценное образова­ние. Для обеспечения целостности и непрерывности технологического образования школьников, необходима его реализация в процессе дополнитель­ного образования, являющегося необходимой составляющей единого образователь­ного пространства. Основное и дополнительное образование в настоя­щий момент рассматривается как «равноправные сферы общего образова­ния, обеспечивающие его целостность» [Тагариев, 2011, с. 26].

Образовательный потенциал дополнительного образования уже сегодня огро­мен и устойчиво возрастает. Проблемам дополнительного образования посвя­щено достаточное количество работ. Определения термина «дополнитель­ное образование» приводятся во многих из них. Рассмотрим некоторые.

Дополнительное образование – это особая подсистема общего образова­ния, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивиду­альный образовательный путь на основе свободного выбора содержатель­ной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы [Сластенин, 2010, с. 307].

Дополнительное образование – это особое (внеучебное для школьников) обра­зовательное пространство, реализуемое в свободное время школьника, где субъективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по развитию индивида и его самоопределению и самореализации [Бим-Бад, 2010, с. 84].

За основу возьмем определение, закрепленное в законе РФ «О дополнитель­ном образовании» (постановление 2006 года):

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обу­чения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образова­тельно-информационной деятельности за пределами основных образователь­ных программ в интересах человека, общества, государства [Куркина, 2010, с. 23].

При этом под дополнительными образовательными услугами будем пони­мать «удовлетворение потребности личности в приобретении дополнительных знаний и развитии творческих способностей под руководством специалистов»; под информационно-образовательной деятельностью – «вид дополнитель­ного образования, направленный на оперативное удовлетворение потребностей человека в информации по различным областям знаний» [Буйлова, 2013, с. 163].

Организационно-правовые основы дополнительного образования находят от­ражение в следующих нормативных документах: закон РФ «Об образовании» (1992 г.), закон РФ «О дополнительном образовании» (2006 г.), «Типовое положе­ние об образовательном учреждении дополнительного образования де­тей» (2007 г.).

Структура дополнительного образования сложилась и характеризуется вариа­тивностью направлений. Так, В.А. Березина выделяет следующие виды дополнительного образования [Буйлова, 2011, с. 139]:

− дополнительное образование детей как вариативная часть общего сред­него образования, целенаправленный процесс воспитания и обучения посредст­вом реализации дополнительных образовательных программ.

− повышение квалификации – вид дополнительного образования, направлен­ный на обеспечение нового качества выполнения работником своих профессиональных функций;

− профессиональная переподготовка – освоение дополнительных образователь­ных программ в целях выполнения нового вида работы;

− самообразование;

− стажировка;

− дополнительные образовательные услуги;

− информационно-образовательная деятельность.

Переход к третьему тысячелетию связан с технологической революцией, кото­рая охватывает все виды человеческой деятельности. Сфера применения технологии расширяется, технологический подход распространяется на все сто­роны общественной жизни, в том числе, и на социальное управление, науку, образо­вание. Технология становится существенным фактором развития общества [Тхоржевский, 1987, с. 49].

Меняющиеся условиях требуют от человека готовности ориентироваться в современной технологической действительности, выбирать оптимальные спо­собы деятельности на основе осознания своей ответственности за этот выбор, результаты и последствия их применения для существования цивилизации, а также быстрой адаптации без стрессов и потрясений к меняющейся социальной и технологической среде. Технологическая подготовка становится необходимой для любого человека и его общего образования.

Сказанное ведет к переосмыслению феномена технологической подго­товки в школе, определению ее места в общем образовании. Сама по себе постановка теоретических и практических проблем, связанных с технологиче­ской подготовкой школьников, не является для отечественной педаго­гики и практики школы чем-то новым. Необходимость изучения техноло­гии в рамках дополнительного образования как теоретическая, так и практи­ческая задача отмечалась на разных этапах развития школы и педагогиче­ской науки [Там же, 1987, с. 53].

В целом изучение технологии было ориентировано на подготовку школьни­ков к непосредственному систематическому участию в производитель­ном труде. Как правило, технологическая подготовка школьников своими це­лями и содержанием охватывала области промышленного и сельскохозяйственного производства, перспективы их развития.

Технологическая подготовка в дополнительном образовании – одна из важнейших составных частей воспитания, предусматривает ознакомле­ние учащихся на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся, способствует сознательному выбору трудового пути, создает основу, фундамент последующей профессиональной подготовки [Новиков, 2010, с. 26].

Ознакомление с научными основами производства и производственных отно­шений осуществляется на факультативных занятиях, в различных техниче­ских и опытнических кружках в школе и учреждениях дополнительного образова­ния. Практическое развитие навыков и умений обращаться с простей­шими орудиями производства, взаимодействовать с машинами и механизмами составляет главное назначение и содержание образовательной области «Техноло­гия». Формирование у учащихся готовности к труду, воспитание трудолю­бия, профессиональная ориентация обеспечиваются всей системой учебной и внеучебной работы образовательных учреждений (содержание учебных предметов, уровни трудовых учебных нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т.д.). Решающую роль в технологической подготовке играет участие школьников в трудовой деятельности взрослых (это позволяет на практике знакомиться с производственными отношениями и обязанностями, действенно проявлять духов­ные и физические способности). С этой же целью организуется работа учащихся в учебных цехах, учебно-производственных комбинатах, ученических производственных бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др. [Тагариев, 2011, с. 29].

Основным предназначением образовательной области «Технология» в учреждениях дополнительного образования является: продолжение формирова­ния культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых и гражданских качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

ГЛАВА 2. Организация деятельности кружка

«Умелые ручки»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: